Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Разработка Нургазиновой Гульнары Жетписбаевны – учителя КГУ «Вспомогательной школы-интерната №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей. Семинар-тренинг для педагогов Тема: Детство без насилия и жестокости «Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него наказанием. И будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия». В. Белинский Цель: Профилактика насилия и жестокости, направленных против детей, защита прав каждого ребенка. Задачи: Познакомить с понятием «жестокое отношение с детьми», видами насилия. Предоставить информацию об основных законодательных актах, защищающих права детей Ознакомить педагогов с результатами анкетирования учащихся Обсудить вопросы эффективного общения с ребенком Рассказать о видах наказания и поощрения Разобрать педагогические ситуации Создать проект по профилактике и предотвращению жестокости и насилия в школе-интернате Оборудование: Проектор, презентация, социальные видеоролики, раздаточный материал Вступительное слово заместителя директора по ВР Омаровой А.З. Объявление темы и цели семинара-тренинга. Учитель Нургазинова Г.Ж. Результаты анкетирования воспитанников школы-интерната: 1. В анкетировании приняли участие 49 воспитанников 8-10 классов 2. 17 воспитанников категорически отрицают факты насилия в школе-интернате, 32 считают, что существует. С точки зрения учащихся, в школе встречается физическое и психологическое виды насилия. 3. На вопрос, применялось ли насилие в отношении тебя, положительно ответили 4 воспитанника. 4. На вопрос: «Если насилие применялось, то кем?» , со стороны воспитанников – 9, педагогами – 4, администрацией – 1, техперсоналом – 1, медиками – 1. 5. На вопрос: «Кому вы об этом рассказали?», никому – 7 человек, друзьям – 4, педагогам – 2, администрации – 1, психологу и социальному педагогу- 4. 6. Учащиеся предлагают такие варианты решения проблемы: обсуждение на классных часах проблем насилия – 11 , ужесточение дисциплины – 8, наказание взрослых за жестокое отношение к детям – 5, ящик доверия -9. Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей или лиц, их заменяющих, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. В нашем понимании жестокое обращение может сводиться только к избиению, но не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали. Первое общество по предотвращению жестокого отношения к детям было основано в 1884 году в Лондоне. За первые три года своего существования оно столкнулось с 762 случаями: Изнасилование – 333 Голодание – 81 Опасная жестокость -130 Заброшенность – 30 Оставление ребенка на произвол судьбы - 70 Другие случаи – 116 Смертельный исход – 25 132 случая были переданы в суд и было вынесено 120 приговоров Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. В странах СНГ насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 200 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. Из общего числа ребят, проживающих в 213 организациях Казахстана для детей-сирот, лишь 15,3 % человек – круглые сироты, остальные 84, 7% - социальные сироты. В Казахстане более 5 млн. детей. По результатам исследования 12% детей регулярно подвергаются избиениям в семье. Ежегодно в ЦАНы поступают около 9 тыс. беспризорных и безнадзорных детей. Более 18 тыс. – дети с девиантным поведением, состоящие на учете в ИДН. Законодательные акты, регулирующие права детей. Декларация прав ребенка (1959) является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Кодекс РК о браке (супружестве) и семье Все эти документы дают право: Право на любовь и заботу Право на неприкосновенность личности Право на безопасные условия жизни Право на защиту его от всех форм жестокого обращения, Право на жизнь и охрану здоровья, Право на образование, Право на игру, Право на сохранение своей индивидуальности Заместитель директора по воспитательной работе Омарова А.З. Насилие – это принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие". Насилие может происходить в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок - ребенок» В отношении детей выделяют следующие виды насилия: Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или постоянное психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. К психологическому насилию относятся угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; предъявление к ребенку завышенных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка в антисоциальное или деструктивное поведение (алкоголизм, наркомания и др.). Особенности поведения взрослых, совершающих психологическое насилие не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" Сексуальное насилие над детьми Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие нормы поведения в семье, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где дети удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. Последствия физического насилия унижает личность ребенка, убеждает его в собственном бессилии, порождает озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, понижает самооценку. Физические насилие учит детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Внешние причины насилия: - распространение в обществе алкоголизма, наркомании; - кризис морали; - кризис культуры; - влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др. Причины насилия в детских домах «Групповой» характер ситуации и закрытость таких учреждений увеличивают риск насилия вследствие существования таких факторов, как отсутствие частной жизни, ничем не сдерживаемое злоупотребление властью, дискриминация, неспособность персонала справиться с ситуацией и использование ненадлежащих дисциплинарных мер. Формы насилия в закрытых учреждениях для детей-сирот: Насилие, совершаемое одним ребенком в отношении другого ребенка Причинение вреда самому себе Насилие, совершаемое персоналом этих учреждений. Какие факторы побуждают человека к насилию над ребенком? Детство обидчика. Примерно 20% тех, кто совершал насилие над детьми, в детстве также подвергались избиениям и другим формам насилия. Употребление обидчиком алкоголя или наркотиков: Семейные проблемы Социальные факторы: Упадок моральных ценностей или чрезмерное насилие, которое освещается по телевизору, Интернету или в газетах. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность персонала учреждения, эмоциональное выгорание и неспособность самих взрослых справиться с ситуацией, Психологическая неустойчивость педагогов, профессиональная несостоятельность Последствия жестокого обращения с детьми в интернатах o Побеги o Суицидальные попытки o Акции протеста o Отказ от общения, уход в себя o Агрессивное, преступное поведение детей; o Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство o Жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться. Педагог-психолог Иванова Е.С. Практическая часть. Вам предоставляется возможность обсудить предлагаемые утверждения, и постараться их доказать или опровергнуть. Возможно, мнения в группах разделятся. УТВЕРЖДЕНИЯ: 1. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу. 2. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. 3. Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические. 4. Люди, подвергающие других насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и со своими жизненными проблемами. 5. Мужчины и мальчики, которые не бьют, трусы. 6. Если ребенок сам подвергался наказанию, насилию, то и сам будет делать то же самое. Время на обсуждение в группах: 3 минуты. Миф 1. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу Факт Физические наказания оставляют в детях чувства страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Взрослые, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности. МИФ 2. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Факт Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные - они выбирают для выражения своего гнева. МИФ 3: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические. ФАКТЫ: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они могут привести к депрессии и даже самоубийству. МИФ 4: Люди, подвергающие других насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и со своими жизненными проблемами. ФАКТЫ: состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей. МИФ 5: мужчины и мальчики, которые не бьют, трусы. ФАКТЫ: людям, которые применяют физическую силу, не хватает умения общаться и разрешать конфликты. Они чувствуют собственное бессилие и пытаются при помощи силы получить контроль над другими. Уверенный в себе человек не нуждается в силовых доказательствах. Миф-Факт 6: Если ребенок сам подвергался наказанию, насилию, то и сам будет делать то же самое. ФАКТ: испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ? ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Тест “Можно и нельзя” Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа. Ситуация Наказание возможно Невозможно Во время еды Во время занятий Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается Взрослый находится в плохом настроении Ребенок ведет себя вызывающе Действия ребенка представляют угрозу окружающим Поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья Перед сном После сна Как общаться с ребенком, чтобы найти золотую середину? Детский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге “Общаться с ребенком. Как?“ советует составить для себя систему запретов, разделив все “можно” и “нельзя” на цветовые зоны. Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т. к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Упражнение “Запрещаем - разрешаем” Вам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. зеленый символизирует зону “Полная свобода”; желтый – зону “Относительная свобода”; красный – зону “Запрещено”. Время выполнения задания: 5 минут Обсуждение. О наказании. Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое по¬ведение. Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности А.С. Макаренко ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ 1. Наказание должно быть педагогически оправданным. 2. Физические наказания недопустимы. 3. При любом наказании детей, они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. Наказание лучше действует, когда: Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время; сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что он должен делать, чтобы его не наказывали в будущем; Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: “Давай подумаем: как это исправить?” Правило 1. Один проступок – одно наказание. Правило 2. Наказан – прощён (и больше к проступку не возвращаемся). Правило 3. Наказывая, подумайте – зачем? У наказания всегда должна быть цель – чего взрослый хочет добиться, какой должен быть результат. Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей. “Физическое наказание”; “Изоляция”; “Наказание словом”; “Лишение приятного”. Наказание словом Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше, т.е. свои бессилие и беспомощность. Кричать имеет смысл, когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия угрожают жизни других. СОВЕТ взрослым: Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя. Успокойтесь. Справьтесь со своими эмоциями. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. Изоляция Часто применяемый способ наказания, когда ребенок выводится из группы сверстников на определенное время. Изоляция должна быть организована определенным образом. Ребенок должен находиться в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми время изоляции. Во время изоляции ребенок, успокаивается, учится преодолевать свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ, помогающий справиться со своими эмоциями. Лишение приятного Самый приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Лучше наказывать, лишая его хорошего, чем делать ему плохое. Лишать надо того, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан. У каждого ребенка есть свои предпочтения, которые нам, педагогам, надо хорошо знать. К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже: ЗАМЕЧАНИЕ, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка; ВЫГОВОР – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения; УБЕЖДЕНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ НЕПРИЕМЛЕМОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ЛИШЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРИВИЛЕГИЙ И ПООЩРЕНИЙ ИГНОРИРОВАНИЕ (спорный метод) ОСУЖДЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОГОРЧЕНИЕ, ОБИДА, ПОКАЗНОЕ РАВНОДУШИЕ ЛИШЕНИЕ ТОГО, БЕЗ ЧЕГО МОЖНО ОБОЙТИСЬ: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан. Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Заместитель директора по ВР Омарова А.З. УПРАЖНЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ» ВАМ предлагается обсудить предложенные ситуации и предложить возможные варианты решений. Ситуация 1 В день благодарения во время праздничного обеда, ребенок возит по столу чашку, полную горячего сладкого чая. Воспитатель делает ему замечание: “Осторожно! Разольешь! Обожжешься!” Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Воспитатель повторно делает замечание: “Не балуйся!” Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он, наконец, не обольет себя и рядом сидящего ребенка. Как в данном случае поступить воспитателю? Ситуация 2 Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать, встает с постели, начинает прыгать на кровати. Воспитатель делает замечание. Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает и мешает им спать. Как в данном случае поступить воспитателю? Ситуация 3 Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок, который перед занятием получил замечание от воспитателя, желая отомстить, резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате. Как в данном случае поступить воспитателю? Ситуация 4. "Ученик пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения (на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду. Учитель делает ему замечание, предлагает выйти из класса. Ученик стучит крышкой парты: потом вскакивает с места, бежит к последней парте, забивается в угол: - Не пойду! Не пойду! Через окно выброшусь!.. Не смейте меня трогать!..". Ситуация 5. Во время прогулки один из детей, не дослушав рассказ воспитателя о приметах времен года, демонстративно сел на лавочку, не обращая внимания на просьбы педагога вернуться к группе. Оставшиеся дети, посмеиваясь, наблюдают за развитием событий и реакцией воспитателя. Ситуация 6. Во время самоподготовки ученик категорически отказывается выполнять домашнее задание. На уговоры воспитателя на реагирует. На требование «взять себя в руки и приступить к работе», начинает кричать, топать ногами. Как в данном случае поступить воспитателю? Время для обсуждения: 5 минут. Обсуждение. ТРИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА ПОХВАЛЫ: Первое золотое правило – похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность! Второе золотое правило – не хвалите ребенка за естественные вещи. Третье золотое правило – не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Ограничители похвалы: • Не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.); • Не хвалить больше двух раз за одно и то же; • Не хвалить из жалости; • Не хвалить из желания понравиться. Учитель Нургазинова Г.Ж. Работа в группах. Создать и защитить проект: Как избежать насилия во взаимодействии педагог-воспитанник . Как избежать насилия во взаимодействии воспитанник-воспитанник . Время выполнения: 5 минут. Обсуждение. Проект плана по преодолению насилия и жестокости 1. Составить и обсудить « Правила учащихся», « Кодекс чести ученика». 2. Педагогам, старшеклассникам наблюдать за школьниками с целью предотвращения актов насилия, оказания помощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка. 3. Детской организации рекомендовать освещать в стенгазетах проблемы насилия в школе. 4. Сделать в классах или в рекреациях школы стенды « Советы и назидания великих» , где бы помещались афоризмы, крылатые слова классиков мировой культуры о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека. 5. Школьному психологу спланировать индивидуальную работу и групповую работу с учащимися по данной теме. 6. Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой стороны. Никогда не забывать о педагогической этике. Рефлексия. Педагог-психолог Иванова Е.С.Упражнение «Руки» Наши руки должны использоваться для ласки, поглаживания, а не для шлепков и затрещин. Поднимем руки не для наказания, а для того, чтобы приласкать ребенка Все закрывают глаза и прислушиваются к своему дыханию, к дыханию вселенной. | |
Просмотров: 5622 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|