Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
[size=6]Формирование ключевых компетенций у учащихся Ковалева О.А. учитель математики КШДС № 33 г. Караганда Актуальность темы самообразования обусловлена : Возникшим противоречием между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью технологии формирования у учащихся ключевых компетенций в образовательном процессе, определения критериев оценивания полученного результата образования. Участием в эксперименте по реализации компетентностного подхода в обучении, научно-исследовательской работой методического объединения учителей математического цикла по проблеме «Внедрение формирующей системы оценивания» Проблема исследования заключается в научном обосновании теоретико – методологических основ и практической реализации процесса формирования ключевых компетенций у школьников, определении условий и критериев оценки его эффективности. Другими словами, стоят три вопроса: Что формировать на определенном этапе урока? Как формировать? Как оценивать? Объект исследования: ключевые компетенции школьников. Предмет исследования: процесс формирования ключевых компетенций у школьников. Цель исследования – определить состав ключевых компетенций с учетом специфики предмета выявить психолого - педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования ключевых компетенций у школьников, разработать этапы технологии формирования и оценивания ключевых компетенций Гипотеза исследования: Эффективность процесса формирования ключевых компетенций обеспечивается при условии Использования учителем форм учебной работы с увеличением доли самостоятельной и групповой работы, приемов педагогической техники Гина, Рудика, стратегий развития критического мышления Создания соответствующего УМК (заданий-измерителей, КОЗ, тестов функциональной грамотности, заданий по таксономии Блума) Разработки и внедрения формирующей системы оценивания Осуществления обратной связи с уч-ся (рефлексия, листы обратной связи) В основу исследования положена технология формирования ключевых компетенций в процессе учебной деятельности в соответствии с теорией формирования субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова, которая включает следующие этапы: Связь между этапами и ключевыми компетенциями представлена ниже: Этапы Ключевые компетенции Эмоционально - мотивационный Эмоционально – психологические компетенции: - учение с интересом; - доверие педагогам; - умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях; Организационно – деятельностный Регулятивные компетенции: - определение целей учебной деятельности; - ответственность за результаты учебы; - концентрация на учебе; - умение делать заключительные выводы; Этап эмпирического моделирования Социальные компетенции: - проявление терпимости к другим мнениям и позициям; - оказание помощи другим учащимся; - умение сотрудничать с другими учащимися; - умение работать в группе; Этап теоретического моделирования Учебно – познавательные компетенции: - умение учиться; - умение отыскивать причины явлений; - самостоятельное выявление допущенных ошибок; - самостоятельное выполнение домашнего задания; Творческий этап Творческие компетенции: - умение принимать решения в различных ситуациях; - умение заявлять о своих потребностях и интересах; - умение находить другие источники информации; - способность генерировать другие способы решения проблемы; Контроль и оценка (совершенствование модели) Компетенции самосовершенствования: - применять знания и умения на практике; - умение извлекать пользу из полученного опыта; - навыки самоконтроля и саморазвития; - желание учиться и самосовершенствоваться дальше; На сегодняшний день актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся, который позволил бы: устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планиро- вания и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку». В связи с этим крайне необходимо ввести в практику оценку новых результатов образования. В представленной ниже схеме показаны виды оценивания: Эти виды оценивания направлены на решение двух разных задач обучения: внешнее (суммирующее) оценивание применяется для оценки уровня достижения результатов обучения, тогда как внутреннее (формирующее) оценивание используется для того, чтобы активизировать и оптимизировать процесс обучения данного учащегося. Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.: Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентностей: . Тесты «на применение». Используются при определении межпредметных компетентностей. В рамках традиционной дидактики наиболее близко по содержанию к компетентностям относится термин «Применение» в таксономии педагогических целей Блума. «Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание». По этому принципу построены тесты PISA, а также многие олимпиадные задания. Таксономия Блума дает возможность выстраивания как традиционных (знаниевых), так и новых (компетентностных) результатов обучения. 2. Рейтинговая модель. Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха. Проект – 30 б Решение олимпиадных задач-20 б Контрольная работа – 15 б Практические, самостоятельные работы, тесты – 10 б Защита реферата – 9 б Ведение тетради, ответ у доски, работа по карточке – 5 б Дополнительные занятия, домашнее задание – 3 б Работа над ошибками – 2 б 3. Мониторинговая модель. Создание «портфолио». Наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Введение формирующего оценивания. Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки: В основу формирующего оценивания может быть положена система оценивания учебных достижений, предложенная в проекте Республиканского научно-практического центра по проблемам 12-летнего образования, адаптированная для пятибалльной системы оценки. Критерий В отражает сформированность аспектов компетентность разрешения проблем или самоменеджмента, он реализуется при выполнении исследовательских работ, проектов, решении компетентностно-ориентированных заданий. В полной мере критерий В применяется для оценивания в конце учебного года при защите проекта или выполнении компетентностно-ориентированного теста. В процессе обучения могут быть использованы при необходимости некоторые аспекты критерия В, которые реализуются в процессе решения компетентностных заданий. На основании критерия С в процессе работы с информацией выявляется уровень сформированности информационной компетентности. По критерию D устанавливается степень сформированности и развития навыков письменной, устной и продуктивной коммуникации, составляющих коммуникативную компетентность выпускника определенной ступени среднего образования. Текущие отметки по критерию А выставляются в классный журнал. Оценивание по критериям В и С производится при выполнении проекта, научного исследования или решения компетентностных заданий на основании зафиксированного в портфолио процесса деятельности ученика. Объектами оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося, листы представления решений компетентностных заданий, презентация продукта, а так же наблюдения за работой ученика на занятиях и на консультациях. Оценивание по критерию D осуществляется на основании наблюдений учителя и анализа ответов ученика. Объектами оценки являются письменные работы, устные ответы и презентации результатов решения компетентностных заданий, проектов, участие в работе групп, в диалогах, дискуссиях, дебатах и т.п., наблюдения за учеником на занятиях и на консультациях. Оценивание по данному критерию в баллах может проводиться в портфолио на специальных листах оценки аспектов ключевых компетентностей. В связи с этим, предлагается ввести тетрадь-портфолио по предмету с печатной основой, представляющей собой файловую папку с вкладываемыми листами работы на уроке и содержащей: листы самооценки выполнения дом. задания (по модельному ответу), самооценки работы на уроке Рейтинг-листы Диагностические, самостоятельные, тестовые работы Листы обратной связи, рефлексии, отчеты уч-ся за месяц, неделю, четверть или после изучения темы Это позволит высвободить время учителя, сделает процесс прозрачным для учащихся и наглядным, позволит систематизировать весь материал по ученику, увидеть траекторию его развития по предмету, осуществлять формирующее оценивание, вести мониторинг формирования ключевых компетенций. Литература: 1. И.С. Фишман, Г.Б. Голуб «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся» издательство «Учебная литература» 2007 г. 2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. . 7. 1999. 3. . Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа. Плюс до и после. .4. 2004. 4. Диканская Н.Н., Герасименко Е.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Мониторинг образовательного процесса. . 4. 2003. 5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы 6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование. 7. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии. 8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. 9. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г. 10. Положение о системе оценивания учебных достижений учащихся (проект) Астана 2007 | |
Просмотров: 2927 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|