Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

Цафт Т.В. "Письма из дома, которого - нет!"
Т. В. Цафт КГУ ОШ № 134 г. Караганды, Эко-Школы,
зам. директора по ВР, учитель биологии, химии и экологии, руководитель НОУ «Хранители ноосферы».

«Письма из дома, которого – нет!»

Сведения из интернета.
Изабелла Пак
20:28
НЕДАВНО ПРОЕЖАЛА ПО НАШИМ МЕСТАМ, ВИДЕЛА ОДИНОКИЙ ЗАБРОШЕННЫЙ ДОМ. ГДЕ СОТРУДИКИ Д.Д ЖИЛИ. АЖ МУРАШКИ ПО КОЖЕ,ВСЕ РАЗВАЛИЛИ...
Изабелла Пак
20:26
Я И НЕ СОМНЕВАЛАСЬ НИКОГДА В ВАС.БОЙКАЯ ВЫ БЫЛИ ))) А ПРО ВАС, КАК О ВОСПИТАТЕЛЕ. У МЕНЯ ДВОЕ ДЕТОК, ДОЧЕРИ 20 ЛЕТ, СЫНУ 6. КОГДА ВСЕ УСПЕВАЕТЕ????? Я ПРО РАБОТУ...
20:28


сергей синин
21:05
Нину Ивановну все помнят не ординарный человек, кстати, сама тоже с нашего д/дома. Наши общаются с ней. Я после училища 1986 году уехал в город Талдыкорган, от туда ушел в армию и так и живу пока в Талдыкоргане. Работал машинистом бульдозера,єксковатора . Потом механиком транспортного участка. Татьяна Викторовна узнаёте меня?
сергей синин
20:18
....Да, про детский дом я знаю всё, каждый год езжу на руины, вот и в этом году уже ездил, фото есть у меня на странице, я рад ,что вы вспомнили меня, а Что за проект если не секрет? Я про Ваш проект о Караганде, где о нашем детском доме всё есть.


Толеу Жакупов
01:27
Здравствуйте Татьяна Викторовна, надеюсь, Вы посмотрев мое фото узнали меня - выпускник детского дома 1983 года. Посмотрев Ваши фото, Вы также работаете педагогом, и на днях я Вас видел на 5 канале, давали интервью. Вот здорово!


Кайрат Темиров
01:20
Здравствуйте дорогая Татьяна Викторовна! Мы выпустились аж в 83 году и в этом году 30 лет исполняется нашему выпуску. Помните Ванаг Ромка, Васюта Анатолий и я уехали учиться в Москву. Я после вернулся. Ванаг в Москве остался, живет в Зеленограде, три сына растут. Толик умер 3 года назад, погиб при аварии, остались взрослые дочь и сын, живут в Оренбурге. Я сейчас занимаюсь строительством, в основном отделкой. Растет принцесса, уже 14 лет. Я страничку недавно открыл но уже многих нашел, всё таки хорошая штука этот интернет. Работал в д/доме при Мурате Абылкасымовиче где-то около 2-х лет уже здесь на 11-м, но мне не понравилось, уже атмосфера да и сама аура совсем не та была.
Кайрат Темиров
22:50
Здравствуйте многоуважаемая Татьяна Викторовна! Как Ваше здоровье, дела, что нового , также в детдоме работаете? Я сначала был у Вас в группе, а после 2000-2001 годах работал в детдоме. Вы меня научили жизни я в жизни не теряюсь!


Альмира Мукаева
00:07
Привет Танечка Викторовна!! Я выставила фото нашего выпуска 1985 года. Там есть наша первая воспитательница Елизавета Ивановна. Общаюсь с нашими девочками, все считают Вас классной, в доску своей училкой
00:10
В Красноармейске живет Оля Елисеева, Оля Попова, Ащувакова роза, Алибаева Гуля, Теппер Сета, Теппер Лена, Анисимова Наташа, ой там много еще с того класса с Теппер. Кстати она у меня есть в друзьях, зайди к ней. Очень общительная девушка. Ав Москве живу я и Столирова Лариска она с Гориной класса.
00:11
У меня есть альбом ВСТРЕЧА ОДНОКЛАССНИКОВ, зайдёте увидите всех наших воспитанников, и мальчишек и девчат с кем мы встречались в МОСКВЕ.


Ирина Демина
12:37
ochen rada videt i slishat ja hotela napisat soobshenie no u vas est takaja vstavka voobshim priduprijdajut o mosheinikah eto chto to novoe v odnoklassnikah posprashivala u druzei ubedilas chto vse v porjadke i teper mogu pisat ujgorod konechno pomnju chudesnoe bilo vremya kak vashi dela

(Попросила Ирину писать на русском языке, ведь очень долго переводить всё написанное...)
02:40
помню все о нашей поездке в Западную Украину, спасибо Рискову А.А. – нашему прекрасному директору детского дома. тогда мы все и подружились. Сейчас живу в Израиле 15 лет. работаю в магазине продавец консультант. аня (моя сестра) тоже живет здесь только в Тель-Авиве.....

(Скопировав переписку в сети, рука не поднялась исправлять ошибки. Ведь это важно для моей памяти – возвращает меня в детский дом, в котором отработала 25 лет. Благодарна интернету за возможность общаться со своими воспитанниками)

Не думала, что прочитав строки бывших воспитанников, прослушав песню Шатунова «Детский дом» видеофильма, который увидела на сайте у Альмиры Мукаевой, проплакала целый день, ведь там была и моя фотография с воспитанницами детского дома 30 летнего срока давности. Пройдёт очень много лет, а память будет возвращать меня в события моей давней молодости, которые прошли на территории детского дома им. Н.К.Крупской. Самое главное для меня, как педагога – это возможность общения с бывшими своими воспитанниками, у которых прекрасно сложилась жизнь...есть работа, семьи, своё жильё, а самое главное – никто не пропал в страшных жизненных ситуациях в зоне, как это случалась часто у бывших воспитанников детских домов из-за того, что им пришлось самим решать свои жизненные проблемы противоречащие здравому смыслу против законодательства, чтобы выжить. Поверьте таких сейчас очень много, если представить себе, что им в 15 лет самим приходится искать себе жильё, родственников, чтобы просто не г о л о д а т ь! Они совершают кражи, конечно, такое оправдать нельзя, но можно решать их проблемы хотя бы до 25 лет, особенно, у тех воспитанников, у которых нет никаких родственников! Надо только представить себе, как им удаётся сейчас выживать, после выхода из детского дома?!

Вспоминается один из первых дней января 1980 года, когда в очень холодную пору мы с двоюродной сестрой Любой, по распоряжению Комитета Комсомола Железнодорожного района г. Караганды приехали в посёлок Компанейск, поразивший нас старинными саманными домиками, а в центре более-менее современное кирпичное многоэтажное здание детского дома, но с разбитыми окнами. Директор Рисков Александр Андреевич встретил нас очень радушно, но не торопился проводить в корпус, где находились дети. Только потом я поняла почему: директор явно не хотел, чтобы мы увидели разрушенные стены, разбитые окна...и очень грязных, замученных, «на-лысо» подстриженных воспитанников.
Сотрудников не хватало, поэтому на нас ложилось бремя воспитания и восстановления Компанейского детского дома, который был специально разрушен старшеклассниками после того, как прежнего директора, по результатам проверки органов юстиции за кражу лишили свободы на 12 лет. Меня поразило отношение воспитанников к директору-вору, которого, по словам воспитанников, было всё прекрасно в их любимом доме: огороды, огромные стада скота, свои соленья-варенья, в общем - полная... идиллия во всём. Только, проработав первые ....две-три недели поняла, что всё было построено на полной власти старост, рукоприкладстве старших воспитанников, несмотря, на то, что в группе насчитывалось около 25-30 воспитанников.
Начиная работать в детском доме - старшей пионерской вожатой, приходилось вести работу с детьми с 1 по 8 классы, которые обучались в старинной школе при детском доме, в количестве 700 с лишним человек. Школа была построена в 1940-х годах, а когда по решению властей в моменты оптимизации её разрушали, наверное, никто из нас никогда не забудет, как многие экскаваторы, трактора и так далее не могли её разрушить за один-два дня. Явно, что такое здание до сих пор могло бы существовать, как одна из самых старых зданий в городе Караганде - здание школы № 14, в посёлке Компанейск.
Сейчас нет такого количества воспитанников в детских домах, в том числе и для детей с нарушением ОДА, который переведён из Компанейска в 1998 году в Майкудук.
Следовательно, решаются проблемы сиротства в государстве. Важно ребёнку, у которого случилась беда с его родными родителями или с родителями-кукушками, которых так назвать-то нельзя, не попасть в детский дом, а иметь семью, пусть даже патронатную. В семье он получит основу для своего будущего: научиться шить, готовить, делать уроки, убирать в своём доме, в общем, будет иметь возможность делать всё для себя и своих будущих близких. Такому ребёнку не надо будет искать средства выживания – патронатные родители, а не воспитатели помогут ему в сложных жизненных ситуациях.

.... Хотелось бы обратить внимание по данному решению проблемы из интернета.
Вопросы патронажного воспитания обсуждались в Алматы.
«Нас слишком мало, о нас знают слишком мало, поэтому задача, которая стоит сейчас перед нами перед социальными работниками - заявить о себе и привлечь большее количество людей, которые хотят и могут помочь обездоленным детям», - сказала Е.Селина. Как рассказала президент Общественного объединения «Лига женщин творческой инициативы» Асия Хайруллина, патронат – особая форма воспитания, которая существует на условиях договора между органами попечительства и патронатным воспитателем. Воспитатель получает определенное пособие за опекунство над ребенком, на его питание, проживание и т.д. По ее словам, патронат дает возможность не оставлять детей на улице в том числе и после окончания ими детских учреждений и обеспечивать их и опекунов материально. «Как правило, в патронажной семье дети живут и после 18 и 23 лет. Пока на нашей практике возвратов детей из патронажных семей не было», - отметила А.Хайруллина. По статистике в Казахстане проживают 98 тысяч детей без попечения родителей. В течение прошлого года на воспитание было отдано 1,5 тысячи детей. По г.Алматы под патронажем находятся 50 детей.

Проблем в этом направлении много, но главное - это решение дальнейшего пребывания ребёнка в семье, а не в общежитиях, на съёмных квартирах, иногда, как это не страшно писать.... в теплотрассах. Поверьте, такое было и в моей педагогической практике, ведь надо было спасать своих воспитанников с органами внутренних дел, вытаскивая их из такой, страшно передать, семейной обстановки. Помощь должна быть пожизненная, регулярная, с учётом законодательной системы, ведь это не «дети подземелья», а граждане нашего государства.
Читатель, прочитав строки моей души, наверное, подумает о том, как плохо воспитанникам в детских домах, там нет прекрасных педагогов, порядка, ничего хорошего для детей трудной жизненной ситуации. Могу сказать смело – это не так: проработав много лет в детском доме, решая проблемы детей, постоянно, в самом детском доме, подключая органы попечительства, социальных педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, РОВД и т.д. приходилось тогда просто спасать своих воспитанников, попавших в беду, а как же иначе. Знаю, точно, что те педагоги, которые работают сейчас в д/домах люди неравнодушные к судьбам ребят, иначе, просто не смогут работать. Дети д/дома равнодушных сотрудников не прощают, такие педагоги долго не смогут работать.
Хотелось бы особо, выделить педагогов детского дома для детей ОДА в Майкудуке, которые уже по 25-30 лет работают там: Мель Светлана Владимировна, Мецкер Дина Игоревна. Низкий поклон Вам за ваш труд! Рада, что Вы продолжаете нелёгкую педагогическую деятельность – воспитание ребят со сложной судьбой, а какие Вы замечательные педагоги я знаю.... не по-наслышке!
Читатель подумает, а почему не осталась работать там? Жаль, но отвечу, по-семейным обстоятельствам, мы переехали в посёлок «Солоничку», мне пришлось поменять работу воспитателя детского дома на зам.директора по воспитательной работе, учителя биологии и экологии, химии, и как ни странно, музыки, ведь первое у меня образование – музыкальное. Разве могла бы я просто так уйти просто с места своей работы в д/доме – нет, конечно! Работая в другом учреждении, всё равно не теряю связи со своими друзьями, воспитанниками и сотрудниками дома для детей, ведь это моя судьба! Недавно побывала в здании д/дома в Майкудуке, на ул. Магнитогорская, знаю, что здесь замечательный музей. Об этом подробнее...
В моей памяти возникают сюжеты теле-проекта «Моя Караганда – прошлое рядом», а как можно писать для «5 Канала» сценарий документального фильма без истории Компанейского детского дома им. Н.К.Крупской? Ведь в этом теле-проекте участвует много моих коллег из разных организаций города Караганды, в том числе и СМИ, сотрудники музея жертвам политических репрессий в посёлке «Долинка», где сейчас нахожусь в совете, без этого никак! Именно, благодаря, замечательным сотрудникам музея, под руководством директора Светланы Климентьевны
Из интернета...
В Долинке можно посетить музей памяти жертв политических репрессий, располагающийся в здании бывшего управления Карлага – величественной постройки с колоннами, выполненной в стиле советского неоклассицизма, также называемого «сталинским ампиром»; дом офицеров, бывший культурным центром для местных военных; и дом техники, где проходили выставки достижений народного хозяйства; родильный дом и детское кладбище, хранящее останки тысяч младенцев и прозванное «мамочкиным»; здание молельного дома, а также многочисленные развалины саманных построек, возведенных когда-то самими заключенными. Встречающаяся то там, то здесь, ржавая колючая проволока только усугубляет мрачную атмосферу.

Мне, кажется, наши читатели должны поимённо знать всех тех сотрудников, кто даёт нам возможность не забывать историю нашей страны.
Благодаря сотрудника музея жертвам политических репрессий посёлка «Долинка» проведён теле-проект «Моя Караганда – прошлое рядом» 4.06.2013 г. мероприятие, посвящённое 68-годовщине В.О.В.,где участвовали: Депутата Областного Маслихата Чернов Д.Д., Председатель партии «Нур Отан» Октябрьского района Аманжолова Б.А., мой активный посощник во всех делах теле-проекта, СМИ города Караганды, наш любимый «5 Канал», который во всех наших мероприятиях принимает активное участие, ведь всё это готовится к документальному фильму «Моя Караганды – прошлое рядом» ,КарГУ им. Е.А..Букетова, наши замечательные профессора химического факультета, где мне пришлось когда учиться – Байкенов К.Б. и Амирханова Ш.К., ресурсный центр Малой Академии юных исследователей ДДи Ю, в лице Кравцовой И.В., Дакаев З.З., член семьи депортированных в 1944 году из Чечни, 20 ветеранов войны, педагоги и учащиеся школ № 85, № 56, № 65, №61, Городского Отдела Образования, директора ТОО «Карагандинского автопарка № 2» - Жаксыбаева Галымжана Мастаевича, директора ТОО «Карагандинского автопарка № 5» - Урстенова Марата Жакеновича. 31.06.2013 года они пригласили воспитанников детского дома детей с нарушением опорно-двигательной системы, бывший Компанейский детский дом им. Н.К.Крупской. Со слезами на глазах воспитанники слушали историю своего родного д/дома, ещё с 1932 года, что для этих детей просто нужно было узнать, ведь в здании этого музея они посетили комнату, где узнали как отправляли в компанейскую колонию детей, сменив им имена, родителей, которых они уже никогда не узнают, теряясь в бездне сталинского тоталитаризма.

Благодарна, этим людям, которые приглашают нас на все государственные мероприятия, в том числе не только моих учеников, но и воспитанников детского дома. Низкий поклон им от нас всех за труд музейных работников!

