Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

Туризм как воспитательное средство всестороннего развития личности
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было.
Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше,
чем десять лет жизни дома.
А. Франс

Центральная задача нравственного воспитания – формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и других. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе спортивной деятельности. Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они не мыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю.
В обширном арсенале средств дополнительного образования, туризм имеет широкое поле воздействий, обращает на себя все более пристальное внимание именно как комплексное средство развития личности. Это и оздоровительная его направленность, и спортивная сущность. Туризм – средство, позволяющее сформировать и развить интеллектуальные возможности личности. Наконец туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально - волевых качеств личности, в том числе формирует нравственную культуру, воспитывает любовь к отечеству, помогает формированию высоких гражданских чувств, чувство долга, товарищества.
В течение учебного года воспитанники кружка «Туризм» совершают пешие и велосипедные прогулки по окрестностям г. Сарани, стали участниками экскурсии на близлежащие водоемы, на акватории Саранского водохранилища наблюдали за большими пеликанами, занимались рыбной ловлей. Важно подчеркнуть, что в туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разного возраста. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.
Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута. Благодаря этому турист не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но - учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность сов действий в работе.
Туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся к прекрасному, к природе и обществу, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать, окружающий мир. Для занятий туризмом необходимо иметь некоторый уровень подготовки, который позволит преодолевать довольно большие расстояния, кроме того, осуществлять пешие переходы необходимо в группе под руководством опытного педагога, который сможет обеспечить интересный отдых и сократить количество проблем, которые могут возникнуть при походе. В ряде случаев руководителю похода необходимо иметь не только навыки для выживания в природной среде, но и уметь управлять коллективом, а также находить общий язык с местными жителями.
Наиболее увлекательным для кружковцев стало участие воспитанников в летнем учебно-тренировочном сборе юных туристов, который проходил с 21 по 28 июня в г. Каркаралинске на территории Национального природного парка. В составе Саранской команды были 10 человек, среди них 4 девочки. В течении всего пути участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута, разводить костер, ориентироваться на местности, устанавливали палатки, укладывали рюкзаки. За весь период был пройден маршрут от поляны «Слетов» до озера «Шайтанколь», затем до кордона «Суық-Булақ» и г. Каркаралинск. Всего пройдено около 40 километров с полным снаряжением. Благодаря этому юные туристы не только усваивали элементарные приемы бытового труда, но и учились проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность совместных действий в работе. В соревнованиях по спортивному ориентированию, которые проходили там же, победила команда в составе: Яицкой О., Белоконь Д., Клюшникова Г., Газимова Р. В заключении сборов, 28 июня, провели соревнования по туристическому многоборью. В личном зачете победителями стали: Клюшников Г. – 1 место, Ненцинский Р. – 2 место, а почетное 3 место заняла Яицкая О, которая опередила многих мальчиков. 26 и 27 июля, на Саранском водохранилище, прошел учебный сбор по водному туризму. Воспитанники осваивали навыки хождения под парусом и владение веслами.
Для занятий с детьми туризмом необходимо обязательно знать и учитывать особенности физического развития, а также типа личности и темперамента ребенка. Необходимо знать в какой мере психологические особенности личности благоприятствуют, и насколько препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности.
Воспитательная функция туризма подчеркивает его большие возможности не только для физического и спор¬тивного совершенствования, но и для нравственного, эс-тетического, интеллектуального и трудового воспита¬ния. Притягательная сила туризма, высокие требования к проявлению физических и психических сил представ¬ляют широкие возможности для целенаправленного вос¬питания духовных черт и качеств ребенка.
Воспитательная работа в туризме строится на основе принципов целеустремленности, соблюдения высокой культуры общения и поведения, социальной активности, общественно полезной направленности, соответствия туристской деятельности возрастным особенностям, разносторонности туристкой деятельности.
Осуществление этих принципов в туризме формирует у детей социально мотивированные потребности и интересы, способствует развитию гармоничной личности.
Личность педагога оказывает огромное влияние на воспитательный процесс. Наиболее важными положительными качествами педагога должны быть: эмоциональная стабильность (отсутствие перепадов в настроении или умение скрыть их); целеустремленность в работе; оптимистическая реакция на трудности; последовательность в применении психологического стимулирования (подбадривание, похвала должны использоваться чаще, чем укор и возмущение); способность постоянно поддерживать высокое моральное состояние группы на маршруте и на тренировке; интеллигентность; способность настроить туристов на реализацию своих замыслов; умение не ронять авторитет ни при каких обстоятельствах; способность оказать помощь любой туристской группе, попавшей в аварийную ситуацию. Там, где педагог демонстрирует высокие профессиональные качества, смотрит далеко вперед в планомерной подготовке туристов, вникает в детали жизни своих учеников, постоянно работает с ними, уважительно и требовательно относится к ним, будет хороший психологический и нравственный климат. Формированием социально-психологического климата можно и нужно управлять.
Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что туризм во всех его формах может принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а, следовательно, и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для детей и взрослых, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.
Туризм как социально-культурное явление, и как спортивная деятельность является эффективным средством духовного и физического развития личности подрастающего поколения, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе.
Притягательная сила туризма, высокие требования к проявлению физических и психических сил, все это в сумме представ¬ляет широкие возможности для целенаправленного вос¬питания духовных черт и качеств ребенка. Достиже¬ние воспитательных целей зависит от социальной на¬правленности всей системы воспитания деятельности педагога. Туризм является обширной областью самовыраже¬ния, проявления и формирования определенных способ¬ностей, дарований, таланта, способствует подготовке ребенка к жизненной практике.
Категория: Краеведение | Добавил: nasekina_t (2016-05-20) E
Просмотров: 1792 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2025-06-24, 9:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru