Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе. Целью государственной программы развития образования Республики Казахстан (Указ Президента № 1118 от 7 декабря 2010 года) является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. В результате реализации Программы будет осуществлён полный переход на 12-летнюю модель обучения. Одной из самых ответственных задач является подготовка учителя новой формации, так как новое содержание программы потребует нового учителя. Трёхмесячные курсы АО «Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» по Восточно-Казахстанской области» по проекту Кембриджского университета помогли мне поменять взгляды на обучение. Хочу поделиться своими размышлениями о ходе практики касательно модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Талантом собеседника отличается не тот Кто охотно говорит сам, а тот, С кем охотно говорят другие. ( Ж. Лабрюйер) Этими словами хочется начать разговор о важности диалога в классе. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке и способствует интеллектуальному развитию. На протяжении учебной недели в ходе запланированных уроков я выслушивала ответы обучающихся и отвечала на их вопросы. На занятиях для беседы я старалась подбирать разные типы вопросов, чаще открытых, требующих рассуждений. Например, на уроке литературного чтения Н.Богданов «Солдатская каша»(3класс) в беседе о войне я задала такие вопросы и попросила, посовещавшись в группе ответить на них. А)- Приближается день победы, что вы знаете о войне? (Война – это разрушения; боль, голод, когда давали маленький кусочек хлеба.) Б)- А что нового вы узнали на сегодняшней линейке, посвященной этому празднику? ( осталось 27 ветеранов.) В)- Как вы думаете, что помогло солдатам воевать? ( оружие, солдатская дружба, взаимовыручка, любовь родных) Г)- Что мы должны делать, чтобы война не повторялась? ( Укреплять армию, дружелюбно разговаривать с другими, любить свою родину.) Д)- Есть ли среди вас те, кто испытывал чувство голода? ( Да, Нет.) Е)- Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее? ( Болит живот, Ни о чём другом думать не хочется.) В этой беседе я старалась давать достаточное количество времени для обдумывания и размышления. «Неправильных» ответов для меня не бывает. Есть вопрос, на который, посовещавшись, дети могут дать несколько иной ответ. И обязательно получат моё одобрение, похвалу, поддержку. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что после получения ответа на вопрос в среднем учитель ждет около двух секунд, а за тем может повторить вопрос, перефразировав его, либо уточнить сам. А вот увеличение этой паузы может привести к тому, что увеличивается количество добровольных ответов, количество ответов слабых учеников чистота вопросов учеников и дискуссионных ответов. Так, например, на вопрос о том, каким языком нужно составить рассказ о мире, чтобы рассказ «тронул душу», дети не смогли ответить. Тогда я спросила «Чтобы душе было приятно, какие краски мы возьмём для отображения картины о мире? И дети смогли ответить о том, что это будет, конечно же, яркие краски, радующие человека. (3 класс Литературное чтение Ю.Коринец «Волшебное письмо»). Я дала затем еще время на обдумывание. Дети добавили: «Это будут краски солнца и неба». А Мурат К. (слабый ученик) сказал, что он оставит белый цвет, чтобы нарисовать голубя ведь это символ мира. Удивительно, но исследования Харгривса и Гэлтона имеют место быть и у меня на уроке. При диалоговом обучении немаловажно помнить и о диалоге «ученик-ученик». Мне хотелось бы рассказать об интервью по военной тематике. Перед детьми стояла задача подумать над тем, о чем бы они хотели спросить товарища по серии уроков о войне. Я спросила о возникших трудностях. Вот их вопросы. «А так ли я это делаю? А по произведениям или по общей тематике?». Мной было предложено сделать так, как они это поняли. Тимур С., не владея классификацией вопросов по типу, задал вопросы как открытые, так и закрытые Дарье М.. - Почему День Победы назван общенародным праздником? ( Потому, что его празднуют многие народы земли, победившие в войне) - Не могла бы ты назвать основные черты характера народа, победившего в войне? (Смелость, героизм) - Можешь ли ты вспомнить имена героев Великой Отечественной Войны? ( Маншук Маметова, Алия Молдагулова, герои- панфиловцы) - Героями можно считать тех, кто только участвовал в боях или тружеников тыла тоже? ( Тружеников тыла тоже) - Не могла бы ты рассказать об этом поподробнее? ( Труженики тыла вязали тёплые вещи, выращивали хлеб, делали оружие.) - Есть ли в твоей семье участник войны? (Да) - Может быть, ты расскажешь об этом поподробнее? ( Прадед Алексей был, танкистом участвовал в боях за Родину, воевал на Украинском фронте) - Правильно ли я понял, что ты этим гордишься? (Да. я горжусь этим!) - Спасибо за интервью. Даша М. ответила на все вопросы развёрнутым полным ответом. Из всего этого я сделала вывод о том, что дети ориентируются в теме «Война», могут отобрать вопросы, которые помогают прояснять, уточнять, действовать. Это была их сильная сторона. Работа в группах также даёт развитие диалогу. Ведь здесь может быть услышан каждый. И я использую это на различных уроках. Ведь у учащихся начальных классов часто возникают вопросы, которые они не в силах решить самостоятельно. И тут можно обратиться за помощью к товарищу. Света С. болела и обратилась с просьбой к Наташе К. «Как разделить трехзначное число на однозначное? И та ей в доступном виде всё объяснила. А если бы Света С. не вышла на диалог, то обучение не было бы таким успешным. Дети на протяжении всего периода моей практики вступали в диалог со мной, родителями, друг с другом, библиотекарем. Во время экскурсии. Они с интересом спрашивали: - Сколько залов в библиотеке? - Много ли детских книг? - Чему посвящены книжные выставки? - Чем занимаются в читальном зале? - Можно ли работать в компьютерном отделе самостоятельно? На все вопросы библиотекарь дал развернутый ответ Это говорит о том, что дети начали критически мыслить, отбирая те вопросы, которые им позволяют прояснить ситуацию, расширить кругозор. Тут же хочется вспомнить урок трудового обучения «Изготовление ромашки», проведённый Ксенией Ч. Она была, в роли учителя, умело вела беседу. Ее доброжелательный тон, уверенность в себе помогли активизировать мысли детей. - Какое время года наступило? (Наступила весна) - Какие сейчас цветут цветы? ( Ландыши, ирисы, тюльпаны) - А какое время года наступит за весной? ( За весной наступит лето) - А какие цветы будут цвести летом? ( Гладиолусы, розы) - А ещё? ( Лилии, георгины, ромашки) Анализируя эти вопросы, я пришла к выводу, что они закрытые и в основном не требующие длительных рассуждений. За всем этим я наблюдала, размышляла и пришла к выводу, что дети пока не в полной мере отошли от монологического обучения. Они ещё одобрения их суждений учителем, боятся сказать неправильно, ждут наводящих вопросов, плохо мыслят аналитически, не всегда задумываются над тем, какой вопрос задать, чтобы прояснить для себя ситуацию. Над всем этим мне предстоит работать, используя групповую работу, работу в парах, ролевых играх, тренингах. При этом буду ориентироваться на возрастные особенности и дифференцированный подход. Ещё нужно будет изменить некоторые критерии оценивания, развивать групповой диалог и больше давать детям самостоятельности в беседе. Неопровержимым является то доказательство, что диалогическая беседа является тем типом взаимодействия при котором, как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный вклад. Литература: 1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1 | |
Просмотров: 7176 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|