Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Как казахстанскому учителю стать уверенным пользователем интерактивной доски? зам.директора по УВР КШДС 33 г. Караганды Ковалева О.А. Существующие на сегодняшний день программы ИПК профессиональной подготовки учителя в области ИКТ касаются в основном формирования пользовательской ИКТ-компетентности и безотносительно к той или иной предметной области. Такой тип компетенции предполагает овладение как общими навыками работы на ПК, так и специальными навыками работы в офисных приложениях (Word, Excel, PowerPoint). Данные программы, реализуемые Институтом повышения квалификации , кроме этого, реализуют общепедагогические подходы в работе в сетевых сообществах, учат поиску образовательных ресурсов в сети Интернет. Практическая составляющая ИКТ-компетентности педагога, формируемая в рамках существующих курсов, ограничивается изучением программной среды для создания презентаций MS PowerPoint (на среднем уровне), а также HTML-среды для создания web-страниц через приложение MS Word (на продвинутом уровне), и знакомство с ПО Activ Inspire, Activ Studio. Формирование компетентности такого типа называют базовой ИКТ-компетентностью, и она носит преимущественно пользовательский характер, что является частью предметно-технической составляющей. Педагог, окончивший курс по формированию базовой ИКТ-компетентности, превращается в пользователя ПК среднего уровня, что позволяет ему включать в свои уроки готовые электронные материалы, созданные фирмами-разработчиками программных продуктов или извлечённые из сети Интернет, а также создавать простейшие авторские демонстрационные или отчётные материалы. Надо отдать должное тому факту, что в ряде существующих программ всё же уделяется некоторое внимание дидактическим приёмам применения ИКТ в учебном процессе и планированию уроков. Однако в целом, когда программы подобных курсов составляются и ведутся не специалистами в данной предметной области, а преподавателями информационных технологий (ИТ), нельзя считать данный подход продуктивным. Особенно это касается гуманитарных предметных областей, где в силу специфики самого предмета построение урока, характер учебного материала, способы предъявления нового материала, характер тренировочных упражнений, формы контрольных заданий значительно отличаются от тех, что существуют, например, в предметных областях естественно-математического цикла. Кроме того, формирование базовых предметных компетентностей учащихся с помощью средств ИКТ требует эксплуатации учителем максимально возможного набора мультимедийных свойств электронных систем: анимации, мультимедийных объектов, тренажёров и контрольно-измерительных материалов высокого уровня интерактивности. Поэтому если базовый (чисто технический) этап профессиональной ИКТ-подготовки может быть единым для всех учителей-предметников, и поэтому его может осуществлять преподаватель ИТ, то предметно ориентированный этап, включающий продвинутый предметно-тех-нический, равно как и предметно-методический, этап должен вестись под руководством преподавателя, одина¬ково хорошо владеющего и ИКТ, и методикой препода¬вания данного предмета. Кроме того, в повсеместно внедряемых программах профессиональной подготовки педагогов в области ИКТ недостаточное внимание уделяется психологическим аспектам формирования и становления личности педагога, его адаптации к осуществлению профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также методическим подходам и технологиям использования ИКТ в предметном обучении. Таким образом, с точки зрения комплексного подхода к решению проблемы формирования ИКТ-культуры современного учителя в существующих программах, наряду с психологической составляющей, не уделяется достаточно внимания таким важнейшим сторонам, как интеллектуально-педагогическая и предметно-методическая. Кроме того, даже предметно-технический этап реализуется односторонне - только с позиций формирования преимущественно пользовательских навыков. Продуктивно-практические навыки носят ограниченный характер, направленный в основном на создание информационных обучающих блоков. Тогда как учителю, требуются навыки не только пользователя, но и разработчика интерактивных электронных материалов - тренировочных упражнений и заданий, контрольно-измерительных материалов, викторин, что может быть достигнуто только с использованием элементов про¬граммирования. Такую задачу, к сожалению, не ставит ни одна из существующих в настоящее время программ подготовки ИКТ-компетентных учителей-предметников. Один из вариантов решения проблемы – организация на уровне ИПК или методического кабинета отдела образования дистанционного мастер класса. Цели и задачи мастер-класса: Изучить новые возможности работы с ИД; познакомиться с готовыми ресурсами ПО ActivInspire; исследовать совместно некоторые продвинутые особенности программного обеспечения интерактивной доски ActivBoard, отсутствующие в других подобных программах; изучить некоторые новые технологические приёмы представления учебного материала на интерактивной доске. Опыт такой организации работы представлен на Российском портале Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=207439&lib_no=227292&tmpl=lib мастер классами Activ&Smart Минченко Татьяны Юрьевны и Мастер-класс для начинающих пользователей интерактивной доски Розенфельда Александра Борисовича. Необходимо организовать сетевое взаимодействие и интернет-поддержку учителей-предметников через - cообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean Planet http://www.prometheanplanet Международное онлайн-сообщество Promethean Planet позволит учителям-пользователям интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе. Здесь они смогут найти много полезной информации о новых возможностях использования интерактивной доски в школе и не только: интерактивные ресурсы для уроков, методы и приемы использования интерактивной доски учителем на уроке, тематические интерактивные уроки, видео и онлайн-курсы по работе с интерактивной доской в школе и многое другое! Каждый казахстанский учитель должен быть зарегистрирован на Портале «e-Learning Казахстан» www.elp.kz – крупном казахстанском проекте, способствующем развитию электронного и интерактивного обучения в Казахстане на национальном уровне. На сайте www.elp.kz у учителя-предметника есть возможность общаться с коллегами со всего мира. Учитель может загрузить те материалы или флипчарты, которые вызвали наибольший интерес, готовые к применению ресурсы (картинки, видео) в создании флипчартов, которые расположены в разделе «Уголок учителя», самостоятельно пройти онлайн-тренинг, чтобы стать уверенным пользователем интерактивной доски и освоить ее функции и возможности. Порталом непрерывно проводятся конкурсы. Хотелось бы, чтобы и здесь у учителя была возможность для самообразования в области ИКТ, возможность окончить дистанционный курс Пользователя ИД и получить по результатам работы сертификат. | |
Просмотров: 1782 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|