Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение

Топонимика родного края
КГУ «Агротехнический колледж №2 с. Каменка, Сандыктауский район» управления образования Акмолинской области

Галиев Рустам Муратович 2 курс группа Ф – 22
Топонимика родного края
Направление:
Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: краеведение

Руководитель: библиотекарь Мельник Ирина Николаевна

2018 год
Оглавление

Абстракт……………………………………………………………………….. …...3 Abstract…………………………………………………………………………........5
Введение…………………………………………………………………….….........7
Исследовательская часть:
Географическое название……………………………………………………8
Разговор о топонимике…………………………………………………….9
Виды топонимов……………………………………………………………10
Нужно ли нам знать топонимику? ………………………………………..10
Неотложная задача…………………………………………………………11
Наши исследования ………………………………………………………..13
Каменка ……………………………………………………………………..16
Гидронимы Каменки………………………………………………………..19
Список топонимов …………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………...………………..21
Литература………………………………………………………………………..22

Абстракт

Все на Земле имеет свой адрес. Это нужно для того, чтобы отличить один объект от другого, точно указать его местоположение.
Географическое название рождается, в процессе функционирования может изменить форму и звучание, прожив свой век, умирает. Одни живут годами или десятилетиями, другие многими веками. Народы уходят, переселяются, но данные ими названия гор, рек, озер остаются в памяти тех народов, которые пришли им на смену. Во многих географических названиях сохраняются воспоминания об исторических событиях.
С детства мы слышим названия микротопонимов Каменки и нам
захотелось узнать:
- когда они появились;
- что обозначают;
- какие топонимы самые известные в селе;
- какие микротопонимы стали забываться.
Свою исследовательскую работу мы посвятили изучению топонимов и микротопонимов Каменки.
Цель исследовательской работы: собрать и изучить топонимы родного края. Доказать, что несомненна связь топонимики с историей.
Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы науки топонимики;
2. Организовать работу по сбору топонимов;
3. Провести социологический опрос среди учащихся по выявлению знаний по данной теме.
Методы исследования:
- изучение справочной литературы;
- опрос жителей села (разных возрастов);
- сбор топонимов и их систематизация.
Актуальность: Сегодняшний ученик - пленник современной цивилизации. Его жизнь протекает среди бетонных домов, асфальта и т.д. Он с удивлением рассматривает птичку, а цветы видит лишь стоящими в вазе. Проведённый опрос показал, что ученики хотели бы узнать больше об истории своего края. Нашу работу можно использовать на уроках краеведения, истории, географии, классных часах, музейных занятиях для воспитания у школьников любви и уважения к Родине, ее истории, родному краю и родной природе.

Abstract

Everything on Earth has its own address. This is necessary in order to distinguish one object from another, just to specify its location.
A geographic name is born, in the process of operation can change the shape and sound, having lived his life, dying. Some people live for years or decades, many others for centuries. The Nations go, move, but the data in them the names of mountains, rivers, lakes remain in the memory of those people, who came to replace them. In many place names are stored memories of historical events.
From childhood we hear the names of microtoponyms the Stove and we wanted to know:
- when they appeared;
- what do;
- what place names of the most famous in the village;
- what microtoponymy were forgotten.
Her research work we have devoted the study of place names and microtoponyms the Stove.
The purpose of research: to collect and study the places of their native land. To prove the obvious connection of place names with history.
To achieve this goal, we have identified the following research objectives:
1. Study of theoretical bases of the science of place names;
2. To organize the collection of names;
3. To conduct a survey among the students in identifying knowledge on the topic.
Research methods:
- study reference literature;
- survey of the residents of the village (different ages);
- collection of names and their systematization.
Relevance: Today's student - prisoner of modern civilization. He lives among concrete buildings, asphalt, etc. It with surprise considering the bird, and the flowers sees only standing in a vase. A survey showed that the students would like to learn more about the history of their land. Our work can be used at the lessons of local lore, history, geography, class hours, Museum lessons for the education of the students of love and respect to the Homeland, its history, native land and native nature.

«Топонимика — это язык Земли, а Земля есть книга, где история
человеческая записывается в географической номенклатуре»
Н.И. Надеждин.
Введение
Топонимика, говорят лингвисты, — составная часть языкознания.
Точнее — часть его части, учения об именах собственных, ономатологии.
Слова бывают разные. Есть среди них имена нарицательные — «ребенок» или «гора». Есть имена собственные — Петенька или Каирбек. Это известно всем. Но кто точно знает, какая между ними разница? «Разниц», то есть различий, много, но вот что особенно бросается в глаза: если мы сказали «ребенок» — всем понятно, про что мы говорим. Это слово можно без труда перевести на другие языки: по-французски — «анфaн», по-немецки — «Кинд», по-турецки — «чоджyк», по-японски — «кодoмо»... Попробуйте перевести на какой-нибудь язык слово «Ниночка». Ничего не получится: Ниночка останется Ниночкой даже у папуасов. Перевести имя собственное нельзя.
Слово «гора» легко объяснить другими словами: «огромный холм», «очень большая возвышенность», мало ли как? А вот имя любой горы — Килиманджаро или Эльбрус — вы так объяснить не сумеете. Эльбрус — это Эльбрус; слово ничего другого не значит. Это просто название единственной в мире горы. Вот этой. В чем тут дело?
Связывая с вещью какое-нибудь слово, люди относят его обычно не к одной такой вещи, а ко всем таким, как она. Они стараются передать в слове все, что у этих вещей одинаковое, общее. Птица — это каждое пернатое и в то же время не рыба, не зверь, не насекомое. Птицы все чем-то похожи друг на друга; это-то их сходство и воплощено в имени нарицательном: «птица».
Но иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один единственный, отметить не общее с другими, а как раз, что он все-таки сам по себе, особый. Тут мы оставляем слово (имя нарицательное) в стороне и пускаем в ход имя собственное. Все горы — горы, а Памир — особая гора, вот эта. Все мальчишки — мальчишки, а наш Васенька — особый, отдельный, единственный. В классе любой парень — ученик. Крикните: «Эй, ученики, ко мне!» — с места сорвутся сразу двадцать человек, кроме разве девочек. А скажите: «Ну-ка, Клюев, подойди сюда!» — и из-за парты с недовольным видом поднимается одно единственное существо. Разве только у вас учатся два брата или два однофамильца... В первом случае вы произнесли имя нарицательное, во втором — собственное. Первое значит: «каждый, кто учится», второе только: «этот вот мальчик».
Это — слово-указка, слово без вещественного значения. Клюеву, и Вадику Клюеву, и даже Вадиму Клюеву, может быть и пять, и тридцать лет. Он может быть дошколенком и космонавтом. Может быть отличным парнем и — так, дрянцом. По имени собственному вы о нем ровно ничего не узнаете. Это не единственное, но очень важное отличие.
Только люди? Нет, не только люди обладают собственными именами. Имена собственные могут принадлежать людям и вещам, предметам и явлениям природы. «Моська» и «Жучка», а рядом «Альпы» и «Памир», «Ваня» и «Маша», а тут же «Сириус» или «Вега» — яркие звезды нашего неба. Конечно, ономатология должна изучать все виды таких имен. Но, пожалуй, разумнее поручить исследование каждого их раздела особым специалистам. Есть «антропонимы» — имена людей и «топонимы» — названия рек, озер, городов, сел, улиц, горных хребтов, вулканов. Те живут своей жизнью, управляются своими законами, эти — своими. Так пусть же первыми ведает ономастика вообще, а вторыми — топонимика, учение об именах географических.
Географическое название
Все на Земле имеет свой адрес. Это нужно для того, чтобы отличить один объект от другого, точно указать его местоположение. По географическим названиям судят о прошлых миграциях населения, о контактах разных наций между собой. Во многих географических названиях сохраняются воспоминания об исторических событиях. Географическое название - прежде всего слово, хотя и не всегда сохранившее значение. Географические названия – важнейшие элементы карты. Они отражают природу ландшафта, говорят о характере заселения человеком новой территории, о природных богатствах и других географических особенностях территории.
Географические имена возникли в глубокой древности, их истоки лежат в первобытном обществе. Первобытный человек не обладал большим лексическим запасом, поэтому его возможности в присвоении названий были ограничены. Водой он называл и реку, и озеро, и море, а горой - и холм, и возвышенность, и хребет, и просто бугор. Тысячелетиями накапливались географические названия, количество их на земном шаре огромно.
Существуют географические имена, которыми пользуются лишь люди, живущие в какой-либо деревушке или на хуторе. Сюда относятся названия сенокосов, выгонов, рощ, прудов и т. д. Они могут стать широко известными, если на их месте возникнут крупные поселения, но могут быть и забыты, если население покинет эти места. Географическое название рождается, в процессе функционирования может изменить форму и звучание, прожив свой век, умирает. У одних длительность жизни исчисляется годами или десятилетиями, у других - многими веками.
Изучением географических названий, их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием, грамматическим оформлением занимается топонимика.
Разговор о топонимике.
Топонимика (от греческого topos – место и опута - имя, название) - раздел ономастики, исследующий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, функционирование, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трех областей знаний: географии, истории и лингвистики. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет ее топонимию.
Основное и главное значение и назначение географического названия – фиксация места на поверхности Земли.
Виды топонимов
По характеру объектов выделяются следующие виды топонимов:
ойконимы (греч. Oikos-дом, жилище) – название населенных пунктов;
гидронимы (от греч. hydros- вода) - название водных объектов;
оронимы (от греч. оros-гора) - названия гор;
дримонимы – названия лесов;
астионимы – названия городов;
годонимы – (от греч. Hodos – путь, дорога) названия улиц;
макротопонимы – названия больших незаселенных объектов;
микротопонимы – названия небольших незаселенных объектов;
антропотопонимы - (от греч.antropos – человек) названия географических объектов, произведенных от личного имени и др.
Нужно ли нам знать топонимику?
Топонимы, или географические названия, - это наша память о языке, истории и даже о доисторических временах. Топонимы собираются по специальным вопросникам и инструкциям, систематизируются, изучаются... И со стороны кажется, что это скучно, но на самом деле топонимика -увлекательная наука, полная тайн и головоломок…
Топонимические вопросы возникают сразу же за порогом дома. Едва лишь ребенок выходит на улицу, как он тут же узнает, что улица называется Рабочая или Абая. И мама, и папа, и бабушка стараются, чтобы малыш твердо запомнил улицу и номер дома, где он живет: мало ли что может случиться с маленьким человечком, если он начнет самостоятельно путешествовать. Так происходит знакомство с первым топонимом.
Позже маленький путешественник узнает, что его улицу пересекают другие улицы и переулки со своими собственными именами, что его родная улица заканчивается у большой площади, у которой тоже есть свое имя. А от площади идет большой проспект, ведущий к широкому мосту через реку, и у моста, и у набережных, и у проспекта тоже есть свои имена. Все они как бы объединяются именем города, от которого расходятся железные дороги и шоссе к другим городам, селам и деревням, к горам, озерам и морям…
Вот так с раннего детства мы входим в широкий мир географических названий. Они накапливаются в нашей памяти с каждым днем: имена ближних деревень и сел, имена соседних районов и областей, имена озер, рек, болот, островов, морей, стран встречаются в разговорах близких людей, в учебниках, книгах для чтения, в журналах и газетах… Должно быть, не без основания говорят, что культурный уровень в известной мере определяется и объемом знания географических имен, если, конечно, за каждым таким именем в воображении человека встает определенная картина какой-то страны или моря, озера или реки, города или горного хребта. А первой ступенью культуры, конечно, следует считать знание своей родины.
Когда кого-нибудь спрашивают, откуда он родом, то на этот вопрос обычно отвечают: «Я из Германии». «Я из России». «Я из Казахстана».
Или говорят так: «Я сибиряк». «Я с Урала». «Я из Сандыктау».
Ответ может быть еще точней: «Я москвич». «Я алматинец». «Я балкашинец».
Образы большого города или крохотной деревушки, дремучей тайги или бескрайней степи, берега моря или песков жаркой пустыни, скалистых гор или всхолмленной равнины, реки или озера, болота или сопок сразу же возникают в памяти человека, едва лишь он назовет место, где он родился или же где прошли годы его юности. Любой топоним, иногда даже не очень звучный и красивый, сразу превращается в волшебный ключик, открывающий шлюзы памяти.
С возрастом кругозор расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно, возникает желание узнать, что означают эти названия. Каждый из нас знает очень мало о топонимике своего отечества, родной области, района и даже родного города или села.
Для любителей топонимики их родные места представляют настоящий клад.

Неотложная задача
Сбор названий на местности — задача неотложная, так как многие местные названия забываются, названия полей часто заменяются номерами, селения переименовываются, исчезают ранее существовавшие объекты. Сохранить эти сведения не только интересно, но и очень важно и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это означает, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память.
Восьмая конференция ООН по стандартизации географических названий (Берлин,2002) обращает внимание на необходимость сбора и сохранения географических названий местных народов, сохранения названий, отражающих национальную и региональную самобытность… Казахстан является полноправным членом ООН. Это обстоятельство ставит перед учеными, практиками, исполнительными и представительными органами республики неотложную задачу по сбору, систематизации, изучению, унификации всего комплекса топонимии всех регионов Республики Казахстан.
В Казахстане появились научные монографии, сборники, популярные брошюры, в которых можно найти объяснение многих названий. Как правило, это названия наиболее значимых объектов. Поэтому внимание краеведов должно быть сосредоточено на изучении всех остальных названий, в том числе и так называемых микротопонимов, т.е. названий полей, лесов, сопок, урочищ, выгонов, улиц, колодцев, ключей и многих других объектов, известных лишь узкому кругу местных жителей. Все эти названия представляют для науки интерес нисколько не меньший, чем названия крупных объектов, а в некоторых отношениях, благодаря своей массовости, они имеют и большую ценность.
Практически не бывает бессмысленных названий. Процесс наименований — процесс народного творчества, неистощимого во все века и имеющего свои национальные и языковые особенности. Происхождение топонимов сельского округа было изучено с различных сторон: исторической, географической и лингвистической. Каждый топоним несет разнообразную информацию. На территории сельского округа сложились топонимы, отражающие уникальность природных объектов и историю его освоения. В ходе изучения топонимов были исследованы различные объекты номинаций: имена населенных пунктов, названия улиц, имена водных объектов, названия лесов, полей и объектов орографии.
Наши исследования.
В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, а что знают мои ровесники и другие ученики Каменской средней школы о топонимике вообще и о местных топонимах. Я решил провести социологический опрос и предложил жителям 4 вопроса:
1. Знаете ли вы, что означает топонимика, топонимы?
2. Знаете ли вы, что означает название нашего посёлка?
3. Знаете ли вы названия озёр, рек, сопок, лесов, расположенных вокруг Каменки и почему они так называются?
4. Нужно ли знать топонимы своего родного края и почему? (т.е. названия улиц, озер, рек, речушек, деревень).
Нами был опрошен 181 человек
Учащихся 1-4классов Учащихся
5-7 классов Учащихся
8-11 классов Жителей села в возрастеот 20 до 40 лет Жителей села в возрасте от 40 до
70 лет
35 45 37 40 24

В результате выяснилось, что многим (учащимся начального звена и взрослым) незнакомы такие понятия, как топонимика и топонимы. Но местные географические названия и их значения большинство из опрошенных знают. Все учащиеся считают необходимым знать названия географических объектов своей местности. Вот ответы, которые наиболее часто встречались:
1. Чтобы лучше знать свой край;
2. Чтобы рассказывать другим (друзьям, будущим детям, гостям);
3. Это наша культура и быт;
4. Это интересно.
Результатом этой работы стало составление списка топонимов для «Топонимического словаря Каменского сельского округа Сандыктауского района Акмолинской области». В составленный список топонимов включены 79 объектов номинаций. Многие названия изменили своё звучание за весь период истории, были адаптированы для удобства произношения. Собрав названия топонимов и узнав от местных жителей историю происхождения многих из них, а также лично изучив некоторые географические объекты, я пришёл к выводу, что названия не бывают случайными. В будущем я продолжу работу по изучению топонимов родного края, т.к. не все вопросы удалось решить, многие названия так и остались для нас загадкой (Чалпак, Кабачатник), но таких мало. Я планирую и дальше пополнять список топонимов и находить их объяснения. Результат моей исследовательской работы может быть использован учителями и учащимися при изучении предметов краеведение, история родного края, а также будет интересен для жителей нашего села, гостей и краеведов, пополнит материалы школьного общественного музея
Семёнов Тянь-Шанский сказал: «Народ невольно, но очень верно и последовательно отражает в названиях своих характерные особенности того естественного географического пейзажа, среди которого ему приходится жить».
Я убедился, что географическое название не бывает случайным, его дает общество. В одни эпохи давали названия преимущественно по природным или хозяйственным признакам объекта (Кирпичная сопка, Острая сопка, Широкая сопка, Больничная сопка, Большая, Мельничная сопка), в другие - чаще всего называли объект по его принадлежности владельцу (Попов лес, Шенцев лог, Каркарьин лес, Ергалиевский родник, Сухоносенковы околки, Устюжановы околки, Пархоменковы кустики); в третьи возобладали названия - посвящения, придающие ему идеологическую окраску (Кузяша).
Топонимы с тюркскими названиями уже практически не используются, так как уже более 30 лет нет многих аулов и поселений (Тасбулак, Жынажол, Айтов аул, Кузунбаев аул, Жандагуров аул). Реку с названием Атыжок многие каменцы называют на свой лад Тычок. Все остальные топонимы имеют русские названия, так как даны переселенцами из России.
В составленный общими силами топонимический список включены 79 объектов номинаций, у 72 удалось установить происхождение названий.
Из общего числа исследованных микротопонимов в количественном отношении выделяются:
дримонимы (названия лесов), они составили -18,99%;
оронимы (названия сопок) – 16,46%;
годонимы (названия улиц) – 16,46%;
ойконимы (названия населенных пунктов) – 12,66%;
гидронимы (название водных объектов) – 11,39%.
В ходе исследования было установлено, что более пожилое население знает больше топонимов и микротопонимов, чем молодое, а учащиеся начальных классов знают всего по 5-7 названий. Есть микротопонимы, которые знают почти все: Бурчало, Больничные сопки, Шенцев лог, Ергалиев родник, Чертов мост. Но есть и такие, которые знают единицы жителей: Чепуштанов лог, Белова яма, Заячьи ворота, Урочище Умар, Кабачатник.
Например:
Наименование объекта 1-4 классы
(Из 35 человек) 5-7 классы
(из 45 человек) 8-11 классы
(из 37 человек) Жители
(20-40 лет)
(из 40 человек) Жители
(40-70 лет)
(из 24 человек)
Бурчало 27 человек 40 человек 37 человек 40 человек 24 человека
Больничные сопки 18 человек 40 человек 37 человек 40 человек 24 человека
Голая сопка 7 человек 22 человека 26 человек 38 человек 24 человека
Шенцев мост 18 человек 31 человек 29 человек 40 человек 24 человека
Каиржанов лес 7 человек 16 человек 19 человек 31 человек 24 человека
Ергалиевский родник 12 человек 23 человека 27 человек 27 человек 24 человека
Долина гнева 10 человек 20 человек 27 человек 37 человек 24 человека
Чертов мост 7 человек 25 человек 27 человек 37 человек 24 человека
Качкарка 3 человека 6 человек 11 человек 27 человек 20 человек
Острая сопка 2 человека 6 человек 8 человек 15 человек 20 человек
Кузяша - 3 человека 6 человек 10 человек 18 человек
Булюктав - - 2 человека 7 человек 17 человек
Заячьи ворота - 2 человека 3 человека 6 человек 10 человек
Чепуштанов лог - - - - 6 человек
Белова Яма - - - - 4 человека
Кабачатник - - - - 2 человека

Географические названия Каменки и её окрестностей могут поведать о многом.
Каменка
Каменка, село, центр Каменской сельской администрации. Расположено
в 30 км. к Юго-Востоку от административного центра района – села Балкашино, 300 км. к Северо-Западу от Астаны. Основано в 1888 году и названо так потому, что вокруг села расположены каменные сопки. Каменку заселяли люди из разных российских губерний: Самарской, Пензенской, Тамбовской. Каменский сельский округ входит в состав Сандыктауского района Акмолинской области. На территории Каменки расположены следующие организации: ТОО «Каменка и Д», Каменская СВА, Каменская средняя школа, Каменский агротехнический колледж №2, пункт переработки зерна, почтовое отделение, электрическая подстанция, семь крестьянских хозяйств, семь частных предприятий. Через Каменку проходит автомобильная трасса Балкашино – Мариновка. Ближайшая ж.-д ст. Атбасар в 120 км.
Село раскинулось по обе стороны реки Саркырама.
Когда-то в начале ХХ века недалеко от Каменки было много небольших населенных пунктов, которых сегодня нет, но названия которых хранятся в памяти старожилов. Так в 6 км. на северо-восток находился аул Тасбулак, а рядом с ним казахское кладбище. У Кирпичной сопки был Айтов аул, по дороге в Тучное были Корзаков и Кузунбаев аулы, на месте Зиновеевки (которой сегодня тоже нет) был Песчаный аул. За Ключевкой на берегу Саркырамы располагался Жандагуров аул, за ним Саратовка и Христовка. На север по реке находились Ливановка и Зверевка. Голод и коллективизация привели к исчезновению этих сел.
И поныне сохранились такие названия как Погановка, Хохлятский край, Пьяный хутор, Поповская улица, Болото. Эти названия были связаны с жителями – выходцами разных губерний и уездов.
Поповская улица получила такое название из-за того, что на ней была расположена церковь, а рядом поповский дом. Здесь же, по инициативе отца Александра на деньги прихожан была построена больница. В 30-х годах с церкви сняли колокольню и здание превратили в склад, а улицу стали называть Больничной.
Сохранились с момента возникновения села и до наших дней названия Шенцев лог и Шенцев мост. История этих топонимов такова: с момента заселения и до сих пор у лога живет семья Шенцевых. Шенцев Игнат Карпович был среди ходоков, нашедших это место для будущего поселения. В возрасте 70 лет с тремя сыновьями Антоном, Николаем и Павлом переехал он в Каменку и поселился возле лога, на берегу которого посадил 12 саженцев вербы. Ухаживали за саженцами всей семьей. Постепенно верба стала разрастаться. Теперь это целая рощица. Со временем саженцы превратились в могучие деревья. Сейчас в нашей школе учатся его прапраправнуки.
Учащиеся Каменской средней школы посадили по берегам лога много тополей, которые и сейчас там растут.
А сколько у нас сопок! Вот их названия: Большая, Больничная, Дальние, Кирпичная, Голая, Широкая, Острая, Кузяша.
Особенно много толкований происхождения названия сопки Кузяша, расположенной на северо-западе.
1. Кузяша, потому что когда-то поля, лежащие у сопки, охранял сторож по имени Кузя.
2. Кузяша, потому что во время гражданской войны через Каменку проходили отряды колчаковцев, которые жестоко расправлялись с активистами. И у сопки расстреляли одного из них по имени Кузьма.
3. Другие рассказывают, что Кузьма сбежал от колчаковцев и скрывался на сопке.
На юго-востоке от Каменки давным-давно была Жангоросова сопка. Старые люди рассказывали, что так её называли в честь бая Жангороса, который на спор съел целого барана и выпил ведро сурпы. Потом эту сопку (перед революцией) стали называть Мельничная, потому что здесь была построена Кузьменкова мельница, от которой сегодня осталось только название.
Примерно в четырёх километрах от села находился каменный карьер «Кирпичная сопка». Северная и западная стороны сопки от её подошвы и до вершины покрыты лесом. Восточная и южная стороны оголены. Это облегчало добычу камня, который словно по заказу, сама природа уложила ровными рядами в виде кирпичной кладки. Отсюда и произошло название «Кирпичная сопка». Кирпичная сопка являлась государственным карьером и имела большое хозяйственное значение. Камень на постройку различных объектов в советское время брали не только каменцы, но и соседние совхозы.
Вокруг Каменки, чередуясь со степными участками и полями, расположились леса. Это сосновые боры и березовые околки. Многие участки леса имеют свои названия: Каркарьин лес, Бураков лес, Попов лес, Каиржанов лес, Булюктав, Жолпак, Умаров околок, Сухоносенков околок, Пархоменковы кустики, Лиман, Устюжановы околки, Круглый.
Многие названия сохранились с дореволюционного времени по фамилии их владельцев (Каркарьин, Бураков, Умаров, Сухоносенко, Пархоменко, Устюжанов). Попов лес, поповы земли, принадлежавшие попу. Каиржанов лес – по имени лесника Каиржана Шурманова, который жил с семьёй на лесном кордоне.
Лес Горельник расположен за Кирпичной сопкой. Когда то, во время пожара, лес полностью выгорел. Со временем появилась молодая поросль, превратившаяся в лесной массив и сохранившая название Горельник.
А ещё есть Заячьи ворота, которые знают все охотники. Это безлесый участок между двумя околками. Зайцы, почему то, очень любят это место, в зимнее время здесь много заячьих следов, целые заячьи тропы.
Все, кто приезжает в Каменку, проезжают по Чертовому мосту, пересекая долину Гнева. Почему долина Гнева? Об этом нетрудно догадаться, если пересекать её в зимнее время. Здесь всегда дует ветер, нанося большие снежные переносы. Средь ясного дня, подъезжая к долине, можно буквально окунуться в беспросветную мглу. А по окончании её оказаться в ясном солнечном дне. Чертов мост место, действительно, опасное. Мост находится на крутом повороте. Здесь часто бывают аварии. Сейчас мост каменный, а раньше он был деревянный, и когда повозка или машина двигались по нему, он шатался, прогинался, поскрипывал. Поговаривали, что под мостом сидели черти и пугали проезжающих.
Во все времена реки играли важную роль в жизни людей, это были пути передвижения, источники воды и пищи. Для кочевых тюркских народов это были важные ориентиры, места схождения племен с их многочисленными стадами. Гидронимы Каменки – Саркырама, Качкарка, Зеркалка, Горелое.

Гидронимы Каменки
Саркырама, река, левый приток р. Жабай. Длина 79 км., площадь водосбора1500 км.кв.. Берет начало в северо-западных Отрогах Жаксытуюкты.
Протекает по территории Сандыктауского района. Принимает два притока - реки Туюкты (17 км) и Атыжок – (51 км). Вдоль реки располагались села: Новодобринка, Сосновка, Каменка, Дорогинка, Красная Поляна, Арбузинка. В прошлые годы река была рыбная, без улова никто с реки не возвращался. Ныне же это забыли и мало кто вспоминает, как река вращала мельницы, маслобойки, как работала здесь небольшая электростанция (ГЭС), мощностью 100 кВт ( ныне не действует, но сохранились еще остатки стен).
Толкований этого слова несколько. «Не журчи» - одно из них, второе – река с водопадом. Оба толкования отвечают действительности. Небольшой водопад у на есть, и называется он Бурчало. А как он бурчит, желающие могут послушать, особенно весной.
Атыжок, река, правый приток р. Саркырама. Длина 51 км. Берёт начало с юго-вост. склонов горы Сандыктау. Протекает с севера на юг по территории Сандыктауского района.
Горелое, небольшое озеро, расположенное на северо-западе, которое постепенно зарастало, превратилось в болото, а сегодня практически высохло. Это озеро получило свое название, потому что лес вокруг озера выгорел, горел и торф, который образовался по берегам.
Кочкарка, небольшое озеро, расположенное на северо-западе от села. Своё название получило из-за множества кочек, которые были среди озера.
Зеркалка, плотина, перекрывающая лог, названа так за прозрачную воду.
В тихую солнечную погоду её поверхность сверкает как зеркало.
Список топонимов

1. Айтов аул
2. Атыжок
3. Белова яма
4. Болото (окраина)
5. Больничная сопка
6. Больничный родник
7. Больничная улица
8. Большой камень
9. Большая сопка
10. Булюктав
11. Бураков лес
12. Бурчало
13. Васильевский кордон
14. Васильевский родник
15. Голая сопка
16. Горелое озеро
17. Горельник (лес)
18. Дальняя Большая сопка
19. Дальняя Малая сопка
20. Долина гнева
21. Ергалиев родник
22. Жандагуров аул
23. Жангоросова сопка
24. Жолпак
25. Заячьи ворота
26. Зверевка
27. Зеркалка
28. Змеиная горка
29. Иквашка
30. Кабачатник
31. Каиржанов кордон
32. Каиржанов лес
33. Каменный родник
34. Каркарьин лес
35. Качкарка
36. Кирова (улица)
37. Кирпичная сопка
38. Корзаков аул
39. Ключевка
40. Ключевские леса
41. Ключевский родник
42. Круглый (лес)
43. Куйбышева (улица)
44. Кузунбаев аул
45. Кузьменкова мельница
46. Кузяша (сопка)
47. Ленина (улица)
48. Лесная (улица)
49. Ливановка
50. Лиман
51. Мельничная сопка
52. Молодежная (улица)
53. Московская (улица)
54. Набережная (улица)
55. Острая сопка
56. Пархоменковы кустики
57. Песчаный аул
58. Погановка
59. Попов лес
60. Поповская улица
61. Пьяный хутор
62. Рабочая (улица)
63. Саратовка
64. Саркырама
65. Строительная (улица)
66. Сухоносенковы околки
67. Тасбулак
68. Темный лес
69. Умаровы околки
70. Урочище Умар
71. Устюжановы околки
72. Училищные сопки
73. Христовка
74. Хохлятский край
75. Чепуштанов лог
76. Чертов лог
77. Чертов мост
78. Шенцев лог
79. Шенцев мост

Заключение
 В развалинах старой крепости в Монголии нашли однажды каменную плиту с такими словами: « Если что-нибудь существует на свете, то оно должно иметь своё имя или название, не может быть, чтобы что-нибудь существовало без названия».
 Ещё Конфуций сказал: «Название должно быть прочное и точное».
 Наши предки придерживались того же мнения, но со временем значение многих наименований либо утратилось полностью, либо приобрело множественный смысл.
 Географические названия - наше ценное историческое и культурное наследство. Их следует сохранить по возможности в неискажённых формах. Они служат ориентирами во времени и пространстве, создавая облик того или иного края.
 Дальнейшая активизация работы по топонимике, привлечение к ней широких слоёв учителей и учащихся совершенно необходимы для полного и глубокого познания всей совокупности географических названий нашей Родины.
Работу по изучению местных топонимов я продолжаю. Я описал вам не все топонимы нашего села, но думаю, что вызвал у вас интерес к географическим названиям. И в заключение, хотели бы привести слова Ферсмана: «Познавай свою страну. Свой край. Своё село, свою гору и речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речонки. Ведь из малого вырастает большое».

Литература:

Султаньяев О. А. Понятные непонятности. «Мектеп», Алма-Ата 1973
Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии. М., Просвещение 1981
Абдрахманов С. А. Актуальные проблемы топонимики Казахстана. География в школах и вузах Кахзахстана № 1., 2006
Мурзаев Э. М. География в названиях. М., Наука,1982
Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Москва 2002

Источник: http://Литература: Султаньяев О. А. Понятные непонятности. «Мектеп», Алма-Ата 1973 Поспелов Е. М. Топонимика в школьной геогра
Категория: Краеведение | Добавил: melnik_rustam17 (2018-11-23) | Автор: Ирина E
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru