Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Развитие логического мышления учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности.
Развитие логического мышления учащихся начальных классов
в процессе игровой деятельности.

Библиотека учителя начальных классов Аскаровой Махабат Балтаевны
Данное пособие содержит теоретическую, а также практическую часть по развитию логического мышления учащихся начальных классов.
Пособие предназначено для учителей начальной школы, студентов педвузов, родителей.

Рецензент: кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Педагогики и психологии» Кокшетауского университета им. А.Мырзахметова Фалеева А.А.

От автора
В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Перед учителем начальных классов стоит задача – не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логической культуры учащихся.
Цель курса по развитию логики - не заучивание правил, а развитие способностей умения рассуждать и делать правильные выводы. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач ученикам предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к обучению. Обдумывание задачи и попытка рассуждать, конструировать логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия потенциальных способностей учеников.
Очень важно уже с раннего возраста учить ребят мыслить логически, то есть мыслить последовательно, связно. Прежде всего, это важно для их дальнейшего успешного обучения. Включение элементов логики в обучение способствует естественному расширению предметных идей, методов и языка на новые логические объекты.
Мышление – высшая форма, отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку . Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Сущность его в отражении:
1) общих и существенных свойств, предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.[1]
Мышление расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в окружениях и восприятии, а результаты мысленной работы проверяются, и применяются на практике. Мышление человека неразрывно связанно с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации .
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, треугольник и прямоугольник, школьник глубже познаёт особенности данных предметов или явлений.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом .
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств. Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.
Абстракция лежит в основе обобщения – мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общими существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации .
Различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное.
- Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путём сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.
- Содержательное обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.
Конкретизация – это мысленный подход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

Различают три основные формы мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. Понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает абстрактным, ненаглядным, обобщённым характером .
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают:
- общими;
- частными;
- единичными.
В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все школьники изучают математику».
В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют быстро находить решение задачи ».
Единичное суждение – это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии.
Умозаключение – такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Пример – доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивным и дедуктивным:
Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.[2]
Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди, но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую надо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени, опираться в процессе мышления на восприятие, понятия или представления.
В зависимости от этого различают три основных вида мышления:
- предметно-действенное;
- наглядно-образное;
- абстрактное.
Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям определенной профессии, которая связана с практическим анализом, конструированием .
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста, а в развитых формах свойственен людям тех профессий, которые связанны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений. Когда учитель рассказывает школьникам о прямой или кривой, проделывает с ними практическую работу с ниточкой или объясняет на картинке, то он имеет дело с наглядно-образным мышлением.
Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых. Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. На стадии конкретных операций ребёнок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Они сравнительно легко справляются с задачами на сохранение. Дети приходят к интуитивному пониманию двух важных логических принципов, которые выражаются отношениями: если А=В и В=С, то А=С; А+В=В+А. Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку, например по массе или величине.
Ребенок также уже понимает, что многие термины, выражающие отношения: меньше, короче, легче, выше и.т.д. – характеризуют не абсолютные, а относительные свойства объектов, т.е. такие их качества, которые появляются у данных объектов лишь в отношении других объектов. Дети этого возраста способны объединить предметы в классы, выделять из них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем дети до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые объекты. Но у детей этого возраста уже довольно хорошо бывает развито логическое мышление.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса . Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
При сознательном усвоении определённых знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в достигнутом для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение материала учащимися развивает логическое мышление учащихся.
Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания. Познавая предметы и явления окружающей действительности, мы можем мысленно расчленять предмет или явление на составные части и мысленно же соединять части в одно целое.
Операция мышления, направленная на расчленение целого на составляющие его части, называется анализом. Операция мышления, направленная на установление связи между предметами или явлениями, называется синтезом. Эти операции мышления взаимно связаны. Ф. Энгельс отмечает, что «…мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза».
Анализ и синтез, взаимно связанные операции мышления, находят постоянное применение, как при изучении элементов арифметической теории, так и при решении примеров и задач. Уже на первых шагах обучения при изучении чисел первого десятка учащиеся пользуются наглядно-действенным анализом (разложением) предметных множеств на составляющие их элементы и наглядно-действенным синтезом (соединением), группируя элементы во множества. Наглядный анализ и синтез сменяется затем анализом и синтезом по представлению: ребёнок может выполнить разложение чисел или их соединение, оперируя со зрительными образами, которые сохраняются в его памяти и могут быть воспроизведены в его сознании. Более высокой ступенью является умственный анализ и синтез, выполняемый мысленно при помощи внутренней речи. При обучении любому разделу математики приходится опираться на анализ и синтез. Анализ и синтез, как взаимосвязанные мыслительные операции находят своё применение при решении текстовых задач. Ученик под руководством учителя, прежде всего, анализирует содержание задачи, расчленяя его на числовые данные, условия и вопрос. При решении составных арифметических задач требуется применить более сложный и более тонкий анализ и синтез. Анализ содержания составной задачи, так же как и простой, сводится к расчленению его на числовые данные, условия и вопрос. Однако сами данные, условие и искомое должны подвергнутся дополнительно анализу, расчленению на составляющие их элементы [3, с 25]. В процессе обучения математике находит своё применение приём сравнения, т.е. выделение сходных и различных признаков у рассматриваемых чисел, арифметических примеров, арифметических задач. После решения задач учащиеся сравнивают, каким действием решается та или другая задача, а затем сопоставляют способы решения с различиями в условиях задач. Такое сопоставление помогает учащимся лучше осознать смысл выражений «больше на несколько единиц» и «больше в несколько раз» и прочнее установить связь между условием каждой задачи и способом её решения. Сравнение основано на анализе и синтезе: необходимо расчленить каждую задачу на составляющие её элементы, а затем мысленно соединить сходные элементы, выделив при этом существенные различия. При объяснении учащимся новой для них по способам решения задачи с многозначными числами часто используется приём аналогии: учитель предлагает решить аналогичную задачу с небольшими числами, вычисления над которыми можно выполнить устно.
Логическое мышление – мышление, проходящее в рамках формальной логики и отвечающее ее требованиям. Задача развития логического мышления учащихся ставится и, определенным образом, решается в массовой школе

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Задания и игры для развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста
1. Выделение признаков предметов
2. Узнавание предметов по заданным признакам
3. Формирование способности выделять существенные признаки предметов
4. Сравнение двух или более предметов
5. Классификация предметов и явлений
6. Формирование умения давать определение понятиям
7. Задания и упражнения для формирования умения относить объекты к роду
8. Игры и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений
Система нетрадиционных заданий, упражнений, игр для развития логического мышления
Логические задачи
Тренинг мышления для учащихся 8 — 11 лет
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы [4,С,69].
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части: 1) развитие речи; 2) развитие интеллектуальных способностей; 3) развитие произвольности, то есть ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением; 4) развитие познавательной активности; 5) развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук); 6) сформированноеть внутренней позиции школьника.
В одном из разделов данной книги будут предложены игры, упражнения, различные задания, которые позволят научить детей определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, привить первые навыки классификации предметов и явлений по форме, цвету, величине, функции в практической жизни, научат определять последовательность событий, судить о противоположных явлениях, разовьют умения видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве, играя в эти игры и выполняя данные задания дети разовьют зрительное восприятие, внимание логическое мышление, память, мелкую моторику руки.
Практическая часть методического руководства включает в себя игры составленные автором данного издания.

Занятие 1.
Тема: Игры на развитие внимания.
Цель: Развивать аналитическое мышление, умение работать сосредоточенно, способствовать расширению внимания.
Реквизит: игрушки, геометрические фигуры, картинки с изображениями.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Рекомендуемые игры:
1. «Найди одинаковые фигуры»


2. « Что пропало?» ( с игрушками)
3. «Что катится?» (геометрические фигуры)
4. «Запомни узор» (нарисуй по памяти)

5. «Найди такой же». Игра на внимание. Учащимся предлагается назвать точно такой же предмет ( по цвету, форме, величине), как тот который у вас в руках
( кубик, домик, треугольник и т.д.).
6. « Запомни картинки» - учащимся предлагается запомнить несколько картинок и нарисовать их. Кто быстрей?
III. Итог.

Занятие 2.
Тема: Игры на развитие памяти.
Цель: развивать зрительную и слуховую память, умения находить сходство и различия, классифицировать. Развитие способности к быстрому темпу работы, самоконтроля и самооценки.
Реквизит: карточки с заданиями, сюжетные картинки.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Организация игр:
1. « Нарисуй по памяти» -запомни фигуры в левом столбике. Затем закрой их листом картона . нарисуй рядом эти фигуры.

2. «Обведи что запомнил»
Учитель читает слова. Учащиеся затем обводят те слова которые запомнили.
Учитель: сад, огород, лужа, дача, школа, вода, заяц, солнце, машина.
Раздаточный материал. Окно, лужа, вода, воздух, мяч, машина, лес, солнце, огород, река, дача, сад, снег, школа,заяц.
3. Игра « Повторяй друг за другом» - первый ученик называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т.д. тот, кто ошибается выбывает из игры.
4. Зрительный диктант.
Белые бараны били в барабаны.
Взаимопроверка.
5. Игра « кто самый наблюдательный?» учащимся предлагается сюжетная картинка. Затем картинка убирается и учащиеся воспроизводят ее по памяти.
6. Итог.

Занятие 3.
Тема: игры на развитие логического мышления.
Цель: развитие восприятия, наблюдательности, внимания, логического мышления, умения анализировать и делать выводы, обобщать.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Организация игр.
1. «Четвёртый лишний» . Называется четыре предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишний» учащийся должен объяснить свой выбор.
Стол, стул, кровать, чайник.
Машина, автобус, самолёт, дом. И т.д.
2. «Анаграмма» .
Задание : составь слова и найди лишнее слово.
Тко, сбоака, евл.
Роквьом, цеугро, яшнив.
3. Составь слова по данной схеме.
О _ _ _ _
_О_ _ _
_ _ О _ _
_ _ _ О _
4. Логические задачи.
• Без чего хлеб не испечь? ( без корки)
• Без чего гвоздь не забить. ( без стука)
• Девочки купили три платья, синего, зеленого и желтого цвета. Катя купила не синее платье, Аня не жёлтое. А Лена купила зелёное платье. Какого цвета платья у Кати и Ани?
5. Итог

Занятие 4.
Тема: Игры на развитие пространственного мышления.
Цель: развивать навыки пространственного мышления, воображения, внимания. Продолжить работу над умением анализировать, узнавать предметы по заданным признакам.
Реквизит: конструктор, рисунки-схемы, ватман, геометрические фигуры.
Ход урока.
I. Постановка темы занятия.
II. Организация игр.
1. Игра «Рисунок и постройка»
В этой игре ребёнок должен научиться соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой ,выполненной из деталей строительного набора. Детям предлагается рисунок-схема, а они в свою очередь должны построить с помощью строительного материала.

2. Игра «Говори наоборот»
«Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой – маленький, толстый- тонкий, больной – здоровый, весёлый – грустный, высокий – низкий, и т.д.
3. Игра « Охотник и заяц»
В одном углу листа рисуете охотника, а в другом зайца (изображения схематические). Ученику предлагается пройти до зайца ( штрихом карандаша соединить изображения).
4. Игра «Коврик для куклы» , «Гараж для машины»
Предлагается девочкам сделать коврик для куклы, а мальчикам гараж для машины. Из заданных геометрических фигур. Круг , квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. (развивается пространственное мышление, а также и воображение)
5. Сочинить мини-рассказ, используя свою работу. (задание 4)
6. Итог.

Занятие 5.
Тема: Игры на развитие интеллектуальных способностей.
Цель: развивать умение выделять признаки предмета, сравнивать, формировать умения давать определения понятиям.
Ход занятия.
I. Постановка темы.
II. Проведение игр.
1. Напиши подходящие слова к определениям.
Овощи – морковь, лук, ……
Инструменты -……………..
Транспорт -…………………..
Посуда - ………………………………….
Одежда - ………………………………..
2. Найди и зачеркни только эти цифры: 5 2 9. Кто быстрее?
1 3 2 8 9 6 4 5 2 3 1 9 7 8 3 2 4 6
4 5 6 3 2 8 7 9 6 5 4 2 8 1 3 6 5 2
6 5 3 2 0 1 4 7 9 8 5 4 6 2 1 3 2 5
4 7 8 5 2 3 6 9 5 0 4 3 5 7 3 9 5 8
3. Найди среди четырех фигур одну неподходящую и зачеркни её.

4. Игра « Угадайка»
Дети мимикой показывают определённый предмет . Остальные отгадывают.
5. Игра « Чудесные превращения».
Детям показывают карточки с условными обозначениями и предлагается придумать что это такое и нарисовать на листе.

Придумать во что может превратиться этот овал.
• Сочини мини-рассказ.
6. Итог.

Занятие 6.
Тема: Игры на развитие творческого мышления.
Цель: развитие творческого мышления, воображения, наглядно-образного и ассоциативного мышления, создание благоприятной эмоциональной среды.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Организация игр.
1. Разложи рисунки каждый раз в новой последовательности.







2. Найди из четырех фигур одну неподходящую и зачеркни её. Докажи.

3. Найди слово «КИТ» и обведи его. Кто быстрее?
А О К И Т А Л В Н К И Т С У В П Р И К
И Т К Т Л К И Т Б Л Д Р О Т Б К И Т Г
Т Р О Д К И Т Л О Р Т И К Д В К Б К И
К И Т Р О Ь К И Т Г Л М Е К И Т Б Д Ж
П Т И Т Б К И Т Р Н О Л В К И Т Г ИР В

4. ИГРА «Чудесные превращения». Учащимся предлагается 2-3 полоски разной длины и 2-3 цветных кружка. Предлагается придумать что это такое и нарисовать картину.
5. Презентация своих работ. (можно в парах)
6. Итог .

