Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
Автор: учитель казахского языка Северо-Казахстанской области района Габита Мусрепова в КГУ "Урожайная средняя школа" Шукеева Б.К.. Внеклассное мероприятие Литературно – музыкальная гостиная «Великие короли вальса!» «Бар қазақты тамсандырған, Таңнан – таңға ән салдарған, Өзін әнмен қарсы алдырған Шәмші едің». М.Шаханов Цель: формировать и развить у учащихся эстетические чувства, любви к музыке как истинному человеческому наследию через призму творчества великих композиторов – Шамши Калдаякова и Иоганна Штрауса. Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством казахского и немецкого композиторов Ш. Калдаякова и И. Штрауса; 2. Формировать чувство уважения к историческому национальному наследию «О королях вальса»; 3. Активизировать творческо – познавательные способности учащихся. Оформление: Литературная гостиная, интерактивная доска, видео – презентация мероприятия, музыкальное сопровождение (произведения композиторов). Ход мероприятия Мероприятие начинается с вальса, исполняемого под мелодию Ш. Калдаякова «Куаныш вальсі» Музыка сменяется мелодией И. Штрауса «Сказки Венского леса». Выходят на сцену ведущие. Ведущий 1: Ән адамның бүкіл өмірінің серігі әнсіз өткен өмір, өмір емес. Сүйкімді, қызықтырғыш әсем әнсіз өміріміз толық емес, сақырау, бос болар еді. Адамға әрбір ән қажет – сыбызғы әнінен үлкен симфониялық оркестрдың үніне дейін, қарапайым танымалды өлеңнен Бетховеннің сонаталарына дейін. Ведущий 2: Музыка сопровождает человека в течении всей его жизни…без музыки трудно представить себе жизнь. Без чарующих звуков она была бы неполной, глухой, бедной. …Человеку нужна любая музыка – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат. Уважаемые гости нашего вечера! Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней литературно – музыкальной гостиной, посвященной творческому наследию двух композиторов Шамши Калдаякова и Иоганна Штрауса. Ведущий 3: Сценка «Диалог учащихся» - Халық ішінде әншілер де, сазгерлер де көп. Алайда бір сазгердің әнін бүкіл халық – үлкені де, кішісі де, қарты да, жасы да сүйіп айтуы – сирек құбылыс. Ондай ән шығарған сазгер кім екенін білесің бе? - Иә, білем. Ондай ән шығарған сазгер, ұлы сазгер Шәмші Қалдаяқов – бүкіл қазақ халқына ән салдырған сазгер болды. - Шәмші қалай Шәмші атанды? Оған кім ат қойды? - Білмеймін. Сахналық көрініс. - Қалдаяқ, сен балаңа қандай ат қоясың? - «Шәмші» деген ат беремін. Шәмші – хиссада патшаның аты, Шамшит – шығыс әлемінің асыл патшасы болған. Ол әділетті хан болған, бірақ баланың жылағандағы дауысы ханның дауысы емес, әшінің дауысына көбірек ұқсайды. - Оу, Қалдаяқ, балаң адамдардың емес, әннің патшасы болса да тақияңа тар келмес. Ведущий 1: Музыка этого композитора повсюду: в журчании ручейка, в стуке дождя по крыше, в пении птиц, в шуме сыплющихся камней. Его произведения разделяют нашу радость и грусть, с нами она смеется и плачет. Более 10 лет среди нас нет Шамши, а его песни помнят, поют, его вальсы бессмертны. Ведущий 2: Әйгілі Шәмші Қалдаяқов өмірлік шығармашылығы туралы сахнаға 8 сынып оқушысы Бугаева Анастасия шығады. Ведущий 3: Выступление с творчеством Ш. Калдаякова Сопровождение видео – презентация Ш. Калдаяков родился в селе Шаульдер Южно – Казахстанской области, в музыкально – одаренной семье. Профессиональное образование получил в Алматинской музыкальной консерватории имени Курмангазы. Необычайный талант композитора – песенника стал проявляться уже в студенческие годы, а официальное признание пришло гораздо позднее – в 1965 году Ш. стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а незадолго до кончины, в 1991 году, - народным артистом Казахстана. Но разве так важны регалии, когда есть самое главное, то, что не смогла отнять даже смерть композитора – любовь и признательность народа, долгая и счастливая жизнь почти всех созданных им песен, а ведь песенное наследие композитора огромно – более трехсот произведений. Звучит мелодия И. Ш. «Прощание с Петербургом» Ведущий 1: Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода. Это мелодией вечной своей Мир наполняет природа! Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада. Чуткая музыка всюду живет Только прислушаться надо! Уважаемые ребята! Прислушайтесь к звучащей мелодии и попробуйте угадать ее автора!? Верно! Это знаменитый немецкий композитор Иоганн Штраус. Как же сложилась судьба этого великого «короля вальса»? Об этом нам поведает ученик 10 класса Скоробогатов Андрей. Выступление с творчеством И. Штрауса Сопровождение видео – презентация Иоганн Штраус – младший родился 25 октября в 1825 году. Он был первым сыном знаменитого дирижера – солиста Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны. Маленький Иоганн с детства брал уроки на фортепиано, игры на скрипке. В 19 лет он собрал собственную капеллу и решил стать дирижером. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижера. Публика высоко оценила его мастерство. Но отец не одобрял его занятие. Началась конкурентная борьба. После смерти отца в жизни сына начались перемены. Маэстро выступал уже с отцовским оркестром при императоре, в Павловском парке. Женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него советчицей, другом. Иоганн, хотевший высшей славы, начинает свой первый музыкальный спектакль «Индиго и сорок разбойников» 1874 года. Публика была в восторге. К своему 60-летнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон». Последнее выступление маэстро состоялось по случаю 25-летия «Летучей мыши». Хоронила великого Маэстро вся Вена. Ведущий 2: Дорогие ребята! Вашему вниманию звучит отрывок из оперетты «Цыганский барон». Ведущий 3: Звучит отрывок из оперетты «Цыганский барон» Ведущий 1: Шамши Калдаяков был замечательным мастером эстрадной песни. Его творчество любимо многими поколениями казахстанцев. В наши дни огромным успехом пользуется его мюзикл «Цыганская серенада», поставленная на сцене Казахского Государственного Академического театра драмы имени М. Ауэзова. В основу его сюжета положена замечательная история любви молодого Шамши и прекрасной девушки Изольды, любви непродолжительной, но прекрасной как первые весенние цветы. Говорят, что влюбленный Шамши прожил в цыганском таборе больше месяца. Свои впечатления и чувства композитор отразил в песне. В этой мелодии есть необыкновенная легкость, воздушность, поэтичность, нежность, удивительная мелодичность. Ведущий 2: Исключением не является и его современная песня «Сағыныш сөзі». Живая, наполненная любовью и жизнью эта песня не оставит никого равнодушным. Для вас ее исполнит ученица 11 класса Иванова Алена. Ведущий 3: Звучит песня «Сағыныш сөзі» в исполнении Ивановой Алены Ведущий 1: Немало песен Ш. Калдаякова было патриотического характера. Одной из таких является песня «Менің Қазақстаным». Счастливая судьба этой песни началась еще во 2 половине 50 – х годов. Песня была посвящена поднятию целины. Ее первым исполнителем была Жамал Омарова – великая казахская певица. Эта песня, которая уже давно была «народным гимном», стала основой нового гимна. - Ребята, скажите кто является авторами гимна РК? - Правильно! Ж. Нажмеденов, Ш. Калдаяков и Н. Назарбаев. - А кто знает дату рождения нового гимна? - 10 января 2006 года Ведущий 2: А знаете ли вы, дорогие гости, что «король вальсов», скрипач, композитор и дирижер – знаменитый Штраус -это не один, а четыре музыканта! Прежде всего, конечно, Иоганн Батист Штраус-отец, первый, кто представил миру танцевальную музыку как искусство. Он написал 250 пьес, из них 152 вальса, работал на износ, а в 40 лет вдруг узнал такой интересный факт – в Вене появился еще один «король вальсов» – его собственный 19-летний сын. Иоганн Штраус-младший написал 168 вальсов, 117 полек,73 кадрили ,37 мазурок и поднял танцевальную музыку до симфонических вершин. Он сочинял, гастролировал и не всегда успевал дирижировать оркестром, доставшимся ему от отца. Но венская публика хотела видеть только Штрауса, и тогда Иоганна стал время от времени подменять брат Иозеф, а потом и младший брат Эдуард. Они тоже писали вальсы, по стилю напоминавшие те, что создавал Иоганн. Все братья были отменные красавцы с пышными усами, а как музыкальны и темпераментны! Тогда на концертных афишах перестали указывать имя, писали просто «Штраус», и публика часто и не догадывалась, кого из братьев будет слушать вечером. Ведь, главное, что это будет волшебный Штраус «король вальсов»! Ведущий 3: Ведущий 1: Поистине чарующие мелодии Ш. Калдаякова никого не могут оставить равнодушными. Ведь они не что иное, как рассказ о нелегкой судьбе композитора, прозванного поклонниками королем казахского вальса. Раскрыть душу и стремления этого человека нам поможет ученица 9 класса. она представит вашему вниманию рассказ супруги Ш. Калдаякова Жамили Калдаяковой. Қазақ халқының біртуар перзенті, ән падишасы Ш. Қалдаяқовтай ағамыздың жұбайы Жәмила апаймен сұхбаттасу Шәмші екеуміз 1958 жылы Алматы қаласында таныстық. Ол консерваторияның студенті болатын. Өзім тігін ательесінде жұмыс істейтінмін. Танысып, біраз сырласып жүргеннен кейін бас қостық. Шәмшінің өзі өмірден өтсе де, халықтың оған деген сүйіспеншілігінің жоғалмағанына риза боламын. Тірі кезінде де қатты сыйлайтын. Жұрт «Шәке, Шәке» деп, қолын алуға ұмытылатын. Өмірден өткеніне он алты жыл толса да, қазақтың үлкенінен кішісіне дейен Шәмшіні ұмыта қойған жоқ. Оның барлығы Шәмшінің әндерінің арқасы. Қандай әндерді дүниеге әкелгенін өздеріңіз де білесіздер. Артында қалған 300 әнің барлығы бірінен – бірі өтеді. Ән туғаннан кейін өзі өлеңдерін сүйіп оқитын ақындарға әннің мағынасын түсіндіріп, сөзге тапсырыс беретін. Шәмші істеген еңбегі жемісті болғаннан кейін ұлы адам болып отыр. Оның бойында табиғи талантқа қоса білім де жеткілікті болған. Ташкентте училищеде білім алады, Алматыдағы консерваторияны бітірмесе де табаны күректей 7 жыл оқыды. Онда Василий Великанов деген профессор, композитордан білім алды. Ведущий 2: Песни Ш. Калдаякова несут в себе живость, необыкновенную лиричность. Его песни стали достоянием казахского народа. А сейчас прослушайте песню Ш. Калдаякова «Бәрінен де сен сұлу» в исполнении ученицы 11 класса Ведущий 3: Песня Ш. Калдаякова «Бәрінен де сен сұлу» Ведущий 1: Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать....Великое искусство музыки необходимо любить и изучать. Музыка открывает нам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она делает нас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке мы находим в себе новые, неведомые прежде силы. Мы видим жизнь в новых красках и тонах. Ведущий 2: Әнді жақсы көру үшін, оны тындай білу керек. Ұлы ән өнерін сүйе және үйрене білу керек. Ән бізге жоғары сезімнің, құмарлықтың, ойдың үлкен әлемін ашып береді. Ол бізді рухани бай, таза қылады. Әннің арқасында біз өздерімізге жаңа, бұрын белгісіз күштерді табамыз. Біз өмірді жаңа түсте және ұндерде көреміз. Ведущий 3: Ведущий 1: Как тут не вспомнить бессмертные слова А. С. Пушкина из его романа «Евгений Онегин»: Однообразный и бездумный Как вихрь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный, Чета мелькает за четой. Ведущий 2: Проходят года... Новые танцы появляются, исчезают, а вальс по – прежнему молод и продолжает звучать. Любовь к нему не ослабевает. Имена великих королей вальса поистине остаются вечными. Ведущий 3: Ведущий 1: Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности, дает нам возможность в течении нескольких минут постичь ее величие. Уважаемые ребята и гости! Наш литературно – музыкальный вечер подошел к концу! Но мы не прощаемся с вами! До новых встреч! Звучит песня Ш. Калдаякова «Бақыт құшағында» | |
Просмотров: 1359 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|