Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Согласно Стратегии «Казахстан – 2050» каждый казахстанец должен говорить на государственном языке [1]. Поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Чтобы выучить казахский язык, достичь его понимания, необходимо начать его изучение в начале пути, когда ребенок сделал первый шаг к самостоятельности, пришел в детский сад. Основная работа начинается с момента прихода в школу. Начиная с 1 класса, необходимо привить любовь к родному краю, к культуре казахского языка. Современный процесс изучения казахского языка предполагает взаимодействие учителя с учащимися и учащихся друг с другом. Способность учителя организовать педагогическое общение с учащимися определяет во многом эффективность современного процесса обучения государственному языку, направленного на раскрытие личностных особенностей обучаемых и на овладение ими языком. При этом под взаимодействием на уроке иностранного языка понимается, прежде всего, совместная согласованная деятельность всех субъектов учебного процесса и складывающаяся между ними взаимопонимание, являющееся психологической основой педагогического сотрудничества. Самый большой недостаток сегодняшнего обучения детей казахскому языку состоит в том, что игра считается эпизодическим приемом, а не основой всего обучения речи. Как правило, мотив игрового действия заложен не результате игры, а в самом процессе. И учитель, направляя учащихся на выполнение упражнений, предусмотренных в учебнике, использует такие правила игры, создает такую творческую атмосферу урока, которые отвечают учебной задаче и в тоже время создают у школьника иллюзию свободы [2]. Очень важным принципом обучения языку в начальной школе является наглядность. Наглядное восприятие является началом и исходным моментом человеческого познания и основой обучения, потому что оно обеспечивает легкое запечатление изучаемого явления, т. е. образования ясного, четкого представления о предмете или явлении. Наглядность является важнейшим моментом в развитии памяти, мышления человека. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизует психологическую активность обучающихся, снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более интересным. Все наглядные пособия для урока должны быть изготовлены или подобраны самостоятельно: от наборов карточек со звуками, буквами до картинок по теме. В процессе изучения казахского языка учащиеся могут придумывать собственных персонажей, рассказывают о них героям учебника и друг другу, рисуют, поют, танцуют, заучивают стихи и песни, участвуют в различных конкурсах, проводимых учителем на уроке. Это психологически устраивает детей потому, что обеспечивает игровой мотив у всех: играют все, активны все, несмотря на то, что произносит слово в каждый момент игры не каждый игрушечный персонаж. Если обратиться к модели речевого высказывания, оказывается, что учитель управляет тут всеми этапами: мотивом, замыслом, а в простых действиях – программой высказывания, составляя ребенку только выполнение самого действия. Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках казахского языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. Например, на уроках в качестве поощрения можно использовать фишки – за правильные ответы. К концу урока у большинства учащихся набирается достаточно большое количество фишек, а это означает то, что он получит положительную оценку за урок. Безусловно, это стимулирует деятельность учащихся на уроке, повышает их мотивацию к обучению. Желательно избегать таких ситуаций, когда только одни и те же активные дети получают фишки. На уроке нужно уделять особое внимание, поддерживать тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т.е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики. На уроках обучения казахскому языку можно использовать метод «цветопись настроения». Каждый учащийся получает три карточки разного цвета, и в конце урока показывают, как они себя сегодня чувствовали на уроке, насколько они удовлетворены своей работой. Зеленый цвет – они очень довольны, желтый – достаточно удовлетворены, а красный, если им совсем не понравилось. Кроме того, в данном возрасте у детей уже наблюдается умение оценивать себя и с положительной, и с отрицательной стороны в конкретной ситуации, но данным умением больше обладают дети с высоким уровнем самоуважения. Соответственно, задача интеграции требует изменения менталитета учителя: переориентации его с позиции «дать знания», к целевой позиции «научить каждого ребенка пользоваться своими возможностями на уроке» сформировать личную ответственность ребенка за себя и за свое будущее [3]. К существенным потерям в практической области преподавания казахского языка может привести недооценка фактора взаимопонимания между учащимися и учеником. Известно, что возникающие межличностные отношения могут тормозить нормальное взаимодействие или способствовать ему. Поэтому в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически целесообразно планировать и осуществлять свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за несложившихся между ним и учениками отношений. И наоборот, ориентаций действий учителя на обучение языку как средству взаимодействия, обуславливающая общение с учащимися как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей, может обеспечить практическое овладение казахским языком, пусть даже в ограниченных пределах. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащегося, имеющей для каждого из них личностный смысл, между ними складываются отношения партнерства. Эти отношения проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Основной формой учебной деятельности в этом случае является не слушание, говорение или чтение на изучаемом языке, а совместная увлеченность коммуникативно-познавательно-предметной деятельностью, живое общение учителя с учащимися. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера, или помощника и консультанта, или инициатора общении. Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть непонятым, чувствует себя раскованно и свободно. Таким образом, учитель, организуя на уроке совместную деятельность, выбирает модель обучения как «свободное раскрытие личности», а модель общения «многостороннюю». Вступая в отношения сотрудничества, необходимо ориентироваться не на функции обучаемого как ученика, а на его личность и перспективы развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности: создании минипроектов, участие в драматизации, конкурсах и др. Процесс овладения учащимися государственным языком в учебных условиях обеспечивает младших школьников знаниями и в то же время приносит им радость, так как он направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы, социокультурные, индивидуальные программы развития, осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий, прежде всего от них самих. 1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»- http://strategy2050.kz/ru/page/ message_text2014/ 2. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, «Формирование мотивации учения», Москва, «Просвещение», 1990 год 3. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: к разработке новой модели педагогической деятельности. В кн. Педагогический лицей: становление будущего учителя. – Волгоград, 1994 г. | |
Просмотров: 1706 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|