Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Главное – помочь спроектировать свое будущее.
Главное – помочь спроектировать свое будущее.
Удивительно, как возможность сравнения дает нам шанс детально проанализировать свою деятельность в том или ином направлении и главное дать ей оценку. Более двадцати пяти лет я проработала в селе, прошла путь от учителя до начальника районного отдела образования. Сейчас, работая в городской инновационной школе, отчетливо вижу разницу в условиях социализации городских и сельских детей. Это очень важный вопрос, я всегда держала его на контроле, думаю, мой опыт будет полезен для коллег.
Есть хорошая казахская пословица: «Что птенец познает в гнезде, то и применит в полете». Любые положительные преобразования в обществе возможны лишь при наличии здравомыслящих граждан с активной жизненной позицией. Особое внимание заслуживает сельская семья, обладающая большим потенциалом возможностей, раскрытие которых зависит от окружающей обстановки, от сформировавшейся социальной среды.
Общественный статус сельского жителя необходимо поднять на достаточно высокий уровень, чего можно добиться, лишь обеспечив сельскую семью полноценной социальной защитой, предоставив достаточную материальную поддержку со стороны государства.
Вопрос о приоритете школы или окружения школы в формировании личностного типа, как показывает та же история, это вопрос исторического периода, переживаемого страной. В стабильной фазе функционирование социально-экономической и политической систем в обществе усиливается организующая роль внутри школьной среды в формировании социального типа личности. В смутное время в условиях общественно-государственной нестабильности и неупорядоченности школьной жизни усиливается роль внешкольной среды, формирующей в соответствии с исторической тенденцией определенный тип личности.
К сожалению, статус сельского жителя, крестьянина в нашем обществе очень низок. В своем большинстве они являются наиболее бедствующим слоем населения. Тяжесть переходного периода отразилась именно на сельских жителях. Низкая заработная плата, тяжелый труд вынуждает многих родителей ориентировать своих детей на выбор профессии далекой от села. Анализируя данные по трудоустройству выпускников за последние три года, имеем только 20% выпускников выбравших профессии связанные с сельскохозяйственным производством. Пустеют села, производство испытывает острую нехватку кадров. В данной ситуации именно школе отведена роль фактора, способного переломить данную тенденцию, поддержать престиж крестьянского труда.
Л.С. Выгодский считал, если учитель бессилен при непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду.
Перед педагогами сельских школ стоит задача – выработать наиболее целесообразную с педагогической точки зрения среду детучреждения, нащупать новую технику воспитания и обучения. Предстоит задача изменения школьной среды через характер ее подачи. Чтобы сформировать среду с «заданными» свойствами педагоги должны усиливать стимул выбора сельского образа жизни, эстетически оформлять пространство школы, поддерживать внутреннею убежденность воспитанников в перспективности выбора профессий сельского профиля. Особое внимание заслуживает работа с многодетными семьями
Тяжесть переходного периода отразилась именно на этих семьях. И выживаемость в условиях рыночной экономики у них наиболее низкая. В основном в многодетной семье сейчас сформирована среда лишений и невзгод с постоянным страхом перед будущим, как у детей, так и у взрослых. Дети не знают, смогут ли они приобрести образование в соответствии со своими способностями. По данным центра материнства и детства существующая государственная поддержка этих семей не достигает уровня, который мог бы реально помочь проблемам этой семьи. В мизерном количестве исполняется их право на полноценное образование, права ребенка на всестороннее развитие.
Школа столкнулась с проблемой жизненной апатии детей из семей с низким социальным статусом, когда даже дети с высокими результатами обучения в начальных классах, став старше и осознав свое социальное положение, теряют интерес к учебе и выбору профессии, не видя перспектив жизненного развития. Задача школы сформировать школьную среду таким образом, чтобы ученик мог спланировать свою жизненную траекторию, используя возможности образовательного пространства по месту жительства. В Денисовском районе уже почти 45 лет существует профессионально техническая школа, ее выпускниками являются многие уважаемые и преуспевающие жители района и области. В их числе директора ТОО, агрономы, учителя, директора училищ и технических лицеев, государственный служащие, видные предприниматели и просто граждане, имеющие достаточно высокий социальный статус. Организация встреч с такими людьми, оформление визуальной информации в школе по данному направлению, тесное сотрудничество с ПШ позволяют смоделировать стабильную и комфортную среду обитания, способствующую усвоению социальных норм, снижающую излишнюю напряженность. Такая среда формирует активность ребенка, его способность к выбору, креативность. Прозрачность жизненной траектории популярных людей, позволяет ребенку проектировать свою траекторию развития, уделяя большое значение своим личным усилиям. Прорисовывается перспектива выхода из своего социального круга, осознается важность собственного саморазвития. Опора на семью, бесспорно, является ведущим аспектом развития подростка, на его уверенность в выборе профессии и жизненном становлении. Но не всегда семья служит надежной опорой и тогда перед ребенком становится трудная задача – самостоятельного определения своего жизненного пути. Учитель, работая многие годы с детьми, зачастую может «предсказать» будущее ребенка, анализируя все факторы его развития. К сожалению, часто неблагополучные прогнозы сбываются, и только правильная работа с ребенком по социальной адаптации поможет определиться в выборе профессии и путей достижения выбранного пути. Профессионально техническая школа на селе традиционно работает с проблемными детьми. Мне позволяет сделать этот вывод многолетний опыт работы в системе профтехобразовании. Начиная работу еще в лагере комсомольского актива «Монолит» созданном для профтехучилищ (кстати, за опытом работы в лагерь приезжали гости со всего Казахстана и других республик) я поняла насколько важно ребенку сделать первый шаг в выборе профессии. В настоящее время, когда высшее образование у нас вошло в разряд чуть ли не обязательного в понятии некоторых родителей, и существующее огромное количество Вузов всех направлений сыграло негативную роль для всей страны. Во- первых низко упал престиж рабочих профессий, высшее образование можно не только получить добросовестно учась, но можно и «купить» причем это уже ни для кого не секрет, но тем не менее дипломы получают все одинакового образца. Поэтому молодой человек, не имеющий высшего образования, воспринимается сегодня как некий неудачник. Детям из семей с низким достатком необходимо знание всех возможностей повышения образовательного уровня. Видение жизненных перспектив и вариативного способа достижения целей формирует у подростка положительную мотивацию, позитивное отношение к жизни. Невнимание со стороны общества и школы приводит к тому, что вырастают озлобленные, пассивные и аполитичные люди. Это, в свою очередь способствует разрастанию слоя неблагополучного населения: алкоголиков, наркоманов, проституток. Этот вопрос засуживает внимания школы, прежде всего потому, что наиболее уязвимыми становятся такие дети, которые лишены возможности свободного и полноценного развития, реализации своего потенциала и интересов. А знание того, что многие люди, начиная свой путь с училища, добились признания и материального благополучия, вселяет в детей уверенность в будущем. Радует, что сейчас возрождаются многие училища, обучение вновь стало бесплатным, возвращается материальное содержание учащихся, хотя бы частично. Именно профтехшкола была многие годы своеобразным «мостиком» между неблагополучием и стабильностью для многих молодых людей, но именно среда школы может сформировать сознание возможности самореализации при любых социальных стартовых условиях. Визуализация фактов успешной реализации личности через ПШ, направленность на рабочие профессии выполняет большую практическую цель в формировании среды. Реализация воспитательного потенциала через предметно-пространственную среду школы наиболее эффективна, когда она подкрепляется региональным компонентом, когда ребенок может непосредственно общаться с людьми прошедшими путь, на который его направляет школа. Если подросток осознает возможность изменения к лучшему своей жизни, изменение своего социального статуса, то у него появляется уверенность в своих силах, он становится более целеустремленным и настойчивым у него появляется реальная возможность проектировать свою жизнь.
Нужно, чтобы оформление в школе по данному направлению «работало», а не просто служило украшением, чтобы оно подчинялось воспитательным целям и периодически обновлялось, информируя о новых фактах и возможностях. Хорошо, если материал разделен на зоны воздействия по возрастам, информация в каждом возрасте воспринимается по-разному. Очень значима достоверность информации, выявление одной неточности может вызвать сомнение в объективности всего материала и заронить сомнение в осуществимости задуманного, что нанесет непоправимый вред всему процессу воспитания. Учитывая что сельская школа является культурным центром многих поселков немаловажна эта работа и для работы с родителями. Происходит изменение сознания родителей через школьную среду, они начинают по иному видеть будущее своих детей, меняется сознание семьи. Мы еще не сталкивались со случаями, когда люди, жизнь которых мы ставим в пример нашим воспитанникам, отказывались от сотрудничества с нами. Они с отеческой заботой общаются с подростками, и многие дети проникаются к ним искренней благодарностью. Видя перед собой успешного состоявшегося человека, подростки в будущем себя представляют благополучными и востребованными, осознавая, что для этого придется очень много потрудится, и не рассчитывают на легкий успех. Такой молодой человек не опустит руки при первых трудностях, а будет упорно двигаться к своей цели. Разве это не главная миссия школы? Если школа ее успешно осуществляет, то она полностью оправдывает свое существование.

Используемая литература:
1. Ю.С. Мануйлов «Средовой подход в образовании»
2. Ю.С. Мануйлов «Воспитание средой»
3. К. Блага «Я твой ученик, ты-учитель»
4. И.В. Бестужев-лада «К школе 21 века»
5. Ю.Л. Лъвова «Творческая лаборатория учителя»
6. А. Хаматдинова «Энергия молодежи должна быть направлена в позитивное русло»
7. Х.Н. Рахимбекова «Лицо многодетности»
8. Д.С. Ермаков «Профилизация образования»
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Ждамирова (2013-01-28) | Автор: Ждамирова Светлана E
Просмотров: 768 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru