Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ, НАРОДОВЕДЕНИЮ И МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ. Программное содержание: Приобщение детей к истории и культуре казахского народа, ритуал проведения месяца «Рамазан» (Ораза), праздника Айт. Познакомить детей со словами, употребляемыми в речи при проведении определенных ритуалов: Жарапазан, айт қабыл болсын, ораза қабыл болсын, тийым, ауыз ашу. Ввести в активный словарь детей слова и словосочетания; қонақ, төр, төрге шығыңыз, тамақ ауыз тиіу, рұқсат па, кешіріңіз, өлең, күй, ойын. Рассказать детям о казахском народном композиторе 19 века Курмангазы Сагырбаеве. Формирование знаний о музыкальном искусстве казахского народа, воспитание интереса к казахской народной музыке на основе кюя Курмангазы “Сары-Арка”. Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании произведения. Оборудование: Убранство юрты в национальном стиле, праздничные национальные блюда на дастархане, грамзапись. Ход занятия: В юрте у праздничного дастархана хлопочет Әже. Стук в дверь. Әже: Входите, входите, дверь не заперта, в Ораза грех закрывать двери на засов. Всех гостей я рада встретить. Заходят дети с воспитателем. Останавливаются у порога.. Дети: Кешіріңіз! Рұқсат па? Сәлеметсіз бе, Әже! Ораза қабыл болсын! Переступают порог. Әже: Сәлеметсіңдер ме, балалар! Айтсын. Рақмет. Кіріңдер. Төрге шығыңдар. Прохожите на почетное место – төр. Воспитатель: Рақмет, Әже. Дети, а вы знаете, что такое төр? Дети: Төр – это почетное место в юрте, на которое садились уважаемые старшие, почетные гости. Воспитатель: Дети, Әже по законам гостеприимства пригласила Вас на төр. А мы знаем еще законы и обычаи у казахов и других народов: уважение и почет страшим. Поэтому, на төр сегодня сядет наша Әже, а мы сядем вокруг дастархана. Әже: Рақмет, я очень рада, ризамын. Отырыңдар. Все садятся. Әже: Тамақ ауыз тиіңдер. Воспитатель: Дети, Вы поняли, что сказала Әже? Дети: Да, угощайтесь. У казахов положено, если ты вошел в дом, то должен обязательно отведать угощения, поэтому и говорят: Тамақ ауыз тиіңіз! Дети берут баурсаки, сладости, угощаются. Воспитатель: Әже! Вы сами не едите. Наверное, держите пост в дни Ораза. Мы хотели бы, чтобы Вы нам рассказали о великом месяце Рамазан (Ораза) Әже: Издревле у мусульманских народов существовал обряд проведения месяца Рамазан “Ораза”. 1 раз в году в течение 30 дней проводится пост – Ораза. В пост Ораза запрещалось употреблять пищу и воду в течение светового дня. Этот ритуал назывался “Ауыз бекіту”, что буквально означает – закрыть рот. В этот месяц люди днем не только не ели, также не разрешалось скверливость, ругаться, ссориться, прекращались войны. Ауыз бекіту пост держали девочки с 9 лет, а мальчики с 12 лет. Терпеливый человек очищает свою душу и тело – считал народ. К вечеру, когда заходило солнце, совершалось ритуальное омовение “Дәрет алу” и намаз (молитва), люди приступали к еде – трапезе. На дастархан выставлялись всяческие яства, самое вкусное, что было в доме. Тех, кто постился, люди приглашали в гости и этот ритуал назывался “Ауыз ашу” – буквально “Открыть рот”. Народ подвергал себя таким испытаниям, чтобы проверить свою выдержку, выносливость. Показывали, насколько они выполняют тыйым (завет) и наставления. А вы знаете какие-нибудь тыйым? Дети называют 5-6 наставлений. Үлкенге жол, орын бер Досыңды сатпа Дастарханды аттама Табылдырықты баспа Үлкеннен бұрын сөйлеме Еріншек болма Әже: Рақмет. Жақсы. А еще запомните наставление тыйым о госте. Қонаққа қатты сөйлеме (не ругай гостя) Қонақ – это человек, которого всегда должны ждать в любом доме. А во время месяца Ораза, поздним вечером, ночью, когда люди готовили на дастархан самые вкусные блюда, молодежь собиралась группами и ходили по домам, пели в поддержку постящихся песню “Жарапазан”. “Жарапазан” можно было исполнять и в Айт, потому что в ней прославляют хозяев, просят угощения, а после давали Бата – благословение. И кто получит Бата от тех, кто пел Жарапазан, тот будет счастлив. Слышится пение Жарапазан. Группа детей и взрослых за дверью начинают петь и входят в юрту, допевают Жарапазан. К их пению присоединяются и дети, и взрослые. Әже: Рақмет Вам за Жарапазан. Ну-ка, внученька, вынеси угощение поющим и получи от них Бата – благословение. Кто-то из детей с блюда пересыпает в сумку поющим еду, получает благословение. Поющие уходят. Әже: Вот сейчас Вы слышали Жарапазан, в котором прославляли этот дом, желали, чтобы сыновья выросли батырами, дочери-красавицами. Как только заканчивается Ораза, начинается Айт – праздник-гулянье. В домах накрывались дастарханы, устраивались состязания акынов, күйши. Выбирались самые ловкие, сильные в играх. Я очень люблю игру “Сақина”. Вы знаете ее? Игра “Сақина”. Әже: Люди веселились в дни Айт, ходили друг к другу в гости. А за дастарханом вспоминали о великих людях своей земли под звуки великого инструмента казахской степи – домбры. Муз. руководитель: Любимым инструментом казахов была домбра. Не было раньше ни одной юрты, в которой на кереге не висела бы домбра. О чем только не повествует ее голос. Она то рассказывает легенды-кюй, то радует своей музыкой на праздниках-тоях. Талантливые казахские исполнители на домбре создали сотни замечательных кюев. Играй свой кюй, домбра, играй. Журчи, как горные ручьи, Напев чудесный разливай. На сердце радость напевай. А кто скажет, что такое кюй? Дети: Кюй – это инструментальная музыка. Муз. руководитель: Правильно. Это музыкальное произведение, такое же, как вальс, полька, марш и т.д. А кто сочинял кюи? Дети: Кюйши – казахские народные музыканты. Муз. руководитель: Правильно. И сегодня мы с Вами будем говорить о музыке крупнейшего кюйши – народном композиторе Курмангазы Сагырбаеве. Будучи еще совсем юным мальчиком, он серьезно занимался игрой на домбре и очень хорошо ее освоил. В своей жизни Курмангазы много странствовал по необъятной степи, наблюдая жизнь простого народа. А вы знаете, как трудно жилось простому народу во времена ханов и баев. И все, что он видел, все, что с ним происходило, а также красоту родной природы, он рассказывал музыкой своей домбры. Так появились кюи. “Адай” – о гостеприиных добрых людях рода Адай, которые приютили его в трудное время. “Қайран шешем” – “О мать моя” – этот кюй Курмангазы посвятил самому дорогому человеку – своей матери. “Қызыл-қайың” – “Красная береза” – это кюй о березе, приютившей его среди своих ветвей и укрывшей от погони. Во многих кюях отражена красота родной природы. Музыку Курмангазы знали все, его имя гремело по всей необъятной степи. И сам генерал-губернатор пожелал слушать его искусную игру. Курмангазы много играл, а в заключении исполнил необычный кюй. Это была знаменитая “Сары-арка” – “Золотая степь”. Этот кюй явился вершиной творчества Курмангазы. Давайте и мы послушаем этот замечательный кюй, это произведение. Итак, “Сары-Арка”. Сядьте поудобнее, послушайте, а потом скажите: 1. Каков характер музыки кюя? 2. Как вы думаете, какие настроения, чувства передает музыка этого кюя? Слушание. Дети: Музыка радостная, светлая, солнечная, сверкающая. Музыкальный руководитель: Правильно дети, музыка этого кюя и радостная, и искристая, и энергичная. Она как бы рисует картину праздника. Музыка звучит плавно, мелодично, как праздничная песня девушки, но вот темп увеличивается, ритм становится отрывистым, и мы можем ясно себе представить лихую скачку батыров, соревнующихся между собой. Музыка звучит то выше, то ниже. Ее стремительное движение не прекращается до конца. Все это придает пьесе энергичный, радостный, брызжущий весельем, праздничный характер. А теперь еще раз прослушайте музыкальный отрывок и запомните этот кюй – “Сары-Арка” казахского народного композитора-кюйши Курмангазы. Исполнительские возможности домбры необыкновенны. Скромная домбра под пальцами умелого музыканта порой поет – тянет звук, как духовой инструмент, то изумляет скоростью смены звуков, как барабанная дробь, имитируя топот, то вдруг зазвучит целой серией музыкальных инструментов, как в симфоническом оркестре. Музыка домбры звучит и по сей день, рассказывает древние легенды, веселя и радуя всех на праздничных тоях. Музыка сегодня будет звучать в нашем саду весь день. Приглашаем Вас и Всех наших гостей на праздничный той. САу болыңдар! Дети: Сау болыңыздар! Воспитатель: Давайте поблагодорим Әже за то, что мы много узнали о традициях казахского народа. Дети: Рахмет!!! | |
Просмотров: 3232 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|