Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

Программа обучения детей казахскому языку в детском саду

А. Бейсенева  

Из опыта работы детского сада-ясли № 102 «Русалочка»   г. Усть-Каменогорска

Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает обучение детей казахскому языку с четырехлетнего возраста. Целесообразность такого начала обучения обусловлена тем, что этот период развития ребенка харак­теризуется интенсивным формированием познавательных процес­сов, более быстрым и легким, чем на последующих ступенях, усвое­нием умений и навыков. Успешному усвоению языка способствует и  ряд  психологических  особенностей,  присущих  детям-дошкольникам: высокая восприимчивость и активная память.

Большие потенциальные возможности детей данного возраста, возросшие требования общества к языковой подготовке дошкольни­ков, а также отсутствие методического обеспечения и обусловили разработку программно-методического материала обучения детей четырех лет казахскому языку.

Целью настоящей программы обучения государственному язы­ку детей средней группы является приобщение ребенка к истокам казахской народной культуры через обучение элементарному обще­нию на казахском языке.

Задачи обучения

1. Формирование навыков разговорной речи и аудирования.

2. Формирование нравственных отношений между детьми, со­циальных чувств и самостоятельности посредством участия детей в традиционных казахских обрядах, праздниках, играх.

3. Развитие художественно-творческих способностей у детей через знакомство с произведениями малых фольклорных форм: потешками, песенками, загадками.

Речевые образцы для каждого занятия составлены с учеты речевых возможностей детей и вводятся в активный словарь посредством создания игровых ситуаций и ситуаций каждодневного общения.

Программа предполагает обучение фонематической, лексиче­ской и грамматической сторонам устной речи на материале малых фольклорных форм: песенок, потешек, закличек. В течение всего курса проводится пропедевтическая работа по постановке произно­шения  через  специально  разработанную  артикуляционную гимнастику.

Разрабатывая программно-методический материал, мы  опирались на современные программы «Балбөбек», «Программу предшкольной подготовки».

Занятие 1.

Первое посещение юрты и знакомство с хозяйкой юрты.

Қош келдіңіздер біздің үйге!  

Добро пожаловать в наш дом!

Программное содержание:

1. Формировать эмоциональный отклик на убранство юрты.

2. Воспитывать желание заниматься в кабинете казахского языка.

Оборудование: круглый стол с угощениями, чай, казахский женский национальный костюм.

Лексический минимум: киіз үй, дастарқан, шай, бауырсақ.

1. Игровая ситуация «Знакомство».

Преподаватель приветливо встречает гостей, рассаживает их на подушечки вокруг круглого столика, угощает их, знакомится и ведет беседу о казахском доме- юрте.

2. Фонетическое упражнение: ү-ү-ү-үй; і-і-із.

3. Дидактическая игра «Кім жоқ?».

Дети под музыку танцуют, когда музыка обрывается, препода­ватель большим покрывалом накрывает ребенка и спрашивает: «Кім жоқ?», дети отвечают: «Алена жоқ».

Занятие 2

Знакомство с колыбелью и колыбельной песней

«Әлди-Әлди» – «Баю-Бай»

Программное содержание:

1. Учить воспринимать ритм казахской речи через колыбельную песню.

2. Воспитывать чувство заботы к малышу, желание ухаживать за младенцем.

Оборудование: аудиозапись, колыбель с ребенком-куклой, ка­захский женский национальный костюм.

Лексический минимум: бөпе, бесік.

1. Фонетическая игра «Кто как зовет маму?». (Ягненок: «Мә-мә», теленок: «Мө-мө» и т.д.)

2. Игровая ситуация«Успокоим ребенка».

Преподаватель встречает детей с «ребенком» на руках, который громко плачет. Она поет ему колыбельную песню, но он не успо­каивается. Тогда преподаватель зовет на помощь детей. Они как могут успокаивают ребенка и вместе с преподавателем поют:

«Әлди-әлди ақ бөпе, ақ бесікке жат, бөпе».

3. Рассматривание колыбели.

Занятие 3

Знакомство детей с Днем милосердия

Менің  көмекшілерім

Мои помощники

Программное содержание:

1. Прививать умение внимательно слушать и правильно отве­чать на вопросы, обогащать речь новыми словами. 2. Воспитывать любовь к близким людям, желание сделать им приятное.

Оборудование: ингредиенты теста, скалки, косынки, фартуки, доски.

Лексический минимум: шелпек, ұн, тұз, су, май.

1. Фонетическая игра «Кто как кричит?». (Ворона: «Қар-қар», воробей: «Шиқ-шиқ», кукушка: «Көкек-көкек» и т.д.)

2. Игровая ситуация «Поможем бабушке».

Преподаватель встречает детей и просит их помочь ей. Вместе они заводят тесто и раскатывают их в лепешки.

3. Беседа о Дне милосердия – пятнице.

Занятие 4

Знакомство с обрядом «Обрезание пут»

Қаз-қаз, балам  

Топ-топ, малыш

Программное содержание:

1. Учить соотносить обрядовые слова с действием.

2. Воспитывать толерантность к обрядам других народов.

Оборудование: кукла в национальной одежде.

 Лексический минимум: Сәлеметсіз бе, сау болыңыз.

1. Фонетическая игра «Угадай, кто говорит».

Педагог прячет картинки за забором и говорит: «Козленок и те­ленок спрятались и разговаривают. Мы их не видим, но по звукам можем угадать, кто из них говорит».

2. Игровая ситуация «Няни».

Дети укладывают ребенка в колыбель, поют колыбельную песню.

3. Рассказ об обряде «Тұсаукесер». Обыгрывание обряда.

4. Обрядовая игра «Научим ребенка ходить».

Дети водят ребенка за руки и поют ему песенку:

Қаз-қаз, қаздан бас

Бір, екі, үш, аздан бас.

Занятие 5

Знакомство с казахской национальной игрушкой

Ғажайып сандьқ

Чудесный сундучок

Программное содержание:

1. Учить играть в народные игры с асыками. 2. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении игровых действий.

Оборудование: сундучок с разными игрушками, асыки, сумка для асыков.

Лексический минимум: асық, дорба, ойыншықтар.

1. Фонетическое упражнение «Воспроизведение звуков». Преподаватель предлагает каждому ребенку выбрать себе козленка, теленка, ворону, воробья и т.д. и запомнить его песенку. Затем поочередно вызывает детей, те произносят задуманные им песенки животных или птиц, а остальные дети по ним угадывают, какого животного или птицу выбрал себе отвечающий ребенок.

2. Игровая ситуация «В гостях у куклы Сауле». Дети знакомятся с кук­лой: «Менің атым Саша». Кукла Сауле дарит детям «чудесный сундучок», в котором живут разные истории, сказки и загадки. Преподаватель рассказыва­ет историю игр и игрушек, демонстрирует несколько игрушек из дерева, бумаги, ткани и кожи, которые достает из сундучка.

3. Знакомство с асыками.

4. Разучивание игр с асыками. Играющие, стоя на краю круга, по оче­реди бросают асыки и стараются выбить те, что находятся в центре круга.

1-й вариант. Каждый играющий бросает асыки только определенное коли­чество раз. Когда он заканчивает игру, асыки вновь устанавливаются в круге и игру продолжает другой ребенок.

2-й вариант. Играющие дети до­говариваются, кто начнет игру, кто продолжит. Тот, кто делает первый бросок, имеет право продолжить игру, если смог выбить асык из круга, а если промахнулся, выбывает из игры.

Занятие 6

Заучивание потешки

Бес саусақ – Пять пальцев

 Программное содержание:

1. Учить детей воспринимать речь на слух, развитие воображе­ния и чувство ритма. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову, как средству выра­жения чувств и настроений.

Оборудование: казахский национальный костюм, кукла. Лексический минимум: қуыршақ, ойын.

1. Фонетическое упражнение «Эхо». Дети представляют себя в ле­су и, как эхо, повторяют громко или тихо то, что произносит ведущий.

2. Игровая ситуация «Поиграем с ребенком». Преподаватель пред­лагает детям поиграть с ребенком-куклой, который не хочет спать.

3. Игра «Қуырмаш». Рассматривая свои пальчики, дети их называют:

Большой старшой,

Утка голосистая,

Тополь серебристый,

Беленький альчик,

Маленький мальчик.

4. Разучивание потешки. Преподаватель по одному садит детей к себе на колени и играет с ними:

Бас бармақ, балан үйрек,

Ортан терек, сылдыр шүмек,

Кішкентай бөбек.

Қуыр-қуыр-қуырмаш.

5. Закрепление. Дети читают потешку друг другу.

Занятие  7

Рассказ-беседа о зиме с использованием скороговорки

Алақай, қыс келді!  

Ура, пришла зима!

Программное содержание:

1. Расширять представление об окружающем мире. Разучивание скороговорки. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову.

Оборудование: чудесный сундучок, открытки.

Лексический минимум: қыс, қар.

1. Игровая ситуация «На прогулку в зимний лес». Преподаватель предлагает детям представить себя в зимнем ле­су и рассказать, что они там видят. Дети рассказывают о приметах зимы.

2. Фонетическая игра «Что мы услышали в зимнем лесу?»

Скрип снега — қ-қ-қ

Крик вороны – қар-қар-қар

Уханье совы – ұ-ұ-ұ

Вой волков – ү-ү-ү.

3. Разучивание скороговорки:

Дети встречают в лесу зайца. Он предлагает им соревноваться в произношении скороговорок.

Қар аппақ, дала аппақ,

Бәрі аппақ... қарап бақ.

Категория: Казахский язык и литература | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 33983 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.3/32
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru