Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
Бакалкина Татьяна Ивановна учитель начальных классов вторая категория средняя общеобразовательная школа №20 город Уральск Кружок «Мой, родной край» «Трудно любить Родину, не любя свою школу, свой район, свою область, свой край; также трудно любить народ, не любя человека…» Ильяс Омаров Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край» Пояснительная записка «Мой родной край» - вспомогательная историческая дисциплина. Этот предмет формирует целостное представление об истории, культурном наследии, природных богатствах края, способствует формированию национального самосознания, мировоззрения учащихся. Изучению краеведения способствуют разделы, включающие общую характеристику края – природы, населения, дающих представление об исторических событиях прошлого, знакомит с историческими личностями и историческими памятниками различных эпох. Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках познания мира, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Западно-Казахстанской области. Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с культурными учреждениями области, историей возникновения и развития Малой Родины; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теорер=тические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитываиъть у детей культуру труда и этику общения; воспитывать ю\бережное отношение к природе, родному краю. Основные принципы, положенные в основу программы: - принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; - принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; - научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; - систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее актуальность, воспитательная ценность. Методы работы: - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; - наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; - практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, прктические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов, тестовые контрольные работы. Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, 34 часа Тематическое планирование 1 час в неделю (34 часа за год) Четверть Часы 1 9 2 7 3 10 4 8 Всего за год 34 Тема занятия: 1.Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники 2.Мой край на карте Родины 3.Мой край на карте Родины 4.“Дом, в котором я живу или хотел бы жить” 5.“Дом, в котором я живу или хотел бы жить” 6.Моя улица 7.Посещение музея «Старый Уральск» 8.На Яике городок – Пугачевский бунт 9.Посещение музея Е.Пугачева 2 четверть (7 ч) 10.Водные ресурсы Западно-Казахстанской области 11.Растительный мир Приуралья 12.Животный мир Приуралья 13.Помогите птицам. Зимующие птицы Приуралья 14.Основные экологические проблемы. Карачаганак 15.Охрана окружающей среды 16.Экскурсия на станцию «Юных натуралистов» 3 четверть (10 ч) 17.Посещение историко – краеведческого музея 18.Устное слово – душа народа. (Казахский фольклор) 19.Русский фольклор 20.Устное поэтическое творчество Уральских (Яицких казаков) 21.Посещение музея Г.Тукая 22.А.С.Пушкин в Уральске 23.Посещение музея А.С.Пушкина 24.Великий составитель словаря В.И.Даль 25.«На Дону – казак, на Урале – казах» 26.Посещение музея М.А.Шолохова 4 четверть (8 ч) 27.Наши современники – Н.Корсунов, Э.Габбасов 28.Родная земля в изображении С.Гумарова 29.Экскурсия на водно-спасательную службу 30.Уральск – Западные ворота Казахстана 31.У Победы женское лицо 32.Экскурсия в музей Маншук Маметовой 33.В парке старинном… 34.Обзорная экскурсия по городу. Обобщение материала Литература: 1.«Животный мир Западно – Казахстанской области». Байбулова Л.А., Булатова К.Б., Карагайшин Ж.М.; Уральск-2002 2. «Растительный мир – Западно – Казахстанской области». ДарбаеваТ., Утаубаева А., Цыганкова Т.; Уральск - 2002 3.«Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан: Западно- Казахстанской области». Редакционная коллегия: Сдыков М.Н., Гуцалов С.Ю., Бисембаев А.А.; издательство «Аруна» - 2010, Алматы 4.«На Яике – городок, на Урале – город». Составители: Белый А.И., Букаткин П.Р., Щербанов Н.М.;Уральск – 1988 5.«Мастера словесности в уральском крае». Умарова Г.С., Опря О.В.; Уральск – 2008 6.«Туристско – краеведческая экспедиция «Жайык-Урал», как форма экологического воспитания учащихся». Фомин В.П., Невзоров Г.Г.; Уральск – 2000 7.«Герои приуралья». Чесноков Н.Г.; Уральск – 1965 | |
Просмотров: 2089 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|