Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Работа с текстом

/Несколько рекомендаций/.

М. Кудабаева, учитель  казахского языка

ГУ «СШ № 6 г. Лисаковска»

 

Главная цель работы с текстом на уроках казахского языка – привитие учащимся речевых умений и навыков.

Порождение нового речевого высказывания основывается на восприятии информации, и без нее практически невозможна. Поэтому в работе над текстом, проводимой в целях формирования речевых умений и навыков, выделяются 2 этапа, каждый из которых имеет свою задачу:

Первый - восприятие готовой информации

Второй - подготовка и выдача готовой информации.

Вначале лучше провести работу с готовым текстом, который будет образцом для подражания, затем выполняются задания по его смысловой и языковой обработке. Здесь немаловажную роль играет правильное произношение специфических звуков, ибо неправильное произношение ведет к совершенно к противоположному содержанию текста. Например, если слово «КҮЗ» (осень) с мягким гласным прочитать как твердый гласный, то слово получается твердое, «ҚҰЗ», что означает скала.

В содержание этой работы входит: извлечение информации из текста, усвоение его содержания и основной мысли, усвоение потребляемых в тексте языковых средств.

На втором этапе проводится подготовительная работа по созданию нового речевого продукта с опорой на содержание и языковой материал проработанного готового текста: создается коммуникативно-речевая ситуация и ставится  коммуникативная задача, выполнение которой приводит к появлению нового текста (имеется в виду любое связанное высказывание в устной или письменной форме, выражающее определенную мысль).

Содержание готового текста и нового, создаваемого с опорой на него, как правило, не совпадает: это тексты близкие по теме, но разные.

Таким образом, система обучения речи организуется, как пример одного продукта речи (1 этап) и выдача на его основе другого (2 этап) и представляет собой законченный  цикл: он начинается с восприятия готового (исходного) текста и завершается порождением нового (текст детей).

Своеобразным связующим звеном между ними выступает система промежуточных заданий по усвоению языковых средств и по выявлению смысла, воспринимаемого и порождаемого текстов.

Эффективность работы зависит от характера выполняемых упражнений и заданий по усвоению содержания текста и использованных в нем языковых средств. Поэтому очень важен подбор заданий к тексту и выполнение их в определенной системе. В течение всего процесса работы над текстом необходимо создать условия речевого общения. Поэтому задания над исходным текстом лучше давать в разные моменты: до восприятия его, в момент восприятия и после. Таким образом, по времени выполнения задания можно делить на 3 группы:1) предтекстовые 2) внутритекстовые 3) послетекстовые. Выполняемые в такой последовательности, все вместе они образуют систему заданий в работе над текстом.

1.Предтекстовые задания готовят учащихся к восприятию содержания готового текста. Цель их - создание настроения,  снятие языковых трудностей, которые препятствуют правильному восприятию его содержания.

К предтекстовым заданиям относятся: выяснение лексического значения незнакомых слов, прослушивание музыкальных вставок (если есть возможность), создающих эмоциональный настрой к восприятию, чтение стихотворения, созвучного тексту по содержанию; ответы на вопросы по проблеме, которая поднимается в тексте.

Предтекстовым заданием может быть вводная беседа учителя, сообщение темы, цели, идеи, проблемы текста. Если это отрывок из художественного произведения, то указывается, из какого; если произведение знакомо учащимся из курса русской литературы или русского языка, то предлагается вспомнить его содержание или сам учитель может кратко сообщить, о чем идет речь.

2.Внутритекстовые задания составляют основное содержание работы. Это извлечение из текста информации, осмысление его содержания, преодоление языковых трудностей, усвоение языковых средств.

В зависимости от цели можно выделить несколько групп внутритекстовых заданий.

Задания по усвоению содержания:

чтение (прослушивание текста);

ответы на вопросы по содержанию прочитанного (прослушанного) текста;

составление вопросов по его содержанию;

деление текста на части, придумывание заголовка к каждой части (составление плана, пересказ);

пересказ текста (подробно или кратко);

составление диалога;

выделение интересных деталей.

Задания по смысловой обработке текста:

обоснование заголовка (почему так  назван, соответствует ли содержанию), как можно назвать по другому ;

определение основной мысли текста;

оценка поступков героев;

характеристика героев;

определение отношения автора к написанному;

описание обстановки, места, времени действия;

свое мнение по проблеме, поднятой в тексте.

Задания по преодолению языковых трудностей и усвоению языкового материала:

лексическое значение новых слов, фраз, словосочетаний;

грамматические (составление по содержанию предложений, анализ языковых средств, использованных для связи предложений). 

Названные задания выполняются выборочно в зависимости от характера текста и сформированнности речевых навыков учащихся.

3.К послетекстовым можно отнести: задания, основанные на подражании образцам (т.е. по образцу данного текста ученик может рассказать о подобном случае); задания, основанные на размышлении по содержанию исходного текста (здесь ребята могут рассказывать, как бы поступили на месте героя и т.д; задания по определению коммуникативной обстановки для создания речевого высказывания, определение коммуникативной ситуации, мотивов речевой деятельности.

Послетекстовые задания, будучи творческими, способствуют формированию коммуникативных умений.

Очень результативны вышеописанные виды работы в связи с изучением грамматической темы. Лично я в работе использую элементы модульного обучения (программа Жанпеисовой, Сариевой).

Коммуникативная направленность этой работы очевидна. Она позволяет учащимся прививать навыки создания связных высказываний.

Категория: Казахский язык и литература | Добавил: collegy (2007-04-13)
Просмотров: 5239 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru