Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
ПРОГРАММА КУРСА «История Костаная глазами современников». Для среднего звена основной школы (1 час в неделю, всего 34 часа) Средняя школа №5 города Костанай. Авторы-составители учителя истории: Аллахвердиева И.К. Садриева И.П. Пояснительная записка. В Концепции двенадцатилетнего общего среднего образования РК поставлены задачи: воспитание казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции, формирование общечеловеческих ценностей и толерантного сознания, сохранение национальной культуры и традиций народов Казахстана, создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала нового поколения казахстанцев. Одним из способов реализации поставленных задач является внедрение в образовательную систему регионального компонента, ведущим элементом которого является историческое краеведение. В Концепции формирования исторического сознания в РК отмечено, что ведущим принципом современного исторического образования является принцип гуманизации, который заключается в культурологической и социальной направленности преподавания истории, в обращении к региональной тематике. Региональное историческое образование является связующим звеном между мировой и национальной историей. Оно позволяет решить задачу формирования региональной идентификации личности, без чего невозможна интеграция любого региона в современный мир. Книга Н. Назарбаева « Напороге XXI века» открывается словами: «Есть такой афоризм: «Каждое поколение заново переписывает историю». В нём большая доля истины, и всё же не хотелось бы впадать в соблазн описать события нашей недавней истории с некоторых временных позиций». Нами это мысль глубоко осознанна. В связи с этим актуальной представляется разработка вариативных образовательных программ по краеведению, возможно на основе интеграции с предметами гуманитарного цикла. Актуальность состоит и в том, что Костанайская область является родиной многих из нас, и мы должны знать о своем крае больше. Это долг всех людей, которым не безразлична судьба города и области. Отношение к прошлому, к памятникам истории и культуры - это показатель уровня развития нашего общества. Отличительными чертами программы по курсу ««Костанай: прошлое и настоящее». является: - программа основывается на изучение местного компонента; - основное внимание сконцентрировано на изучение истории общества, жизни людей, их традиции, тем самым способствует принятию личностью идеалов гуманизма в качестве жизненной концепции; - в программе правильно подобран исторический материал, качественное обучение и правильная подготовка учителя и учащихся формирует у школьников высокие нравственные качества: благородство, сознательность, гуманность, трудолюбие, независимость; - в программе учтены теоретические занятия (лекции), тематику и вопросы практических занятий, темы рефератов. Выбор тем для практических занятий определён наличием источников, использование которых существенно поднимет интерес учащихся. - Процесс подготовки тем это длительная, кропотливая работа учителя и учащихся, которые должны чувствовать себя в роли архивариуса, исследователя, краеведа; - У учащихся проявляется интерес к знаниям по истории «Малой Родины». Программа курса «Костанай: прошлое и настоящее», разработана для учащихся среднего звена в объёме 34 часа. Тематика курса охватывает исторический период со второй половины XIX - начала XXI вв. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Содержание (темы) Кол-во часов Формы, методы, приемы работы 1.Введение в курс «Костанай прошлое и настоящее».Викторина с элементами беседы. Раздел 1. Николаевский (Костанайский) уезд – 3 ч. 2.Легенды родного города Костаная. Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос). 3.Этапы большого пути.Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос, просмотр фрагмента учебного видеофильма). 4.Купеческое наследство Костаная. Построение дидактического многомерного инструмента Другой вариант: экскурсия в историко-краеведческий музей, составление учащимися конспекта (кластера, дневника, очерка и др.) Раздел 2. «В моей судьбе ты стала главной…..» - 4 ч. 5.Путешествие в прошлое улиц Костаная. Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос). 6.«Улицы заговорили….» 1 час Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек; 7. «Моя улица». Проект 8. Пройду по Губернаторской, сверну на Наримановку.Экскурсия Раздел 3. Костанай в годы революции и гражданской войны – 3 ч. 9.Тревожные дни Кустаная. Контрреволюция в Кустанае 18 Марта 1918 года. Урок-лекция, беседа, экскурсия в музей. Работа с документами, газетами, публикациями. 10.«Красный» реванш. Раздел 4. Великая война в истории страны и города Костаная – 3 ч. 11.«Так у нас начиналась война".Работа по теме: «Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны», «Как ковалась Победа в тылу». Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала. 12. Труженики тыла 13. Мои близкие на фронтах войны Раздел 5. Костанай целинный край – 2 ч. 14. Целина подвиг поколений.Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала. 15. Целина победы и поражения . Раздел 6. Моя семья – 3 ч. 16. История моей семьи в истории города. 1 час Беседа с местными старожилами составление и оформление фотоальбомов. 17. История моей школы. Работа с документами архивами. Проектная деятельность 18.Сердца, отданные на благо людям. Викторина с элементами беседы. Построение дидактического многомерного инструмента. Другой вариант: экскурсия в историко-краеведческий музей, составление учащимися конспекта (кластера, дневника, очерка и др.) Раздел 7. Архитектурный стиль города Костаная – 7 ч. 19-20.Памятники конца 19 века.Работа с документами, архивами, периодической печатью. Экскурсия в краеведческий музей, интервьюирование сторожил. Тематическая фотовыставка. 21-22. Памятники и памятные места серидины 20 века.Работа с документами, газетами, публикациями, выполнение проектных заданий, их презентация. 23-24. Современный Костанай. Урок-лекция, беседа, экскурсия в музей. Работа с документами, газетами, публикациями. 25. Перспективный туристический маршрут: «Город степной - всюду со мной….» 1 час Работа с историческими источниками (архивными материалами). Исследовательская работа. Раздел 8. Заповедные места – 3 ч 26. Природа Костанайской области 1 час Исследования на основе специальной литературы. 27. Жемчужина Костаная. 1 час Устный журнал. 28. Экологические проблемы.Конференция (выступления учащихся с докладами и сообщениями, блиц -опрос, просмотр фрагмента учебного видеофильма). Раздел 9. Костанай 21 веке – 5 ч. 29. Градообразующие предприятия города Костанай 1 час Презентация творческих работ учащихся по исследуемой теме. 30. Агромашхолдинг - гордость нашего машиностроения 1 час Работа с документами, газетами, публикациями, выполнение проектных заданий, их презентация. 31. Костанай – аграрная столица Казахстана 1 час Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала. 32. «Роль города в экономике страны» 1 час Работа с документами, архивами, периодической печатью. Экскурсия в краеведческий музей, интервьюирование сторожил. Тематическая фотовыставка. 33. Даты и числа из истории городаКкостаная. Интегрированный урок. 34. Повторение, обобщение и контроль знаний «Я и мой город» Содержание программы. Введение (1 час) Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса. Раздел I. Николаевский (Костанайский) уезд. ( 3 часа). Основание Николаевского (Костанайского) уезда. Социально –экономические и политические предпосылки создания российским царизмом Николаевского уезда на территории Торгайской области. Основание Костаная, легенды родного города Костаная. Первое упоминание о Костанае в письменных источниках. Разные точки зрения на происхождение названия Костанай. Символика и атрибутика. Общий обзор истории города. Развитие торговли и промышленности. Федор Петрович Кияткин, Тимофей Андреевич Каргин, Антон Петрович Лорец, Лев Афанасьевич (Аронович) Кроль, купцы Стахеевы.Развитие капиталистических отношении в экономике края в конце XIX – начала XX века. Ремесло и промышленность Раздел 2. «В моей судьбе ты стала главной…..» - 4 ч. «Бородин – это целая эпоха» Изменения в названии улиц города. Вехи биографии. Бородин А.М. в истории Костанайской области и памяти народной. Беимбет Майлин – гордость национальной культуры, наш земляк, Раздел 3. Костанай в годы революции и гражданской войны – 2 ч. Работа с материалами документов, воспоминаний участников событий революции и гражданской войны. Раздел 4. Великая война в истории страны и города Костаная (3 час). Исторический портрет героя. Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм тружеников тыла. Работа по теме «Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны», «Как ковалась Победа в тылу». Анкетирование, интервьюирование, поисковая работа, обработка собранного материала. Раздел 5. Костанай целинный край – 2 ч. Экономическое развитие города в годы целины. Раздел 6. Моя семья – 3 ч. Тематика и методика проведения беседы со старожилами города. Тематический поиск: «История семьи в истории города». Беседы со старожилами села. Работа с материалами школьного музея, сбор и исследование материалов о жизненном пути земляков, связанных с родной школой. Оформление стендов, альбомов «Династии учителей», «Они учились в нашей школы». Жизнь и творчество видных деятелей культуры, науки, образования, народного хозяйства, спорта. Раздел 7. Архитектурный стиль города Костаная. – 7 часов. Памятники конца ХIХ века: Здания религиозного культа. Жилые дома и предприятия. Памятники и памятные места конца ХХ века: Памятники образования и культуры. «Кирпичный стиль» Костанайской архитектуры. Памятники, которые не сохранились. Раздел 8. Заповедные места – 3 ч Богатство Костанайской земли. Богатство подземных кладовых. «Зеленое богатство» Костанайской земли; Водные артерии области; В храме природы. Экологические проблемы. Раздел 9 . Костанай в XXI веке. ( 2 часа) Экономика. Образование. Культура. Религия. Спорт. Сравнительный анализ наиболее ярких сторон и особенностей города Костаная на основе материалов местной печати. Интегрированный урок "Даты и числа из истории Костаная". Повторение, обобщение и контроль знаний «Я и мой город» - 1 На усмотрение учителя создаются творческие проекты учащихся. Цели курса: через активную интеллектуально - творческую деятельность обеспечить изучение учащимися наиболее значимых страниц истории родного города. Задачи курса: Образовательные: - учащиеся расширяют свои знания по истории родного края; - раскроют его роль в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана. Воспитательные задачи: - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности края; - общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; Развивающие задачи: - развивать аналитические способности (умения сравнивать, обобщать и творчески перерабатывать изучаемый материал); - совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научной литературой; - развивать навыки конструктивного общения и умения публично выступления. Ожидаемые результаты: Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного подходов; овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе, учебной и практической деятельностью, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции. Это предполагает: - хорошо знать историю родного города; - уметь использовать различные источники информации, анализировать и классифицировать их; - самостоятельно и аргументировано давать оценку изученным событиям, деятельности изучаемых лиц; - выполнять творческие работы, проектные задания по избранной теме, проводить их презентацию; - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников. Основные принципы проведения курса: - создание особой среды развития, способствующей эффективному приобретению образовательных компетенций, повышению интереса к изучению истории родного края, воспитанию необходимых установок в деятельности ученика по осознанию им ценности обретения творческого опыта втинтеллектуальной деятельности; - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей; - уважение достоинства каждого ученика. Методические рекомендации к организации занятий: Реализация гуманистической парадигмы в историческом краеведении предъявляет определённые требования не только к содержанию, но и методам обучения на занятиях по изучению истории региона. Изложение учителем краеведческого материала, несущего ценностные отношения, предполагает использование личностно - ориентированных технологий обучения: проектный метод, разноуровневое обучение, интерактивное обучение и др. Целесообразно большую часть занятий проводить в музеях, библиотеке, архиве, мультимедийном классе. Для организации самостоятельной работы можно привлекать творческие и исследовательские работы учащихся, представленные на различных конференциях и конкурсах (если они соответствуют содержанию программы и предъявляемым требованиям). Политика и процедура курса. 1. На учащихся лежит ответственность за проявление активности на занятиях, современное предоставление результатов самостоятельной работы. 2. Учащиеся должны: - читать дополнительную литературу; - высказывать собственное мнение, делать оценочные выводы; - выполнять устные и письменные задания учителя на занятиях; - оценивать достигнутый уровень самообразования; - стремиться быть самокритичными и объективными; - не нарушать дисциплину на уроке; - уважительно относиться к мнению окружающих. Основные методы работы: - наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий; - беседы, обсуждения; - интервью; - метод коллекционирования (собирание газетных статей о Костанае); - сбор материала, отражающих историю города, школы для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции; - метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению; - работа с историческим источником с целью получения необходимой информации; - обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов); - подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала; - организация встреч с интересными людьми; - проведение пеших экскурсий, походов, прогулок по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест; - подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям; - участие в городских и республиканских конкурсах, посвященных изучению истории родного края; | |
Просмотров: 3572 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|