Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
Н.Д. Макулбаева
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
Вспомогательная школа – интернат
Республика Казахстан, г. Семей ул. Спартака, 3
Тел.: 8 (7222) 35-04-85, e-mail: karazhigitova@mail.ru
Развитие критического мышления через чтение и письмо является системой стратегией методических приемов, предназначенных для использования в различных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком (сравнивая объем программы 5 и 9-х классов), умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Умение решать проблемы;
Способность самостоятельно заниматься;
Умение сотрудничать и работать в группе.
Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Следовательно, нам необходимо научить учащихся хорошо читать и писать, (что очень актуально в нашей школе), и в процессе этих действий научить их размышлять. Но как это сделать более эффективно? Потому что в каждом классе есть 1-2 ученика, которые пишут очень слабо или вообще только работают по образцу. Лучше всего этого я добиваюсь на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, используя при этом формы работы по технологии РКМЧП, как кластер. Например, при изучении домашних животных это иноязычное слово «Кластер» оказалось на деле просто ассоциативное поле слов: қоян, қасқыр, мысық, лақ, қой (ешкі, кірпі, түлкі) предлагаемые слова. Казалось простое задание: выбрать – записать, прочитать. Работает мышление – критическое мышление. Да пишет, да, читает, да. Цели достигла, используя технологию КМ.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов:
- стадия вызова;
- смысловой стадии;
- стадии рефлексии.
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия:
- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме;
- затем познакомиться с новой информацией, потом продумать для чего и как их сможешь применить;
- и последнее, когда ты полученную информацию «присваиваешь», т.е. информация превращается в собственное знание.
Преподаватель, применяющий интерактивные технологии работает в режиме творческого соавторства, готовности к обоснованным изменениям и принятии нестандартных и ответственных решений. Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с аудиторией, что способствует не только успешному учению, но и росту самого педагога.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков стратегий, методов и приемов обучения. Можно выделить следующие их группы:
1. Интерактивные методы, способствующие образовательной мотивации, т.е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации:
- Кластер
- Мозговой штурм
- Перепутанные логические цепи
- Проблемные вопросы
- Большой круг
2. Интерактивные методы, ориентированные на активное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания:
- Зигзаг
- Инсерт (метод пометок)
- Совместный поиск
- Эстафета
- Аквариум
3. Интерактивные методы,. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу - Синквейн
- Рыбий скелет
- Диаграмма Венна
- Кубик
- Диаграмма «Как?»
Формы урока РКМЧП отличаются от традиционных уроков. Ученики являются главными действующими лицами урока, они думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают.
Да, чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зависит все его будущее. Я планирую и дальше более углубленно применять, изучать другие приемы РКМЧП, хотя еще вокруг образовательных технологий во всем мире ведутся серьезные дискуссии.

Источник: http://журнал" казахский язык и литература в русской школе"2004 г.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: Sky_Devil (2010-06-08) | Автор: Макулбаева Нурзия Долдановна E
Просмотров: 6283 | Комментарии: 3 | Теги: внеклассная работа., уроки | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru