Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
Казахский язык в семье В организации и обучении казахского языка в дошкольный период немаловажную роль играет семья. 5-7 летний возраст ребенка является сенситивным периодом его жизни ,т.е. исключительно развитый фонетический слух ,способность запоминания словарного запаса изучаемого языка, умелое использование их в диалоге характерно для детей этого возраста. Не упуская драгоценного времени, родители вместе со своими детьми должны изучать строение слов и словосочетаний, обращаясь к следующим задачам: 1.Правильное произношение 9-ти специфических звуков языка в словах, и каждого в отдельности; 2.Сопоставление казахских звуков с вариантами в русском языке для выявления схожести и различий; 3.Выработка правильного фонематического слуха через отработанные детьми умения нахождения нужного звука в слове; 4.Постановка ударения по видам коротких предложений, высказываний и реплик; 5.Ежедневное закрепление вводимых слов через фонетические и словесные игры. Правильное произношение необходимо не только для умения понятно говорить, но и для умения понимать говоримое. Так как главной задачей является не только изучение строения и произношения языка, но и общение, родители под руководством учителя казахского языка должны развивать разговорную речь. Интерес у детей дошкольного возраста пробуждается с первых же дней учебного процесса. Подражая своему учителю, дети несут в семью правильно и выразительно оформленные модели высказываний на этом языке . Наряду со словами приветствия и благодарности дети начинают воспринимать слова обращения:тұр-встань, отыр- сядь, әкел-принеси,айт-скажи, тыңда-слушай и др. Многие слова, употребляемые учителем во время занятий, усваиваются детьми быстро, они начинают ими пользоваться не только в саду, но и дома. Предлагаем семь игр по отработке специфических звуков и развитию словарного запаса в казахском языке: 1) Фонетическая игра на слова со звуками «қ» и «ұ». Рассказ ведущего: Вышла во двор курочка, следом выбежали цыплята. Стали искать они вокруг дома корм. Мама –курочка нашла корыто с зернышками, и от радости стала громко издавать такие звуки: «қыт-қыт-қыт,қыт-қыт-қыт». Это она так радовалась. -Давай-ка, мы тоже попробуем произносить звук «қ» гортанью, аналогично звуку «х»,но тверже. Наклевавшись корма, курочке вместе с цыплятами захотелось пить. Она подбежала к чаше с водой и начала учить цыплят пить: «уф-уф-уф-уф», подняв голову вверх. - У курочки сжатый, острый клюв. А у нас, когда мы произносим звук «ұ», края губ сильно не сжимаются, а слегка расходятся. Давай-ка , попробуем их сжать сильнее, тогда у нас получится казахский звук «ұ». Спасибо курочке и цыплятам, которые подсказали нам, как правильно произ - Носить эти тяжеловыговариваемые звуки. Упражнение на различение парных звуков по месту образования:1) Вспомните казахские имена девочек и мальчиков сначала на звук «қ», затем на звук «ұ», сопоставьте их произношение на двух языках.2) Слушайте и повторяйте схожие слова: Қара-смотри қала-город Қол-рука жол-дорога Балық-рыба арық-худой Слуга-құл зола-күл Стоимость-құн день-күн Цветок-гүл смейся-күл Голос-үн мука-ұн 2) Фонетическая игра со словами на звуки «ы» и «і». Рассказ ведущего:Однажды нашел зайчик большую,сладкую морковку и начал ее грызть,да похрустывать. Неподалеку жила старая медведица, и надо же?! Она увидела зайца с этой морковкой и ей тоже захотелось похрустеть. Заяц ей не отказал, он был очень добрым соседом. Сладкоежка –медведица забыла про свою старость: «Хруст-хруст». Но ее зубы вдруг разболелись. Прижав своей лапой правую щеку, она начала ныть: «-ы-ы-ы-ы».Зайцу стало смешно: «-і-і-і-і»- так он начал дразнить медведицу. Но потом одумался и предложил свою дружескую помощь. А теперь подумаем, почему у медведя звук «ы» слышится твердо,резко и открыто, а у зайца мягко, слабо и кратко произносится звук «і». Представим, что у нас тоже болит один из передних зубов,прижмем его указательным пальцем и попробуем подражать то медведице,то зайчонку. 3) Фонетическая игра для закрепления слов со звуком «ә». Ролевая игра «Баюкание малыша». Дидактические материалы: картина с изображением бабушки,качающей казахскую колыбель, кукла, ее кроватка с постельными принадлежностями . Ведущий , показывая на картину,спрашивает: - Мынау кім? (Кто это?) - Әже .(бабушка ) - Әже әндетеді. (Бабушка поет) - Ә-ә-ә-ә- дети вместе с ведущим несколько раз повторяют звук «ә» под напевом: «баю-*баю-баю-бай». В том же ритме повторяют слова :«Әлди-әлди-әлди-әй». (Игра продолжается с ведущей в роли бабушки, усыпляющей малыша под казахскую колыбельную песню). 4) Фонетико- словесные игры на звуки «ә» , «і». Рассказ ведущего: Маленькая девочка по имени Әсел встает очень рано и начинает убираться в доме. Мать хочет помочь дочери: «Мен өзім, мен өзім»,-говорит она в ответ. Даже одеваясь, Әсел сама поправляет свои вещи: «Мен өзім»(Я-сама) так она застегивает пуговицы. «Мен өзім»- так она зашнуровывает свои ботинки. «Какая ты у меня самостоятельная!»,-радуется ее мама. Но подружка Әсел по имени Әсем совсем не такая. За нее все делает мать. В переводе имя «Әсем» означает «красотка». Как вы думаете ,она красотка? Скороговорки . -Әсел әсем бе, Әсем әсем бе? -Әсем әсем бе, Әсел әсем бе? -Сен неше ішік піштің? -Мен бес ішік піштім. 5) Фонетико-словесные игры на слова со звуками «қ», «ғ», «ы», «ң». Ситуативная игра по рассказу ведущего: У Ғайсы есть сестренка Ғайша. Ей два года. Она часто болеет. Ғайса ,-говорит мама,--покажи-ка сестренке, как надо полоскать горло. Ғайса набирает содовую водичку в рот, долго держит ее во рту, проговаривая:-ғы-ғы-ғы. А девочка из-за боли в горле плачет: «-қы-ғы-ың,-қы-ғы-ың».- «Нет, она не умеет,как ты, держать так долго водичку в горле, лучше поиграй с ней,- говорит мама». Щекотя то левую, то правую ладони со словами: «қығың,қығың, қығың»- Ғайса ус покаивает свою сестру. За это время мама успевает положить ей на горло теплый компресс. Скороговорки : Алашаға бала-шаға отырды, Бала-шаға алашаға отырды. -Алатауда неше шың бар? - Қаратауда неше шың бар? -Алатауда бір мың шың бар, Қаратауда бес мың шың бар. 6) Грамматические игры-упражнения, обучающие морфологической структуре слов и словосочетаний. 1. «Найди уменшительную пару слова» Тай-тайлақ бала-балақай қала-қалашық Қозы-... іні-... үй-... Құлын-... бөпе-... бота-... 2. «Укажи ласкательное окончание к слову» Аға-ағатай көке-... Сіңлі-... апа-... 3. «Придумай второе слово» или «Как произошло слово?» Тәрбие –тәрбиеші кітап-кітапхана Оқу- дәрі- Бүркіт- ас- Мал- ем- 7) Фонетические игры с подражательными словами. Сиыр (мө-мө) мөңірейді. Су (сыр-сыр) ақты. Қой (мә-мә) маңырады. Бу (бұрқ-бүрқ) шықты. Жылан (ыс-ыс) ысылдады. Жаңбыр (тырс-тырс)... Торай (қорс-қорс)... Есік (сарт-сұрт).... Машина (гүр-гүр)... Приведенные фонетико-словесные и грамматические игры необходимо использовать для выработки правильного произношения отдельных звуков в соответствующих словах. | |
Просмотров: 805 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|