Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
Н.Д. Макулбаева РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА Вспомогательная школа – интернат Республика Казахстан, г. Семей ул. Спартака, 3 Тел.: 8 (7222) 35-04-85, e-mail: karazhigitova@mail.ru Развитие критического мышления через чтение и письмо является системой стратегией методических приемов, предназначенных для использования в различных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком (сравнивая объем программы 5 и 9-х классов), умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; Умение решать проблемы; Способность самостоятельно заниматься; Умение сотрудничать и работать в группе. Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Следовательно, нам необходимо научить учащихся хорошо читать и писать, (что очень актуально в нашей школе), и в процессе этих действий научить их размышлять. Но как это сделать более эффективно? Потому что в каждом классе есть 1-2 ученика, которые пишут очень слабо или вообще только работают по образцу. Лучше всего этого я добиваюсь на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, используя при этом формы работы по технологии РКМЧП, как кластер. Например, при изучении домашних животных это иноязычное слово «Кластер» оказалось на деле просто ассоциативное поле слов: қоян, қасқыр, мысық, лақ, қой (ешкі, кірпі, түлкі) предлагаемые слова. Казалось простое задание: выбрать – записать, прочитать. Работает мышление – критическое мышление. Да пишет, да, читает, да. Цели достигла, используя технологию КМ. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: - стадия вызова; - смысловой стадии; - стадии рефлексии. Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: - сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; - затем познакомиться с новой информацией, потом продумать для чего и как их сможешь применить; - и последнее, когда ты полученную информацию «присваиваешь», т.е. информация превращается в собственное знание. Преподаватель, применяющий интерактивные технологии работает в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям и принятии нестандартных и ответственных решений. Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с аудиторией, что способствует не только успешному учению, но и росту самого педагога. В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков стратегий, методов и приемов обучения. Можно выделить следующие их группы: 1. Интерактивные методы, способствующие образовательной мотивации, т.е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации: - Кластер - Мозговой штурм - Перепутанные логические цепи - Проблемные вопросы - Большой круг 2. Интерактивные методы, ориентированные на активное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания: - Зигзаг - Инсерт (метод пометок) - Совместный поиск - Эстафета - Аквариум 3. Интерактивные методы,. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу - Синквейн - Рыбий скелет - Диаграмма Венна - Кубик - Диаграмма «Как?» Формы урока РКМЧП отличаются от традиционных уроков. Ученики являются главными действующими лицами урока, они думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают. Да, чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зависит все его будущее. Я планирую и дальше более углубленно применять, изучать другие приемы РКМЧП, хотя еще вокруг образовательных технологий во всем мире ведутся серьезные дискуссии. Источник: http://журнал" казахский язык и литература в русской школе"2004 г. | |
Просмотров: 6287 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|