Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
В Алматы состоялась международная конференция «Профильное обучение: опыт, проблемы и пути их решения». В ней приняли участие не только казахстанские педагоги, но и ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда – специалисты по данной теме.
Тренировочный зал для будущей жизниПрофильное обучение – дело для нас новое, поэтому у работников образования возникает много вопросов на эту тему. Ответы на них ученые Казахстана и России искали совместно. Круг вопросов, рассмотренных на конференции, был просто необъятен, поэтому остановлюсь на некоторых из вопросов, тех, что мне показались особенно актуальными и интересными. Доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии наук из Волгограда В.В.Сериков говорил глобально – о роли профильного обучения в жизни школы. Он не сомневается – будущее образования связано с профильным обучением. Переход к профильному обучению, на его взгляд, это изменение миссии школы. Но для того, чтобы выполнять свою важную миссию, школа прежде всего должна измениться. Расширить свою ресурсную базу, взять направление на информатизацию и многое-многое другое. Необходимо приобщить учеников и учителей к мировому опыту, привести в нее много новых интересных людей: их появление будет одним из важных показателей того, что школа не стоит на месте, развивается, совершенствуется. В корне должен быть перестроен и сам процесс обучения. Очень важна тесная сплоченность всех учителей, работа педагогического коллектива «в единой связке». Все эти новшества помогут приобрести школе новый имидж в глазах родителей, работодателей, общественности. И что, может быть, самое важное, необходимо достичь более высокого уровня компетентности ученика. Что это такое – компетентность ученика – спросите вы? Это значит, ребенок должен понимать, зачем он учится, знать маршрут своего дальнейшего развития. Школа обязана вооружить своих учащихся культурным опытом, который им пригодится в нынешней и дальнейшей жизни. Понятно, о компетентности ученика нельзя говорить без развития его информационной культуры. Он должен работать совместно с преподавателем (сотворчество) и постепенно переходить к самостоятельности. Ребенок должен переживать за свои успехи и успехи своих товарищей. Или, процитировал ученый Б. Пастернака, «не позволять душе лениться». Учащийся должен реализовать для себя как бы две программы: внешнюю – усвоить новых знаний и внутреннюю – приобрести навыки постоянного совершенствования, роста. Профильное обучение, - сформулировал В.В.Сериков, - это «тренировочный зал для будущей жизни». А решать все эти сложные задачи может только блестяще подготовленный творческий коллектив. Тему ученого продолжила заместитель директора Республиканского института повышения квалификации кадров системы образования А. Жайтапова. На ее взгляд для успешного профильного обучения нужен учитель с собственными оригинальными идеями. Сами по себе они у учителя не появятся, его надо готовить, постоянно повышать его профессиональную компетенцию. Следует особое внимание обратить на сельскую школу. Важно, чтобы педагогический коллектив представлял собой группу единомышленников, и каждый новый молодой учитель, попав в эту среду, по-другому работать уже не мог. В идеале надо, необходимо, чтобы каждый учитель был талантлив, хотя, как известно, талант – единственная новость, которая всегда нова». Школа с открытыми окнамиТ. В. Черникова – профессор из Волгограда, попыталась разобраться, в чем разница между прежним углубленным и нынешним профильным обучением. При углубленном изучении предметов, на ее взгляд, одному из предметов дается больше часов. При профильном обучении - ученик не только усваивает новые знания, но и всесторонне развивается как личность. Изменился сегодня взгляд и на профориентацию учащихся, которая всегда шла параллельно с обучением. Профориентация сама по себе сегодня потеряла свою значимость. Стало ясно: важно не только обучить ребенка азам какой-нибудь профессии, но и всесторонне, нравственно, духовно подготовить его к будущей жизни. Профильная школа сегодня находится как бы между основной школой и жизнью. На западе это уже давно поняли: там все школы профильные. В этом плане Волгоград – один из передовых российских городов. Ученые и педагогики там уже давно и успешно работают по профильному обучению. Важная работа, направлена на социализацию учащихся. В результате после окончания школы более 100 процентов выпускников успешно трудоустраиваются . Более – потому что некоторые ребята ухитряются устроиться сразу на две работы. Важно, чтобы школа была интегрирована в общественное управление и в местный рынок, с чем хорошо справляются в Волгограде. Ведь зачастую в регионе количество людей, которые ищут работу, и количество вакантных мест одинаково, но они, увы, не совмещаются между собой. А горничная, имеющая высшее образование, обходится государству слишком дорого. «Школа должна быть с открытыми окнами», - подвела итоги своего доклада Татьяна Васильевна Черникова, - а значит, тесно связана с окружающей жизнью. Интересным показался мне доклад доктора наук из Волгограда Н. М. Борыбко. Сам ученый является энтузиастом профильного обучения, одним из школьных директоров, которые 16 лет назад эту работу только начинали. Именно поэтому Николай Михайлович решил не докладывать собравшимся об успехах, а проанализировать проблемы, которые появляются тогда, когда педагоги начинают вплотную заниматься профильной системой работы. При профильном обучении, считает ученый, для ученика появляется множественность, вариативность обучения, раскрывается его уникальность. Ребенок постоянно ищет себя, свои смыслы в жизни. Проблемы он сформулировал, дав им любопытные формулировки, при этом подчеркнув, что они закономерны, но не фатальны. Вот некоторые из них. Проблема флюсования. «Человек подобен флюсу», - говаривал Козьма Прутков. Есть опасение, что при профильном обучении ребенок будет развиваться односторонне. В некоторых школах появляются перекосы, когда ребенку навязывают выбор, требуют, например, как можно быстрее определиться, кто он: физик, лирик или технарь. Ученик для преподавателя зачастую только обучаемый, безумно занятый, он утрачивает интерес к неповторимой личности самого ребенка. Иногда в школу приглашается специалист высокого класса, который считает себя большим знатоком своего предмета, но при этом не умеет элементарно общаться с детьми. Главный результат, по которому оценивается сегодня школа, это количество детей – победителей олимпиад, поступивших в вузы. Это неправильно. Ведь, как известно обществу сегодня нужны не только инженеры, юристы и экономисты, но и слесари, маляры, пекари. Зачастую в учебных заведениях учителя-профильники составляют особую касту. Перед ними преклоняются педагогики, дети, родители. Они требуют с ребят «достать звезды с неба» и ученики, чтобы не отставать, вынуждены идти к репетиторам, причем – по профильному предмету. парадокс? В российских школах появилось даже словосочетание «обязательный факультатив», которое противоречит здравому смыслу. Проблема сортования. Ученики делят предметы по сортам: те, которые надо учить и которые не надо. Причем «сортность» иногда зависит от конкретного учителя, возможно, от его истеричности. Некоторые педагоги в своем рвении предъявляют к ученикам завышенные требования. Доводят до абсурда объем материала, задают детям домашнее задание писать по 2-4 реферата в день, и часто на проверку задания уходит весь урок. Изучать новый материал приходится самостоятельно, и часто домашние задания ребенок выполняет за счет сна и других профильных дисциплин. Становится тупым исполнителем. Отсюда наблюдение – медалисты зачастую оказываются меньше приспособлены к жизни, чем более изворотливые троечники. Проблема выбора без выбора. Как правило, в школе 1-2 создаются профильных класса: престижный и отстойный. Выбирать не из чего. Кроме того, ученики у нас вообще не привыкли выбирать. Они стерпелись с тем, что учителя их с первого класса за руку ведут по этажам школьной лестницы. В результате воспитывается послушание, а не самостоятельность, а ведь второе гораздо важнее. Проблема недоодаренности. Учитель, приходя в класс, предполагает, что все его ученики одаренные и вместо двух задач зачастую предлагает решить 8-10. Если ребята не справляются, возмущается: «Тупых понасажали!» Самое большое наказание педагогу– преподавать непрофильный предмет в профильном классе, скажем, физику – у гумантариев. Проблема наполнения. Если учителя попросить представить себе образ ученика, то он, скорее всего, представит его себе в виде сосуда, который надо наполнить знаниями. А как себя при этом «наполнении» чувствует ученик, как относится к предмету, это типичного учителя в общем не очень-то и интересует. Ученый выделил два понятия: иметь и быть. К сожалению, сказал он, при профильном обучении «учиться» - это прежде всего обладать знаниями, а значит - «иметь». Если сегодня один ребенок дал два определения патриотизму, а другой – четыре, значит, второй более патриот, чем первый, хотя это может быть совсем не так. Из образования сегодня вытесняется воспитание. Но ведь не воспитывающее обучение становится необучающим тоже! Сегодня рядом ученых разрабатывается так называемая КСИ-концепция обучения, что означает «Культура. Совесть. Интеллигентность». Очень важная концепция, говорящая о тех понятиях, которые могут безвозвратно уйти из нашего общества. Интересное выступление было у профессора А. А. Русакова, действительного члена Академии информатизации образования, а заодно и директора физико-математической школы им. Колмогорова при МГУ. Вот где уже давно «профильное обучение»! Школа эта была создана в далеком 1963 году академиками Колмогоровым и Петровским, и сейчас носит имя одного из основателей. - Нас есть чем гордиться, - сказал ученый, - за годы существования школы более 130 наших выпускников стали докторами наук, более 3000 – кандидатами. Ими было напечатано более 5 тысяч публикаций в научных журналах. Поделился секретами успехов. В школе господствует индивидуальный подход к каждому ученику. На уроке математике, например, работает не один, а целых три учителя: ведущий и два ведомых. Это естественно упрощает контроль за работой учащихся. Особое внимание уделяется физической подготовке ребят: 3 дополнительных часа физкультуры в неделю. Большое значение придается научной деятельности учеников. В 16-17 лет дети уже публикуются в серьезных научных сборниках… В общем, три дня семинара прошли плодотворно, российские ученые рассказывали казахстанским учителям о своих исследованиях, наработках, и было ясно, что, несмотря на то, что бывшая большая страна разошлась по отдельным квартирам, педагогическое у нас сообщество осталось. У педагогов двух стран гораздо больше общего, чем различного. Им было о чем поговорить, поспорить, поразмышлять. В общем, большой пароход под названием «профильное обучение» отправился в плаванье. И уже хорошо то, что на пароходе этом не только рядовые матросы, но и опытные капитаны – ученые, которые подводят под новшество серьезную научную базу. Без сомнения, перестроек в образовании нынешнее поколение навидалось достаточно, и не все они, увы, заканчивались успешно. Тем не менее, экспериментировать надо, стояние на месте может нас отбросить только назад. Мир меняется, и школе, не смотря на то, что она издавна считается самым консервативным учреждением, перемен не избежать. Людмила Мананникова. | |
Просмотров: 1848 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|