...Пока на свете существует школа, а ней - звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены - дети учиться не будут. Оставьте детей в покое, дайте им полную свободу. Дайти им право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком. К такому выводу много лет назад пришел замечательный преподаватель английского языка, сегодня - доцент МГУ имени М.В.Ломоносова, специалист в области теоретической и прикладной этики образования Милослав Александрович БАЛАБАН.
Звонок на урок как частный случай тоталитаризма
Да, именно так: классно-урочная система образования - со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела. Все, что мы привыкли считать незыблемой основой, сутью школы, нормой ее устройства - весь этот Школьный Режим, который, как мы надеемся, дисциплинирует их и приучает к труду (особенно интеллектуальному), к жизни в обществе с его необходимостью ежедневной работы вообще и над собой в частности, с его графиками, расписаниями, планами и дед-лайнами, с неизбежностью подчинения и cупер-спросом на исполнительность - так вот, весь этот школьный режим на самом деле лишь карательно-принудительная система, не дающая ребенку свободно дышать, жить и развиваться. За то они и ненавидят ее столь дружно и последовательно. - Если ребенка оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться, - убежден Александр НИЛЛ, создатель и руководитель свободной школы Саммерхилл в Великобритании, за многие десятки лет работы доказавший, что имеет право на столь рискованные заявления. Это в принципе противоречит всему тому, как мы привыкли представлять воспитание и образование, не правда ли? Но почему-то именно такие (пока очень немногочисленные), так называемые свободные, школы, где отказались от принуждения к учебе, от контроля и оценок, дисциплины и программы, подбирают и возвращают к нормальной жизни детей, забракованных школой традиционной. В знаменитой московской "Школе самоопределения" Александра Тубельского несколько лет назад поставили фантастический эксперимент - Парк открытых студий по концепции Парк-школы Милослава Балабана. Почти одновременно такой же проект в Екаринбурге в школе №95 начал педагог Александр ГОЛЬДИН. Открытая студия потому так и называется, что ученики не обязаны приходить туда и в любой момент могут ее оставить, но имеют право прийти в любой день и начать-продолжить там заниматься, иногда обращаясь за помощью к учителю, а чаще помогая друг другу, не ожидая и не опасаясь никаких двоек и троек. Действует категорическое правило для учителей: не принуждать детей посещать свои студии. Учитель имеет право только работать над собой, изобретая способы сделать студию как можно заманчивее для своих маленьких избирателей, голосующих ножками. Этот неслыханный и труднодостижимый уровень свободы позволяет ребятам не только в упоении носиться по коридорам, но и продвигаться в образовании со своей скоростью, на своем уровне, по своей собственной спирали. И через некоторое время они начинают двигаться так, как не снилось отказавшимся от них учителям. Первое время особо отстающим в другой части школы угрожали: "По тебе Парк плачет! Там все такие, как ты - никто ничего не делает!" Но на итоговом собрании в конце третьего года родителям предложили высказать свои претензии Парк-школе в присутствии администрации.
Педагоги ждали, что гнев, как всегда, будет направлен на отсутствие систематических знаний. Но услышали: - Дети не успевают посещать все интересные для них студии; на словесности и математике, например, не хватает стульев для всех желающих. Эффект отстегнутого поводка Дайте ребенку свободу от уроков! Да первое, что он сделает - он начнет ею пользоваться, и ни на одном уроке вы его не увидите. Правильно. И не видят. Около двух месяцев большинство из новичков в Парке не могут выбрать занятия по душе и тем более регулярно ходить на них. - Они бы и рады, да с собой справиться так сложно, Конечно, и нас проверяют: правда ли, что можно целый день играть в теннис и не посещать ни одной студии? В шутку мы называем это эффектом молодой собаки, отпущенной на свободу с поводка, - говорит Ольга Милославовна Леонтьева, начинавшая проект "Парк открытых студий" как лидер команды учителей и детей. - Потом их "саморасписание" становится более-менее постоянным. И примерно полгода уходит у детей на то, чтобы определить основательно, в каких парк-студиях они хотят заниматься. В Парке (имя-то какое!) принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах! По ним и судите, по ним и на работу, и в вуз берите. А уж если мы такие недоверчивые формалисты, то у каждого учителя просто должна быть личная печать, как у врача. Экзамены... иногда кажется, что только ради них дети и посещают школу, что экзамены стали целью их образования. Но ведь можно и без них! - Есть опыт других стран, например, Дании, где и взрослые и дети любят учиться и переучиваться, и библиотеки популярнее, чем кинотеатры, - рассказывает Ольга Милославовна. - Дети учатся без регулярных отметок, а выпускные экзамены могут пересдавать в течение всей жизни. Но это мало кому нужно: получить хорошую профессию, даже поступить в гимназию можно, так и не сдав экзамены за девять лет учебы. Школы есть для детей (до 9 класса) и для взрослых, в которых начать или продолжать учебу можно хоть в шестьдесят лет. ...Когда у набегавшегося ребенка через три-шесть месяцев заканчивается процесс выздоравления от ненависти к подневольному интеллектуальному труду, начинают происходить интересные вещи. Оказавшись в условиях парковой свободы (единственное ограничение: нельзя покидать территорию школы в учебное время - все-таки учителя за твою жизнь отвечают), несостоявшиеся ученики и трудные подростки становятся увлеченными исследователями мира и дружелюбными товарищами собственных учителей и младших ребятишек. И леденящие кровь выпускные экзамены, этот жупел учителей и родителей, эту жердочку, по которой нужно пробалансировать между жизнью и армией - проходят, сдают ребята, как и все остальные - кто с отличием, кто с золотой медалью, кто с серебряной, кто средне по всем предметам кроме позолоченного любимого. С той же процентной нормой сдают, что и в обычной школе! А недавно в московском Парке лучшая ученица отказалась идти на медаль: она не видит в этом смысла. Для многих парковых детей внешние символы успеха постепенно перестают иметь значение.
А ведь это был совсем другой, как говорится, контингент... Когда набирали детей в парк, брали всех, но особенно тех, кому учиться трудно.
Такой успех, такой успех... Уволить немедленно
В 1949 году в таежном поселке на Дальнем Востоке работал молодой преподаватель английского языка Милослав Балабан. Учебников тогда в тех краях не было, а адаптированные книги почему-то были. На основе обильного чтения этих книжек и либеральной системы оценок учитель, которому не жилось спокойно и не работалось по традиции, позволяющий успешно выпускать специалистов, глухонемых к иностранной речи, разработал столь действенные процедуры обучения английскому языку, что успеваемость его учеников оказалась лучшей в СССР - 97 процентов! От феномена поскорее поспешили избавиться. На новом месте работы, в металлургическом техникуме в Горьковской области, Милослав Александрович продолжил свои либеральные поиски, и к третьему курсу его студенты свободно читали статьи по специальности в американских журналах. На этой основе он написал и издал учебник для техникумов. В связи со всеми этими достижениями он был немедленно уволен. Ему ничего не оставалось, как поступить в аспирантуру в Москве и защитить диссертацию. Получив кафедру в пединституте на Украине, на факультете иностранных языков, Милослав Александрович организовал на своих занятиях столь интенсивное общение студентов, что уровень знаний языка у них намного превысил программные требования. Необъяснимый успех либеральной методики не устраивал тех, кто постоянно оправдывал собственные неудачи перегрузкой программ. Подозрительного преподавателя и его студентов так долго и кропотливо проверяли, что он сам начал поиски нового места и прошел по конкурсу в подмосковный пединститут. Однако и там он не стал работать как люди. По известному уже двести лет принципу школ Белл-Ланкастера, где старшие ученики обучали младших, на основе идеи "учебной вертикали" ему удалось показать, что старшие ученики эффективно учатся сами именно потому, что используют свои еще слабые книжные знания по их прямому назначению - объясняя младшим то, что тем бывает трудно понять. Эффект был таким замечательным, что утвержденный министерством и рассчитанный на десять лет эксперимент было приказано прекратить немедленно. Еще бы: студенты так бойко заговорили по-английски, что во время выездных занятий в Москве разговорились и подружились с американскими туристами. Во всем этом, посмеивается ученый сейчас, была своя логика: что ж, всю систему преподавания отменять? Проще отменить одного выскочку. В результате Милослав Александрович стал доцентом МГУ имени М.В.Ломоносова. Много лет посвятив теоретической и прикладной этике образования, он пришел к выводу: "В класс-школе ничего, кроме механической техники, нет. Она до сих пор служит механистичной, как признано официальной историей, идеологии примитивного рационализма. Перед нами и нашими учениками стоит огромная задача - вытащить культуру - ее же средствами - из сложившегося тупика." Фабрика-кухня по выгонке человеков Нам, родителям, почему-то кажется, что школа, из которой мы вышли сами - единственно возможная структура жизнеустройства для детей в образовании, хоть и нам самим доставалось хлебнуть в ней горюшка... А все-таки в люди вышли... и не хуже других, не правда ли? Мы-то с вами, может, и молодцы, а вот школьная система, из-под которой нам удалось-таки выкарабкаться - всего лишь одна из временных форм, созданная три столетия назад, когда европейская экономика стала строиться на наемном труде и ей потребовались массы пролетариев. Смешно и невозможно поверить сегодня, что само слово "школа" произошло от древнегреческого корня, обозначающего досуг! У Платона, например, была не школа в сегодняшнем понимании, а открытая студия. - Именно такой, открытой на вход и выход, были и древняя натурфилософия, и естественная история, и техника. И тысячелетиями действовала система открытого на вход и выход непрерывного образования в разновозрастных группах. За последние два-три века она была разрушена экспансией массовой класс-школы, прообразом которой была мельница, ведь ее создатель и был сыном мельника. - говорит Милослав Балабан. - Учеников, разных по возрасту, способностям, темпераменту, набирали в первый класс для обработки школьными жерновами; в конце года отсеивали хорошо "перемолотых", а остальных отправляли на повторную переработку - на второй год. И на протяжении последних трехсот лет, со времен Яна Амоса Коменского ученик в школе всегда был послушником, а вся школьная система была направлена на подавление воли ребенка. И главным достоинством ученика было полное подчинение учителю, выполнение его распоряжений. Но, вернувшись после школы в семью, такой ученик не мог найти своего места в рыночной системе, был не в состоянии завести свое дело - он умел только подчиняться. Поэтому выпускники школы Коменского были обречены становиться пролетариями. Административная техника управления Нового времени сменила якобы более авторитарный режим феодализма на нечто вполне объективное. Реальной целью этой технической системы образования стало именно публичное ранжирование ("грейдинг") учеников, а не развитие их личных способностей, которые не могут расти согласно единым планам, спущенным из канцелярии. ...Кто теперь скажет точно - школа переняла аппарат и режим принуждения у нарождавшихся фабрик, одновременно это произошло или школа спровоцировала это, но ясно, что новый социальный строй хотел по-другому формировать людей с самого начала. И строгий режим работы от - и до -, одновозрастные постоянные коллективы, экзамены и аттестаты как право на жизнь, контрольные и аттестации со штрафами и отбраковкой неуспешных, - время и пространство, замкнутые на вход и выход (материализованное и структурированное недоверие к человеку) перешли в науку и технику, образование и производство, стали культурной нормой цивилизации. Что говорить, наемный труд и сегодня нужен... И, наверное, будет нужен всегда. И нельзя ожидать ни от одного правительства на свете, что оно откажется от традиционной школы и возьмется насаждать либеральные отношения в школе, ибо любому правительству нужно массами руководить, и эти массы должны быть удобно руководимы. Но что же мы в ХХ1 веке с его магическим компьютерным преображением мира и непредсказуемостью развития заталкиваем своих детей - для нас единственных, драгоценных и неповторимых, ради чудесного будущего которых мы готовы на все - в фабрики-фермы образования, где каждый пункт режима и все оттенки взаимоотношений еще на исходе средневековья были разработаны и продуманы для выгонки толп смирных обывателей к допотопным станкам?
|