Вот почти полный его список
Ислямов И.И.- заведующий научно-исследовательского отдела
Байнова С.К.- главный хранитель фонда
Кондрашов И.Е.- научный сотрудник
Белашова М.В.- хранитель фонда
Мукушев Т.С.- заведующий экспозиционно-выставочного отдела
Козмина М.Г.- заведующая экскурсионно- выставочного отдела
Дребезгов А.С.- младший научный сотрудник
Тукенов А.Ж.- младший научный сотрудник
Бондаренко К.О.- экскурсовод
Хамитова В.- экскурсовод.

Поэтому считаю важным отправить координаты тем, у кого нет интернета, но очень хотел бы побывать в местах истории нашей страны, как это было с воспитанниками детского дома Майкудука:

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ Страны б. СССР/Казахстан/Карагандинская обл./Шахтинск гор. окр./Долинка пос.

АДРЕС Казахстан, 101604 пос. Долинка, ул. Школьная, 15.
КОНТАКТЫ ФОРМАЛЬНЫЕ тел. +7 (721-56) 58-222
museumdolinka@mail.ru
РЕЖИМ ПОСЕЩЕНИЯ понедельник - суббота с 9:00 до 18:00
(Сведения из интернета)

Наверное, те кто не связан с историей нашей страны задаст мне вопрос, при чём тут воспитанники д/дома? Хотелось бы, несколько строк написать по проекту «Моя Караганда – прошлое рядом». В музее посёлка «Долинка» есть «Комната Матери», благодаря, удивительным сотрудникам музея, которые, по-крупицам, собирают материал и о детях, родители которых отбывали срок в КарЛАГе. Именно, осуществляя исследовательскую деятельность проекта «Моя Караганда – прошлое рядом» ученики НОУ «Хранители ноосферы» КГУ «Основной школы № 134 г. Караганды » поняли главное: надо изучать связь поколений с 1930-х годов по сей день. Связав всё с историей посёлка Компанейск, где в 1932 г. была колония для несовершеннолетних преступников, в том числе, из-за страшной судьбы своих родителей.
Жаль, что в Компанейске сейчас осталось только здание для сотрудников д/дома с 1981 года, остальное всё было тщательно разрушено в годы тотальной оптимизации 1998-2000 годов.
Увидела посаженных мною и моими ребятами ещё в 1982 году берёз, клёнов, тополей. Хорошо сохранился огород д/дома, хотя фруктовых растений очень много. Жаль, что грибы, которые мы собирали, жарили, варили и солили ..... уже никому не нужны! Ведь нет главной достопримечательности города Караганды – Компанейского детского дома им. Н.К.Крупской. Остался лес, красота природы, старые саманные домики и ... безусловно - память поколений!
Несколько раз приезжали на кладбище Копанейска, где похоронены бывшие воспитанники, сотрудники, имеется, как мне кажется, единственная «Братская могила» в городе Караганде 19 тыс.спецпереселенцам, депортированным ещё в 1932 году в феврале месяце.
Благодаря, последней съёмки документального фильма теле-проекта 7 июня 2013 года в музее детского дома по ул Магнитогорская удалось вспомнить своё прошлое, увидеть фотографии минувшей истории, которая, безусловно, войдёт в фильм «5 Канала». Оператор Силин Виталий, я и мой сын - Альберт, личный фотограф проекта «Моя Караганда – прошлое рядом» поражены тем, что сохранились архивные документы Компанейской колонии для несовершеннолетних преступников ещё с 1934 года, ведь из истории того времени ясно, что, именно, в это время колония уже поменяла свой статус на д/дом.
Долго снимали архивные документы военной поры, радовались, что наконец-то про известный детский дом на весь СССР знаем теперь всё документально. Наша задача проста – начать проект под другим названием «Моя Караганда...чтобы помнили».
Уверена, что группы воспитанников нынешнего детского дома, совместно, с моими учениками обязательно займут призовое место в Малой Академии юных исследователей ДДиЮ, ведь для этого уже есть предпосылки.
Успехов, Вам, ребята в изучении родного края, значит об этом проекте с радостью узнают и мои бывшие выпускники детского дома им. Н.К.Крупской.
Категория: Краеведение | Добавил: tatyana_tsaft (2013-07-03)
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru