Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
КНИГА ИЛИ ИНТЕРНЕТ Куклина М.П. – зав. библиотекой ГУ СОШ№43 г. Павлодара Некоторое время назад, готовясь провести мероприятие, мне попалась статья «Книгам в завтра путь заказан?» из газеты «Звезда Прииртышья» от 24 апреля 2012г. «Отношение к книгам сегодня очень неоднозначное. Вроде бы все понимают, что чтение как минимум еще никому не вредило, а вообще-то всегда было главным и чуть ли не единственным источником знаний, способствовало культурному развитию человека, его просвещению, воспитанию, образованности. Характеристика «начитанный» означала «напитанный» знаниями, эрудированный человек. Но, похоже, молодежь все чаще смотрит на библиотеки и книжные полки не как на очаг просвещения, а как на музей этого вида информации. Новое поколение книгам зачастую предпочитают Интернет, позволяющий, по их мнению, в тысячи раз оперативнее найти необходимую для учебы и работы информацию, или телевидение, где многое решают картинка, звук, и не нужно сидеть часами, уткнувшись в книгу». Далее представлены рассуждения о роли чтения и книги представителей двух поколений: живописца, члена Союза художников РК Виктора Поликарпова и председателя литературного объединения имени П. Васильева, журналиста Александра Вервекина. Представлю выдержки из интервью: В.Поликарпов: «Интернет и телевидение неотвратимо прочно вошли в нашу жизнь, и это хорошо. Но они не смогут тягаться с осязаемой, бумажной, книжной литературой, дарящей миру уникальные книги, которых мы не найдем в глобальной сети, и содержимое которых если и попадет в эфир ТВ, то в совсем крошечных объемах, будет значительно уступать по глубине содержания. Удовольствие от чтения и умение размышлять над книгой не должно кануть в Лету». А. Вервекин: «…книги во многом проигрывают современной технике. Нет, мои сверстники еще читают «бумажную» литературу с удовольствием, но, мне кажется: два-три поколения – и книги вообще редко будут сходить с полок». Как обстоят дела в нашей школе, решила выяснить, проведя анкетирование среди 10-х классов (ныне выпустившихся) На анкеты смогли ответить 30 учащихся. И вот какие получились результаты: 1.Любите ли вы читать? да нет немного 20 5 5 2.Какими пользуетесь библиотеками? школьной детской личной ни какой 19 6 11 3 3.Как часто вы ходите в школьную библиотеку? 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в месяц 1 раз в год 3 10 14 3 4.Сколько книг в вашей домашней библиотеке? 20 50 100 больше 100 9 7 4 9 5.Как быстро вы читаете? 1 книгу в 2 дня 1 книгу в неделю 1 книгу в месяц 1 книгу в год 7 13 7 2 6.Какие книги любите читать? историческ о природе о жизни фэнтези стихи энциклопед журналы ни какие 15 4 3 17 7 6 0 1 Любимые книги изучаемые в школе современные нет любимой книги 9 15 11 7.Читают ли книги ваши родители? мама папа бабушка и дедушка 17 12 12 8.Можете ли вы самостоятельно найти книгу в библиотеке? да нет 25 2 9.При выборе книги, на что вы обращаете внимание? на обложку на предисловие на картинки по совету друзей 6 16 2 14 Приятно видеть, что читать любят большинство ребят. Отрадно осознавать, что школьной библиотекой пользуются многие, хотя она не в состоянии удовлетворить досуговое чтение или предложить книги современников, даже изучаемых по школьной программе. Пользование именно школьной библиотекой обусловлено ее удобно-близким расположением к учебному процессу: задали – взяли. Отсюда и низкий показатель посещаемости – берут книги по школьной программе. Во втором вопросе был упущен один из вариантов ответа – в интернете. Думается, что на него бы выпало большее количество галочек. Показатель техники чтения – в норме, хотя данный вопрос раскрывает, скорее всего, желание чтения книг так такового. А вот пристрастие к жанрам заставляет задуматься. Популярными стали книги, где происходит много «движения», экшн, одно действие сменяется другим. Десятиклассники не готовы рассуждать о жизни или получать удовольствие от описания природы, что может в конечном итоге привести к очерствению души. Из жанров вытекают ответы о любимых книгах, хотя среди них (книгах) встречаются глубокомысленные. Умение видеть содержание книги выдает уровень владения библиографическим аппаратом книги – обращают внимание на предисловие. Не последним при выборе книг было и останется мнение друзей. Человек, так или иначе, получает информацию из различных источников. Время не стоит на месте, мы попали в век быстро развивающегося технического прогресса. Если еще 10 лет назад книга, как источник информации, была основным способом, а в большинстве случаев – единственным, то сегодня мы встречаем книгу не только в бумажном варианте. Мы можем сами выбирать удобный для нас способ получения знаний: осязаемый – держать в руках бумажную книгу, ощущать запах новизны или старины; электронный – возможность брать с собой множество текстов; аудиовариант– слушать, занимаясь еще каким-либо делом. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно. Главная проблема интернета во множестве и повторяемости различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Книга или интернет? Это уже вопрос удобства получения информации. Чтение – вот главный критерий человека думающего. Чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо! Чтение было и будет способом обретения культуры, средством расширения кругозора и интеллектуального развития, посредником в общении, базовым умением для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). «Узнавайте, читайте, ведь чтение еще ни кому не вредило» – таким лозунгом закончилось тогда мероприятие, проводимое 3 года назад и рассказывающее о популярных книгах. И сегодня усилия школьных библиотекарей не проходят даром: дети читают и любят читать. Использованные источники: 1. Книгам в завтра путь заказан? - Звезда Прииртышья. – 2012. - 24 апреля. – С. 1, 2. ГатаулинаК. Что читает молодежь [Электронный ресурс]// Ташкентский финансовый институт КБИ-34: [сайт]. – Режим доступа:http://k-gataulina.narod.ru/chto_chitaet_molodezh/ | |
Просмотров: 844 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|