Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

"Формы работы с ребенком с особо образовательными потребностями в условиях обучения на дому» (из опыта работы)
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане также этому вопросу уделяется большое внимание, так как количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений. А система образования должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в общеобразовательных школах.
Имеющаяся практика социализации детей с особо образовательными потребностями на данный момент в Казахстане недостаточно развита. Это ослабляет социальную позицию ребенка и усугубляет его неравный социальный статус. Общеобразовательные школы сегодня не готовы принять детей с ограниченными возможностями и «посадить» их в классы. Причин этому много, вот некоторые из них – нет необходимой материально-технической базы. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы пандусы, поручни вдоль стен, столы соответствующей высоты, доски на уровне глаз ребенка, передвигающегося в инвалидном кресле, возможность посетить библиотеку, актовый зал, туалет… Одним словом, необходима модернизация образовательной среды.
Также одной из причин является наличие кадров – необходимы в школах логопеды, дефектологи, сурдопедагоги и т.д. Одной из причин можно назвать и «готовность» учеников общеобразовательных школ принять детей с особо образовательными потребностями. Не исключается и проведение большой работы с родителями обеих категорий детей в формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Одной категории родителей нужно объяснить, что дети с особо образовательными потребностями – это обычные дети, имеющие право на общее среднее образование. Другую категорию родителей нужно убедить в большом положительном развивающем и воспитательном эффекте, который даст совместное обучение. Ведь обучение в общеобразовательной школе, среди сверстников, даст возможность ребенку с особо образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки. Общество не имеет право лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения со сверстниками.
Один из путей преодоления проблем – продвижение идеи инклюзивного образования, о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. В Казахстане инклюзивное образование только набирает обороты, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества.
Инклюзивное образование стремится к разработке подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Оно направлено на: •вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; •адаптацию детей-инвалидов в современном обществе; •создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; • умение превращать свои недостатки в достоинства; • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения. Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования, и при этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу [4, c.67].
Занимаясь с ребенком в условиях обучения на дому, стараюсь организовать занятия так, чтобы максимально приблизить к условиям общеобразовательной школы. Надо отметить, что в этом вопросе нахожу полную поддержку родителей. Методы, которые я использую в своей работе:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ (ноутбук)
3. Практические методы: устные и письменные упражнения.
Нужно хорошо владеть мастерством рассказа, чтобы обеспечить усвоение ребенком знаний в определенной системе, развивать их мышление, показать учащимся, как нужно умело пользоваться словом.
К. Д. Ушинский отмечал: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения». Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. Так, ребенку необходимо предложить посильные задания.
Обучая, воспитываем. Дети младшего возраста видят во взрослых защиту, опору, нуждаются в ласке, беспрерывном внимании и благодарят за все это искренней, трогательной детской любовью. Они избирают для подражания только то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них. Результатом этой работы является все положительное, что остается в обучающем ребенке. Поэтому воспитание поощрением – одна из форм воспитания умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Поощрение я часто применяю в своей работе, так как оно стимулирует ребенка, дает положительные результаты.
В перспективе, при правильной организации и реализации программы по внедрению инклюзивного образования в систему образования Республики Казахстан, даст положительные результаты для всех участников образовательного процесса.

Библиографический список:
1. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: зам.директора по УВР Кузгибекова Г.М., учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды.31с.
2. Статья «Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы» автор: магистр педагогических наук АркГПИ имени Ы.Алтынсарина Есиргепова В. Ж.,г. Аркалык
3. Статья «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья» автор: Искра В.В.
4. Д.Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: aruzhanna_2009 (2016-02-05) | Автор: Бекенова Жанна Балтабаевна E
Просмотров: 724 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-06-19, 10:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru