Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
Часть 2 Занятие 8 Знакомство с народной традицией Сүйінші, Аяз-ата келді Встречаем Деда Мороза Программное содержание: 1. Расширять знание детей о традициях казахского народа, обогащать словарь. 2. Воспитывать вежливое обращение к взрослым людям. Оборудование: большая кукла - Дед Мороз, настольная елочка. Лексический минимум: Аяз-ата, ойыншықтар, доп, қуыршақ. Фонетическое упражнение (А-а-ақ, ә-ә-ән, ы-ы-ық, і-і-ін). 2. Игровая ситуация «Украсим елочку». Дети украшают елочку заранее приготовленными игрушками, мишурой. 3. Знакомство с традицией. Преподаватель сообщает детям новость (сүйінші), что к ним сейчас придет Дед Мороз, и просит у них подарок за хорошую весть. 4. Дидактическая игра « Чудесный мешочек». Дети угадывают загадки об игрушках, и Дед Мороз вынимает их из мешочка. Занятие 9 Знакомство с казахской народной сказкой Құйыршық Программное содержание: 1. Воспитывать внимание к слову, желание научиться говорить на казахском языке. 2.Учить называть на казахском языке животных. Оборудование: чудесный сундучок, игрушки животных. Лексический минимум: түйе, ешкі, қасқыр, түлкі. 1. Фонетическое упражнение (Различение звуков на слух). Детям предлагается послушать разные звуки и угадать: «Чья это песенка?» 2. Игровая ситуация «Путешествие в аул». В ауле дети знакомятся с бабушкой и дедушкой и их домашними животными. 3. Сказка из чудесного сундучка. Преподаватель рассказывает сказку. По ходу рассказа из чудесного сундучка выходят коза с козленком, верблюд, волк и лиса. 4. Дидактическая игра «Не жоқ?» – «Кого нет?». Дети закрывают глаза, преподаватель прячет игрушку и спрашивает: «Не жоқ?», дети угадывают: «Қасқыр жоқ» и т.д. Занятие 10. Знакомство с казахской бытовой сказкой Не тәтті? – Что вкуснее? Программное содержание: 1. Учить называть на казахском языке домашних животных. 2. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным, отзывчивость и доброту. Оборудование: настольный театр. Лексический минимум: сиыр, қой, жылқы, ит, мысық, түйе. Фонетическая игра «Эхо». 1. Игровая ситуация «Путешествие на джайлау». На джайлау дети знакомятся с дедушкой-чабаном. 2. Сказка дедушки. Преподаватель от имени дедушки-чабана рассказывает детям сказку, демонстрируя ее при помощи настольного театра. 3. Моделирование сказки. Дети самостоятельно моделируют сказку, используя условные знаки животных. Дети прощаются с дедушкой-чабаном и с преподавателем. Занятие 11 Знакомство с предметом казахского обихода Күміс ұршық Серебряное веретено Программное содержание: 1. Учить различать и называть шерстяные изделия. Формировать словарь. 2. Воспитывать самостоятельность, желание и умение трудиться. Оборудование: веретено, кукла, одетая в шерстяную вязаную одежду, шерсть, спицы. Лексический минимум: ұршык, жүн, байпақ, қолғап. 1. Фонетическая игра « Оркестр». Дети изображают игру на воображаемых инструментах знакомой им мелодии с заданным преподавателем звуком или звукосочетанием, например, на барабане – тақ-тұк, тақ-түк; на маленькой дудочке – дү-дү-дү; на большой дуде – дұ-дұ-дұ. 2. Игровая ситуация «Выберем одежду для куклы». Преподаватель просит детей выбрать из сундучка теплую одежду для малыша. 3. Беседа о шерсти и шерстяных изделиях. По ходу беседы дети вспоминают название домашних животных на казахском языке. 4. Рассматривание веретена. По желанию дети могут прясть и вязать спицами. 5. Дидактическая игра «Угадай по форме». Преподаватель раскладывает на стол геометрические фигуры и просит угадать, на какую одежду похожа каждая фигура. При этом дети повторяют название одежды на казахском языке. Занятие 12. Знакомство с казахским музыкальным инструментом Алтын домбра – Золотая домбра Программное содержание: 1. Формировать эмоциональный отклик на «Легенду о золотой домбре». 2. Воспитывать нравственно-этические нормы средствами народного искусства. Оборудование: аудиозапись, домбра. Лексический минимум: ән, күй, домбыра. 1. Фонетическая игра «Оркестр», Детям предлагается исполнять «песенки» различных птиц, зверей и даже предметов. Например, белочки – цоқ-цоқ-цоқ, дятла – тық-тық-тық, злой собаки – ғғғы-ғғғы и т.д. 2. Игровая ситуация «Артисты». По просьбе преподавателя дети показывают небольшой концерт. История из чудесного сундучка. Преподаватель рассказывает детям «Легенду о золотой домбре». 3. Рассматривание домбры. Дети пробуют играть на домбре. 4. Слушание музыки. Включается запись игры на домбре. Занятие 13 Знакомство с традициями празднования праздника Наурыз Қош келдің, Наурыз! Добро пожаловать, Наурыз! Программное содержание: 1. Расширять представления о явлениях общественной жизни народа. 2. Воспитывать нравственно-этические качества. Оборудование: аудиозапись казахской народной музыки, домбра, казахские национальные костюмы для детей, маски домашних животных, атрибуты для игр. Лексический минимум: Наурыз, той, көктем. 1. Игровая ситуация. Дети старшей группы показывают представление «В гостях у красавицы Наурыз», где рассказывают о традициях празднования праздника. 2. Разучивание народной игры «Соқыр теке». Дети встают в круг, взявшись за руки, выбирают водящего, он стоит в кругу с завязанными глазами. Дети: Соқыр теке – бақ, бақ, Бірімізді – тап, тап. Водящий: Мен текемін – бақ, бақ, Қимылдаңдар – сақ, сақ. 3. Пожелания. Дети, обняв друг друга, говорят пожелания: «Ұлыс он болсын!» Занятие 14 Знакомство с героем народных сказок Алдаркөсе - Безбородый обманщик Программное содержание: 1. Учить детей воспринимать казахский народный юмор. 2. Воспитать этические нормы поведения: вежливое и уважительное отношение к гостям. Оборудование: круглый столик, чай, угощения. Лексический минимум: отырыңыз, шай ішіңіз. 1. Фонетическое упражнение на отработку звуков в составе звукосочетаний. Детям сообщается, как блеет овца и ягненок (ба-ба-ба и бә-бә-бә), после чего они самостоятельно звукоподражают овце и ягненку. 2. Игровая ситуация «Мы ждем гостей». Дети ставят на стол угощения, раскладывают вокруг столика подушки, ждут гостя. 3. История дедушки Алдара. Алдаркөсе рассказывает о том, как он еще будучи маленьким мальчиком, обманывал злых, жадных и недобрых людей. 4. Игры с дедушкой Алдаром. Дети учат дедушку Алдара играть в игру «Соқыр теке». 5. Дидактическая игра «Вспомним разные слова». Алдаркөсе просит детей назвать на казахском языке разные предметы (игрушки, одежду, диких и домашних животных). За каждый правильный ответ дети получают фишки. Занятие 15 Знакомство с казахской народной игрой Аққу-қаздар Гуси-лебеди Программное содержание: 1. Обогащать знание детей о культуре казахского народа. Учить запоминать небольшие рифмовки. 2. Воспитать самостоятельность и организованность, соблюдение правил игры. Оборудование: маски гусей и волка, домики-стульчики для гусей. Лексический минимум: қаз, қасқыр. 1. Фонетическое упражнение на употребление слов и предложений с изучаемыми звуками. Здесь можно применить игру с казахскими именами. Детям раздаются куклы (или картинки с их изображениями). Они придумывают им имена, содержащие разрабатываемые звуки (Әлия, Әсия, Әділ, Әсем, Қанат, Қайрат и т.д.). Затем предлагаются ситуации: мама зовет детей обедать; «капитан» сажает пассажиров; проводится перекличка; угадывается имя спрятанной куклы и т.д. и т.н. 2. Игровая ситуация «На прогулке». Дети, собираясь на прогулку, одевают куклу-малыша, объясняют ему, как вести себя на улице. 3. Разучивание игры. Преподаватель объясняет детям правило игры. 4. Игра. Гуси гуляют на лугу, по команде ведущего занимают место на стульчике, волк уводит тех гусей, кому не досталось места. Гуси: Ауыл маңы саз, саз, саз. Жайылады қаз, қаз, қаз. Ведущий: Қаздар, қаздар, қаңқылда. Гуси: Қаңқ, қаңқ, қаңқ. Ведущий: Тойдыңдар ма далада? Гуси: Иә, иә, иә Ведущий: Қыр астында қасқыр бар, Үйге қарай қашыңдар. Занятие 16 Беседа о Родине Отан – туған жеріміз Родина — это родной край Программное содержание: 1. Формировать понятие Родина. Знакомство с флагом, гербом и гимном – символами Республики Казахстан. 2. Воспитывать у детей чувство дружбы, уважения к представителям разных национальностей. Оборудование: видеофильм. Лексический минимум: Отан, туған ел, туған жер. 1. Игровая ситуация «У нас в гостях матрешка». Матрешка рассказывает детям, что она приехала из России, и просит их рассказать о своей Родине. 2. Просмотр видеофильма «Наша Родина – Казахстан». 3. Беседа о дружбе между людьми разных национальностей. В беседе преподаватель широко использует пословицы и поговорки о дружбе: Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех. Где дружба да свет, там свет. Друзья – больше, чем братья родные. | |
Просмотров: 19637 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|