Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Книга или интернет
КНИГА ИЛИ ИНТЕРНЕТ

Куклина М.П. – зав. библиотекой ГУ СОШ№43 г. Павлодара

Некоторое время назад, готовясь провести мероприятие, мне попалась статья «Книгам в завтра путь заказан?» из газеты «Звезда Прииртышья» от 24 апреля 2012г. «Отношение к книгам сегодня очень неоднозначное. Вроде бы все понимают, что чтение как минимум еще никому не вредило, а вообще-то всегда было главным и чуть ли не единственным источником знаний, способствовало культурному развитию человека, его просвещению, воспитанию, образованности. Характеристика «начитанный» означала «напитанный» знаниями, эрудированный человек. Но, похоже, молодежь все чаще смотрит на библиотеки и книжные полки не как на очаг просвещения, а как на музей этого вида информации. Новое поколение книгам зачастую предпочитают Интернет, позволяющий, по их мнению, в тысячи раз оперативнее найти необходимую для учебы и работы информацию, или телевидение, где многое решают картинка, звук, и не нужно сидеть часами, уткнувшись в книгу». Далее представлены рассуждения о роли чтения и книги представителей двух поколений: живописца, члена Союза художников РК Виктора Поликарпова и председателя литературного объединения имени П. Васильева, журналиста Александра Вервекина. Представлю выдержки из интервью:
В.Поликарпов: «Интернет и телевидение неотвратимо прочно вошли в нашу жизнь, и это хорошо. Но они не смогут тягаться с осязаемой, бумажной, книжной литературой, дарящей миру уникальные книги, которых мы не найдем в глобальной сети, и содержимое которых если и попадет в эфир ТВ, то в совсем крошечных объемах, будет значительно уступать по глубине содержания. Удовольствие от чтения и умение размышлять над книгой не должно кануть в Лету».
А. Вервекин: «…книги во многом проигрывают современной технике. Нет, мои сверстники еще читают «бумажную» литературу с удовольствием, но, мне кажется: два-три поколения – и книги вообще редко будут сходить с полок».
Как обстоят дела в нашей школе, решила выяснить, проведя анкетирование среди 10-х классов (ныне выпустившихся)
На анкеты смогли ответить 30 учащихся. И вот какие получились результаты:
1.Любите ли вы читать? да нет немного
20 5 5
2.Какими пользуетесь библиотеками? школьной детской личной ни какой
19 6 11 3
3.Как часто вы ходите в школьную библиотеку? 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в месяц 1 раз в год
3 10 14 3
4.Сколько книг в вашей домашней библиотеке? 20 50 100 больше 100
9 7 4 9
5.Как быстро вы читаете? 1 книгу в 2 дня 1 книгу в неделю 1 книгу в месяц 1 книгу в год
7 13 7 2
6.Какие книги любите читать? историческ о природе о жизни фэнтези стихи энциклопед журналы ни какие
15 4 3 17 7 6 0 1
Любимые книги изучаемые в школе современные нет любимой книги
9 15 11
7.Читают ли книги ваши родители? мама папа бабушка и дедушка
17 12 12
8.Можете ли вы самостоятельно найти книгу в библиотеке? да нет
25 2
9.При выборе книги, на что вы обращаете внимание? на обложку на предисловие на картинки по совету друзей
6 16 2 14

Приятно видеть, что читать любят большинство ребят. Отрадно осознавать, что школьной библиотекой пользуются многие, хотя она не в состоянии удовлетворить досуговое чтение или предложить книги современников, даже изучаемых по школьной программе. Пользование именно школьной библиотекой обусловлено ее удобно-близким расположением к учебному процессу: задали – взяли. Отсюда и низкий показатель посещаемости – берут книги по школьной программе. Во втором вопросе был упущен один из вариантов ответа – в интернете. Думается, что на него бы выпало большее количество галочек.
Показатель техники чтения – в норме, хотя данный вопрос раскрывает, скорее всего, желание чтения книг так такового. А вот пристрастие к жанрам заставляет задуматься. Популярными стали книги, где происходит много «движения», экшн, одно действие сменяется другим. Десятиклассники не готовы рассуждать о жизни или получать удовольствие от описания природы, что может в конечном итоге привести к очерствению души. Из жанров вытекают ответы о любимых книгах, хотя среди них (книгах) встречаются глубокомысленные.
Умение видеть содержание книги выдает уровень владения библиографическим аппаратом книги – обращают внимание на предисловие. Не последним при выборе книг было и останется мнение друзей.
Человек, так или иначе, получает информацию из различных источников. Время не стоит на месте, мы попали в век быстро развивающегося технического прогресса. Если еще 10 лет назад книга, как источник информации, была основным способом, а в большинстве случаев – единственным, то сегодня мы встречаем книгу не только в бумажном варианте. Мы можем сами выбирать удобный для нас способ получения знаний: осязаемый – держать в руках бумажную книгу, ощущать запах новизны или старины; электронный – возможность брать с собой множество текстов; аудиовариант– слушать, занимаясь еще каким-либо делом.
Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно. Главная проблема интернета во множестве и повторяемости различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую.
Книга или интернет? Это уже вопрос удобства получения информации. Чтение – вот главный критерий человека думающего. Чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо!
Чтение было и будет способом обретения культуры, средством расширения кругозора и интеллектуального развития, посредником в общении, базовым умением для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей).
«Узнавайте, читайте, ведь чтение еще ни кому не вредило» – таким лозунгом закончилось тогда мероприятие, проводимое 3 года назад и рассказывающее о популярных книгах. И сегодня усилия школьных библиотекарей не проходят даром: дети читают и любят читать.

Использованные источники:
1. Книгам в завтра путь заказан? - Звезда Прииртышья. – 2012. - 24 апреля. – С. 1,
2. ГатаулинаК. Что читает молодежь [Электронный ресурс]// Ташкентский финансовый институт КБИ-34: [сайт]. – Режим доступа:http://k-gataulina.narod.ru/chto_chitaet_molodezh/
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: blagomarina (2016-04-29) E
Просмотров: 844 | Теги: книга, чтение, интернет | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru