Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература

«Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности»
Эффективность обучения зависит ткономерно от еыбора оптимальных методов преподаватія и контроля, и обуславливается выбором форм обучения.
При учебно-дидактических играхученики сообгца намечают цель деятельности, выбирают способы ее достижения, оказыеает езаимопомощь в работе.
Совместная деятельность учтцихся является средством познавательной активности. Учебно-дидактические игры способствуют пробуждению ираскрытию собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации.
Урок казахского языка -это творчество учителя, это поиск новых оптшіальных форм иметодов обучения.
Науроках казахского языка я использую учебно-дидактические игры. Игра широко захватыеает есю личность ребенка - умственную, эмоционалъные, волевую сферы, способствует всестороннему развитиюученика. Игра должиа помочь детям яснее мыслить, гяубже чувствовать.
С точки зрения познавателъной еелико зночение игр. У детей развивается основные процессы мышления- сравнение, анализ. Дети усваивают общие понятия, овладевают точньши словесными обозначенішми.
Включение вурок игр и игровыхмомеитов делают процесс обучения болеелегким, интересньш и занимательным ,создает у детей бодрое рабочее настроеиие ,облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается умстеенная задача, поддержиеает, иусшивают интерес детей к учебному предмету.
Ценность учебно-дидактических игр заключается в том, что дети е значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг -другу и езаимно себя проееряя.
Характерны названия дидактических игр: они заключают в себе вопрос. задание, пркзыв к дейстеию, например «Кім жылдалі?» (Кто быстрее?), «Қапы қалма», 'Не зееать?)
Изеестно, что интерес кучебной деятельности у детеп редко еозрастают, если они включены е игровую ситуацию. В игре ученик действует ие по принуждению, а по внутреннему пробуждению._Цель игры - помочь, серъезнып, напряженный труд сделать занимательным и интересиым для учащшся.
Как правило, на уроках применяю дидактичекие ыгры. Игру веожу в определнную часть урока в соотвествии с его дидактическіши задачами. Вучебную деятельность бводится элемеит состязания, ауспешность вьтолнения задания сеязыеается с игровым резулътатом.
Игры -упражнения разеиеают память детеп. внимание. сообразительность, их общении кругозор.
В связи с изучением фонетики проводим следующие игры:
I) Кто быстрее и болыие запишут слов.( на букеы ә,г,ц,ц)
Так же при повтореиии изученного по фонетике задаю вопросы - шутки,
1. Күи мен түн немен аяқталады? (н)
Чем кончается день и ночь?
2. Жер ортасында не бар? (е әріпі)
Что стоит посередине земли?
3. Кітап басында не бар? (к)
Что находится в иачале книги?
Также можно использовать дидактические игры при изучении темы «Лексика»

Игра: «Аудармашы» Кто быстрее заменит слова в предложении синонимачи.
Игра: «Кш көп аптады?» Кто больше скажет?
Дети за определенное время должны записать антонимические пары,
1. Уацытты білдіретін (обозначающее время)
ерте - кеш
тацертец - кешке түн - күн рано - поздно утром - вечером ночь - день
2. Обозначающее пространство.
далекий - близкіт
высокий - низкий
длинный - короткий
алыс - жақын
биік - аласа
ұзын - қысңа
З.Обозночающее чувства, настроение человека
веселый - грустный
добрып - злой
умный - глупый
көңілді - көңілсіз
цайырьшды - цайырымсыз
аңъиіды- ақылсыз
Игра проеодится по теме «Однородные члены предложения», «Сөплемнің біріңгап мүиіелері». За 10-12мин дети составляют предложения с однородными членами.
В 9 классах при изучении сложных предложении провожу игру «Жұбыңды тап», (Найди пару). На карточках пишется одна частъ предложения, аученики находят его продолжение.
Мысалы:
1. Емтиханды жақсы тапсыру ушін
2. жацсы дайыидалу керек
В 8-9 кіассох, чтобы расширить кругозор учащшся, проверить знания по казахскому языку иразвивать теорческие способности использую игроеые элементы (Лидера XXI века), (XXI гасыр көшбасшысы) Напрішер. «Бәпге», «Көкпар», «Тапцырльщ», «Жорга». Так же проеожууроки в еиде тестирования, уроки состязания (сайыс-сабагы).
По изучению темы: ¥лттық ойындар» - проводым (игры) различиые казахские нациоиальные игры «Алшыі, «Асьщ опындары», «Күрес», «Сақіша».
Националъные гігры развивают у детей умствениые и физические способности.
В заключении следует отметить, что обучение казахскому языку требует пршіенение на уроках разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них. и она дает хорошие результаты только е сочетании с другими методами. Дидактические іігры помогают школьникам быстрее осваиеать знания, г.рименять их на практике, пользоваться ими еразныхусловиях.
Категория: Казахский язык и литература | Добавил: Махметова_М (2011-06-13) E
Просмотров: 3668 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru