Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
/Несколько рекомендаций/. М. Кудабаева, учитель казахского языка ГУ «СШ №
Главная цель работы с текстом на уроках казахского языка – привитие учащимся речевых умений и навыков. Порождение нового речевого высказывания основывается на восприятии информации, и без нее практически невозможна. Поэтому в работе над текстом, проводимой в целях формирования речевых умений и навыков, выделяются 2 этапа, каждый из которых имеет свою задачу: Первый - восприятие готовой информации Второй - подготовка и выдача готовой информации. Вначале лучше провести работу с готовым текстом, который будет образцом для подражания, затем выполняются задания по его смысловой и языковой обработке. Здесь немаловажную роль играет правильное произношение специфических звуков, ибо неправильное произношение ведет к совершенно к противоположному содержанию текста. Например, если слово «КҮЗ» (осень) с мягким гласным прочитать как твердый гласный, то слово получается твердое, «ҚҰЗ», что означает скала. В содержание этой работы входит: извлечение информации из текста, усвоение его содержания и основной мысли, усвоение потребляемых в тексте языковых средств. На втором этапе проводится подготовительная работа по созданию нового речевого продукта с опорой на содержание и языковой материал проработанного готового текста: создается коммуникативно-речевая ситуация и ставится коммуникативная задача, выполнение которой приводит к появлению нового текста (имеется в виду любое связанное высказывание в устной или письменной форме, выражающее определенную мысль). Содержание готового текста и нового, создаваемого с опорой на него, как правило, не совпадает: это тексты близкие по теме, но разные. Таким образом, система обучения речи организуется, как пример одного продукта речи (1 этап) и выдача на его основе другого (2 этап) и представляет собой законченный цикл: он начинается с восприятия готового (исходного) текста и завершается порождением нового (текст детей). Своеобразным связующим звеном между ними выступает система промежуточных заданий по усвоению языковых средств и по выявлению смысла, воспринимаемого и порождаемого текстов. Эффективность работы зависит от характера выполняемых упражнений и заданий по усвоению содержания текста и использованных в нем языковых средств. Поэтому очень важен подбор заданий к тексту и выполнение их в определенной системе. В течение всего процесса работы над текстом необходимо создать условия речевого общения. Поэтому задания над исходным текстом лучше давать в разные моменты: до восприятия его, в момент восприятия и после. Таким образом, по времени выполнения задания можно делить на 3 группы:1) предтекстовые 2) внутритекстовые 3) послетекстовые. Выполняемые в такой последовательности, все вместе они образуют систему заданий в работе над текстом. 1.Предтекстовые задания готовят учащихся к восприятию содержания готового текста. Цель их - создание настроения, снятие языковых трудностей, которые препятствуют правильному восприятию его содержания. К предтекстовым заданиям относятся: выяснение лексического значения незнакомых слов, прослушивание музыкальных вставок (если есть возможность), создающих эмоциональный настрой к восприятию, чтение стихотворения, созвучного тексту по содержанию; ответы на вопросы по проблеме, которая поднимается в тексте. Предтекстовым заданием может быть вводная беседа учителя, сообщение темы, цели, идеи, проблемы текста. Если это отрывок из художественного произведения, то указывается, из какого; если произведение знакомо учащимся из курса русской литературы или русского языка, то предлагается вспомнить его содержание или сам учитель может кратко сообщить, о чем идет речь. 2.Внутритекстовые задания составляют основное содержание работы. Это извлечение из текста информации, осмысление его содержания, преодоление языковых трудностей, усвоение языковых средств. В зависимости от цели можно выделить несколько групп внутритекстовых заданий. Задания по усвоению содержания: чтение (прослушивание текста); ответы на вопросы по содержанию прочитанного (прослушанного) текста; составление вопросов по его содержанию; деление текста на части, придумывание заголовка к каждой части (составление плана, пересказ); пересказ текста (подробно или кратко); составление диалога; выделение интересных деталей. Задания по смысловой обработке текста: обоснование заголовка (почему так назван, соответствует ли содержанию), как можно назвать по другому ; определение основной мысли текста; оценка поступков героев; характеристика героев; определение отношения автора к написанному; описание обстановки, места, времени действия; свое мнение по проблеме, поднятой в тексте. Задания по преодолению языковых трудностей и усвоению языкового материала: лексическое значение новых слов, фраз, словосочетаний; грамматические (составление по содержанию предложений, анализ языковых средств, использованных для связи предложений). Названные задания выполняются выборочно в зависимости от характера текста и сформированнности речевых навыков учащихся. 3.К послетекстовым можно отнести: задания, основанные на подражании образцам (т.е. по образцу данного текста ученик может рассказать о подобном случае); задания, основанные на размышлении по содержанию исходного текста (здесь ребята могут рассказывать, как бы поступили на месте героя и т.д; задания по определению коммуникативной обстановки для создания речевого высказывания, определение коммуникативной ситуации, мотивов речевой деятельности. Послетекстовые задания, будучи творческими, способствуют формированию коммуникативных умений. Очень результативны вышеописанные виды работы в связи с изучением грамматической темы. Лично я в работе использую элементы модульного обучения (программа Жанпеисовой, Сариевой). Коммуникативная направленность этой работы очевидна. Она позволяет учащимся прививать навыки создания связных высказываний. | |
Просмотров: 5231 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|