Занятие 7.
Тема: игры на развитие творческого мышления
Цель: развитие творческого мышления, внимания, памяти, образного мышления, умения составлять рассказы.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Организация игр.
1. Игра «Во что с этим можно играть?»
Нужно отобрать несколько предметов, не имеющих чёткого назначения: палочка, кубик, камешек, кусочек картона, пластик и т.д. Игра, состоит в том, что ученик должен придумать чем они могут быть, и в качестве какого предмета могут использоваться.
2. Игра «Кто я такой?»
«Кто я ? – спрашиваете вы у класса и изображаете (жестами, мимикой, звуками ит.п.): машину, поезд, доктора, мел, чайник и т.д. (можно усложнить задания с помощью наводящих вопросов)
3. Игра « Отгадайка»
Надо отгадать слова и написать их правильно. В какую группу слов их можно объединить.
АТАЛЕНП - _________
РЗАОБ - ____________
КТАИРАН - __________
МЦЯЕС - ____________
4. Итог.
Занятие 8-9.
Тема: Развитие произвольного внимания.
Цель: развивать произвольное внимание, память, аналитическое мышление, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, развитие способности к быстрому темпу работы.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Организация игровой деятельности.
1. Игра « Сравни предметы».
Перед детьми ставится два предмета. Сначала они должны сказать, чем они похожи, а затем - чем отличаются друг от друга ( Можно провести в виде соревнования «кто больше назовёт?»).
2. Игра «Супермаркет».
Собрать различные картинки: мяч, молоко, хлеб, тетрадь, порошок, молоток ,кофта и т. д. учащимся предлагается распределить предметы по отделам.
Продуктовый, овощной, книжный и т.д.
3. Логические упражнения.
• Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 28.
• Запишите число 31, пользуясь знаками действий и пятью тройками; шестью тройками.
4. Нарисуй картинку, не отрывая карандаш от бумаги.



5. Итог

Занятие 10.

Тема: Ребусы, шарады.
Цель: развивать мышление, умение анализировать и синтезировать, умение расшифровывать понятия по краткому содержанию.
Оборудование: кроссворды, шарады, рисунки.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Знакомство с понятиями «ребус» , «шарада».
III. Составление «словесного квадрата»
Нужно вписать в квадрат разные слова, чтобы их можно было читать и по вертикали, и по горизонтали.
IV. Анализ по составлению «словесного квадрата»
Повторное составление словесного квадрата.
V. Итог.

Занятие 11.
Тема: Ребусы, шарады.
Цель: развивать мышление, воображение, речь, формировать умение элементарного эмпирического обобщения.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Работа по разгадыванию ребусов, шарад.
• 100лик, 3о, 7я.
• Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счёт,
Когда прочтёшь наоборот.
(Дог – год)
• Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету.
( Ирис – ирис)

III. Составление ребусов в парах.
1. Анализ принципа составления ребусов.
2. Презентация составленных ребусов.
IV. Игра «Кто я?»
V. Итог.

Занятие 12-13.
Тема: Составление кроссвордов, головоломок.
Цель: развивать фантазию, мышление, речь, учить составлять кроссворды, головоломки.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Знакомство с понятиями «кроссворд», «головоломка».
III. Разгадывание кроссворда. ( на любую тему)
IV. Решение головоломки.
• Прочтите фамилии двух известных детских писателей.
МХААРЛШКАОКВМИ (Михалков, Маршак).
• « Я в квадрате»
Р Б О А
А Я Д Ц
Л Д О Н
С Я К О - и советую друзья начинать вам с буквы Я.
В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали. ( Ответ: Я добрался до конца).
- Чем отличаются кроссворды от головоломок?
VI. Анализ составления принципа кроссвордов, головоломок.
VI. Итог.

Занятие 14-15
Тема: Упражнения на развитие логического мышления.
Цель: развитие образного мышления, воображения, способности сравнивать предметы, делать выводы.
Ход занятия.
I. Постановка темы занятия.
II. Организационный момент.
1. Мозговая атака.
За чем вода в стакане?
По чему Абай ездил на белом коне?
От чего плывет лодка?
По чему пишет карандаш?
2. Составление «словесного квадрата».
3. Задания:
• взять любые 12 букв алфавита, из них составить 12 слов.
• Мальчик Витя придумал прибор с помощью которого можно видеть сквозь стены и назвал его очень просто. Как? (окно).
• «кто больше?» придумает слова , в которых звук [к] в конце.
III. «Магическая буква» (добавить к словам одну букву и получить новое слово)
Рыба, пол, лото- К- рыбаК, полК, лотоК и т.д.
IV. Итог.

Список используемой литературы.
[1]Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. Москва «Просвещение»
[2] Лысенкова С.Н. Когда легко учиться.
[3]Щукина Г.И. Познавательные интересы младших школьников. Москва «Педагогика»
[4]Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка.М:Педагогика.
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Заводской (2012-11-20) | Автор: Аскарова Махабат Балтаевна E
Просмотров: 8911 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru