Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
Игровые технологии как средство обучения диалогической и монологической речи с детьми нарушениями слуха на уроках казахского языка Только в диалоге развивается способность мыслить. М. М. Бахтин Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих, слабослышащих школьников. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухозрительного восприятия. То есть диалогическая речь для школьников является как бы фундаментом на основе которого, в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связной, письменной и др.) Вся наша педагогическая работа основана на диалоговом обучении. Диалоговое обучение предполагает сомообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Диалог занимает центральное место в преподавании многих дисциплин. Успех диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов. Вопросы должны не только показывать уровень усвоения материала, но развивать мышление каждого ученика в отдельности. Цель опроса на начальном этапе урока заключается в установлении межличностного контакта, определении уровня знаний, краткое повторение предыдущего урока, выявление проблем, обозначающих тему урока. На своих уроках в каждом классе в начале урока я подготавливаю класс, приветствую их и делаю опрос. Например такие вопросы как, - Как ваши дела? - Как ваши настроение? - Сейчас какой урок? - Какой сегодня день? - Какой день недели? - Сейчас какое время года? и т. д. Опрос в основной части урока имеет цель фокусировать и пояснять, подводить детей к проведению наблюдений и составлению выводов, выявить трудности и непонимание. Что бы развивать диалогическую речь на уроках казахского языка я использоваю игровую технологию, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным и привлекательным для неслышащих детей. Развитие диалогической речи в играх имеет две зоны, зону актуального и ближайшего развития. Актуальный - доступный настоящему времени. Зона ближайшего развития – это- то к чему мы должны стремиться. При работе с неслышащими детьми, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Одной из таких технологий, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении. В своей работе использую дидактические игры на всех этапах урока. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники. С помощью таких видов игр я развиваю у детей диалогическую речь на уроках казахского языка. «Что там?» («Кто это?») Цель данной игры: научить детей задавать вопросы педагогу и детям, развивать диалогическую речь. -Что там? -Там мяч. -Угадал (не угадал) -Что там? -Я не знаю. -Спроси. Игра «У кого?» проводится с целью активизации словаря по изученной теме. Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Например, дети покупают в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезные на части изображения овощей, фруктов, мебели, посуды или одежды). Дети собирают посуду или одежду и называют их. Далее эту же игру провожу с целью развития диалогической речи. Дети составляют картинки и задают друг другу вопросы: -Что у тебя? -У меня яблоко. А у тебя? -У меня апельсин. На пример в работе со словарем я применяю такие виды игр как «Показать номер рисунка», «Возьми мяч и говори», «Правильно или не правильно» и т.д. Каждая игра сопровождается вопросом и ответом. В дальнейшей работе я планирую проводить игры, с целью развития связной устной и письменной речи, выработки у детей навыка составления самостоятельного рассказа, ведения диалога. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация и проведение игры – задача достаточно сложная и важная. От того, насколько тщательно спланирована игра, продуманы все структурные элементы игры, организованно общение детей, подобран дидактический материал, поддерживается эмоциональный настрой, атмосфера творчества и поиска, зависит успех ее использования как метода обучения для активизации речевой деятельности детей. Игровой метод имеет право на существование и дальнейшее развитие, так как оказывается эффективным для решения некоторых проблем формирования диалогической речи. | |
Просмотров: 752 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|