Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
А. Бейсенева Из опыта работы детского сада-ясли № 102 «Русалочка» г. Усть-Каменогорска Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает обучение детей казахскому языку с четырехлетнего возраста. Целесообразность такого начала обучения обусловлена тем, что этот период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, более быстрым и легким, чем на последующих ступенях, усвоением умений и навыков. Успешному усвоению языка способствует и ряд психологических особенностей, присущих детям-дошкольникам: высокая восприимчивость и активная память. Большие потенциальные возможности детей данного возраста, возросшие требования общества к языковой подготовке дошкольников, а также отсутствие методического обеспечения и обусловили разработку программно-методического материала обучения детей четырех лет казахскому языку. Целью настоящей программы обучения государственному языку детей средней группы является приобщение ребенка к истокам казахской народной культуры через обучение элементарному общению на казахском языке. Задачи обучения 1. Формирование навыков разговорной речи и аудирования. 2. Формирование нравственных отношений между детьми, социальных чувств и самостоятельности посредством участия детей в традиционных казахских обрядах, праздниках, играх. 3. Развитие художественно-творческих способностей у детей через знакомство с произведениями малых фольклорных форм: потешками, песенками, загадками. Речевые образцы для каждого занятия составлены с учеты речевых возможностей детей и вводятся в активный словарь посредством создания игровых ситуаций и ситуаций каждодневного общения. Программа предполагает обучение фонематической, лексической и грамматической сторонам устной речи на материале малых фольклорных форм: песенок, потешек, закличек. В течение всего курса проводится пропедевтическая работа по постановке произношения через специально разработанную артикуляционную гимнастику. Разрабатывая программно-методический материал, мы опирались на современные программы «Балбөбек», «Программу предшкольной подготовки». Занятие 1. Первое посещение юрты и знакомство с хозяйкой юрты. Қош келдіңіздер біздің үйге! Добро пожаловать в наш дом! Программное содержание: 1. Формировать эмоциональный отклик на убранство юрты. 2. Воспитывать желание заниматься в кабинете казахского языка. Оборудование: круглый стол с угощениями, чай, казахский женский национальный костюм. Лексический минимум: киіз үй, дастарқан, шай, бауырсақ. 1. Игровая ситуация «Знакомство». Преподаватель приветливо встречает гостей, рассаживает их на подушечки вокруг круглого столика, угощает их, знакомится и ведет беседу о казахском доме- юрте. 2. Фонетическое упражнение: ү-ү-ү-үй; і-і-із. 3. Дидактическая игра «Кім жоқ?». Дети под музыку танцуют, когда музыка обрывается, преподаватель большим покрывалом накрывает ребенка и спрашивает: «Кім жоқ?», дети отвечают: «Алена жоқ». Занятие 2 Знакомство с колыбелью и колыбельной песней «Әлди-Әлди» – «Баю-Бай» Программное содержание: 1. Учить воспринимать ритм казахской речи через колыбельную песню. 2. Воспитывать чувство заботы к малышу, желание ухаживать за младенцем. Оборудование: аудиозапись, колыбель с ребенком-куклой, казахский женский национальный костюм. Лексический минимум: бөпе, бесік. 1. Фонетическая игра «Кто как зовет маму?». (Ягненок: «Мә-мә», теленок: «Мө-мө» и т.д.) 2. Игровая ситуация«Успокоим ребенка». Преподаватель встречает детей с «ребенком» на руках, который громко плачет. Она поет ему колыбельную песню, но он не успокаивается. Тогда преподаватель зовет на помощь детей. Они как могут успокаивают ребенка и вместе с преподавателем поют: «Әлди-әлди ақ бөпе, ақ бесікке жат, бөпе». 3. Рассматривание колыбели. Занятие 3 Знакомство детей с Днем милосердия Менің көмекшілерім Мои помощники Программное содержание: 1. Прививать умение внимательно слушать и правильно отвечать на вопросы, обогащать речь новыми словами. 2. Воспитывать любовь к близким людям, желание сделать им приятное. Оборудование: ингредиенты теста, скалки, косынки, фартуки, доски. Лексический минимум: шелпек, ұн, тұз, су, май. 1. Фонетическая игра «Кто как кричит?». (Ворона: «Қар-қар», воробей: «Шиқ-шиқ», кукушка: «Көкек-көкек» и т.д.) 2. Игровая ситуация «Поможем бабушке». Преподаватель встречает детей и просит их помочь ей. Вместе они заводят тесто и раскатывают их в лепешки. 3. Беседа о Дне милосердия – пятнице. Занятие 4 Знакомство с обрядом «Обрезание пут» Қаз-қаз, балам Топ-топ, малыш Программное содержание: 1. Учить соотносить обрядовые слова с действием. 2. Воспитывать толерантность к обрядам других народов. Оборудование: кукла в национальной одежде. Лексический минимум: Сәлеметсіз бе, сау болыңыз. 1. Фонетическая игра «Угадай, кто говорит». Педагог прячет картинки за забором и говорит: «Козленок и теленок спрятались и разговаривают. Мы их не видим, но по звукам можем угадать, кто из них говорит». 2. Игровая ситуация «Няни». Дети укладывают ребенка в колыбель, поют колыбельную песню. 3. Рассказ об обряде «Тұсаукесер». Обыгрывание обряда. 4. Обрядовая игра «Научим ребенка ходить». Дети водят ребенка за руки и поют ему песенку: Қаз-қаз, қаздан бас Бір, екі, үш, аздан бас. Занятие 5 Знакомство с казахской национальной игрушкой Ғажайып сандьқ Чудесный сундучок Программное содержание: 1. Учить играть в народные игры с асыками. 2. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении игровых действий. Оборудование: сундучок с разными игрушками, асыки, сумка для асыков. Лексический минимум: асық, дорба, ойыншықтар. 1. Фонетическое упражнение «Воспроизведение звуков». Преподаватель предлагает каждому ребенку выбрать себе козленка, теленка, ворону, воробья и т.д. и запомнить его песенку. Затем поочередно вызывает детей, те произносят задуманные им песенки животных или птиц, а остальные дети по ним угадывают, какого животного или птицу выбрал себе отвечающий ребенок. 2. Игровая ситуация «В гостях у куклы Сауле». Дети знакомятся с куклой: «Менің атым Саша». Кукла Сауле дарит детям «чудесный сундучок», в котором живут разные истории, сказки и загадки. Преподаватель рассказывает историю игр и игрушек, демонстрирует несколько игрушек из дерева, бумаги, ткани и кожи, которые достает из сундучка. 3. Знакомство с асыками. 4. Разучивание игр с асыками. Играющие, стоя на краю круга, по очереди бросают асыки и стараются выбить те, что находятся в центре круга. 1-й вариант. Каждый играющий бросает асыки только определенное количество раз. Когда он заканчивает игру, асыки вновь устанавливаются в круге и игру продолжает другой ребенок. 2-й вариант. Играющие дети договариваются, кто начнет игру, кто продолжит. Тот, кто делает первый бросок, имеет право продолжить игру, если смог выбить асык из круга, а если промахнулся, выбывает из игры. Занятие 6 Заучивание потешки Бес саусақ – Пять пальцев Программное содержание: 1. Учить детей воспринимать речь на слух, развитие воображения и чувство ритма. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову, как средству выражения чувств и настроений. Оборудование: казахский национальный костюм, кукла. Лексический минимум: қуыршақ, ойын. 1. Фонетическое упражнение «Эхо». Дети представляют себя в лесу и, как эхо, повторяют громко или тихо то, что произносит ведущий. 2. Игровая ситуация «Поиграем с ребенком». Преподаватель предлагает детям поиграть с ребенком-куклой, который не хочет спать. 3. Игра «Қуырмаш». Рассматривая свои пальчики, дети их называют: Большой старшой, Утка голосистая, Тополь серебристый, Беленький альчик, Маленький мальчик. 4. Разучивание потешки. Преподаватель по одному садит детей к себе на колени и играет с ними: Бас бармақ, балан үйрек, Ортан терек, сылдыр шүмек, Кішкентай бөбек. Қуыр-қуыр-қуырмаш. 5. Закрепление. Дети читают потешку друг другу. Занятие 7 Рассказ-беседа о зиме с использованием скороговорки Алақай, қыс келді! Ура, пришла зима! Программное содержание: 1. Расширять представление об окружающем мире. Разучивание скороговорки. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову. Оборудование: чудесный сундучок, открытки. Лексический минимум: қыс, қар. 1. Игровая ситуация «На прогулку в зимний лес». Преподаватель предлагает детям представить себя в зимнем лесу и рассказать, что они там видят. Дети рассказывают о приметах зимы. 2. Фонетическая игра «Что мы услышали в зимнем лесу?» Скрип снега — қ-қ-қ Крик вороны – қар-қар-қар Уханье совы – ұ-ұ-ұ Вой волков – ү-ү-ү. 3. Разучивание скороговорки: Дети встречают в лесу зайца. Он предлагает им соревноваться в произношении скороговорок. Қар аппақ, дала аппақ, Бәрі аппақ... қарап бақ. | |
Просмотров: 33959 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|