Связь математики с окружающей действительностью способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор. Именно текстовая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, должна помочь учащимся начальных классов использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях. Только в таком случае школьники начинают осознавать роль математики в жизни и убеждаться в необходимости знаний по этому предмету. Наличие в содержании познавательного материала - одно из основных требований к текстовым задачам. Отсутствие его в тексте задачи отрицательно скажется на понимании роли математики в познании окружающей действительности, на развитии умения применять знания на практике и осуществлять связь с жизнью, на воспитательном значении текста задачи. Следовательно, отражение в текстовых задачах конкретной жизненной ситуации следует считать обязательным дидактическим принципом обучения. Мышление, культура, кругозор, интересы детей, проживающих в одном регионе Казахстана, отличаются от соответствующих качеств сверстников, проживающих в другом, хотя их способности к восприятию того или иного материала одинаковы, если исходить из накопленного ими жизненного опыта. Другими словами, один и тот же пример или задача, на основе которой разъясняется то или иное понятие, может восприниматься ребёнком не одинаково, так как реальное содержание текста задачи может оказаться близким к условиям одного из них, но менее близким к условиям другого. Отсюда и различный уровень восприятия и усвоения одной и той же темы, предусмотренной программой и учебником, в различных местах расположения школы. Именно поэтому следует обратить особое внимание на принцип краеведения в процессе обучения математике. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала детьми. Примеров много: это задачи-расчёты, информация о животном и растительном мире, выработке продукции, достижениях передовиков производства и т.д. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.
При подборе и составлении текстовой задачи нужно исходить из той функции, которую выполняет задача в учебнике в качестве основной. Если задача решается в момент усвоения нового материала, в момент объяснения новой темы, то содержание текста обязательно должно быть взято непосредственно из окружения ребёнка и, включать в себя понятные слова или выражения, чтобы ребёнок мог сосредоточить внимание на математической стороне вопроса.
Например, к теме «Сложение многозначных чисел» на переднем плане приведены задачи, где требуется найти расстояние между городами, которые находятся далеко от знакомого детям региона. Задача подобрана хорошо, сопровождается рисунком. Однако если исходить из обучающей роли, то содержание текста этой задачи для одних территорий можно считать подходящим, а других нет. Учитель, исходя из этих соображений, для объяснения темы может вместо этой задачи предложить задачу, отражающую местный цифровой материал, а задачу приведённую в учебнике решить на этапе закрепления. Для обучающихся Астаны и Акмолинской области можно взять направление: Астана – Кокшетау – Петропавловск с указанием расстояний между этими городами по железной дороге. Такая деформация основной задачи способствует повышению активности мышления обучающихся (реальные данные им пригодятся в жизни) и не влияет на функцию основной задачи. Конечно, учитель должен заранее готовиться, иметь реальные данные, чтобы в нужный момент изменить текст задачи. Замена задачи учебника своей задачей не должна вести к изменению дидактической функции оригинала, математическая суть её должна быть сохранена. А что касается вычислительных навыков, то от замены одних чисел другими вычислительные навыки не пострадают. Познавательный краеведческий цифровой материал, такой, как протяжённость рек местного характера, площади территорий, протяжённость территориальных границ села (города, района), нормы выработки, расстояния и т.д., даёт возможность дополнить задачи учебника своими не только на этапе усвоения нового материала, но и на этапе его закрепления. Если обучающиеся решали задачи из учебника на встречное движение или пропорциональное деление, то было бы интересно составить и решить ряд задач такого вида, используя цифровые данные местного характера. Причём эти данные, одни и те же количественные отношения могут быть использованы учителями в различных классах с учётом программного материала. Например, от Астаны до Караганды 210 км, от Астаны до Алматы 1200 км, от Кокшетау до Астаны 320 км. Такие данные познавательны, обучающиеся могут обратиться к ним в любой жизненной ситуации. Эти цифровые данные можно использовать при решении задач на разностное сравнение, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в прямой и косвенной форме, пропорциональное деление, нахождение двух чисел по двум разностям и т.д.; задач на встречное движение: «Из Астаны и Алматы одновременно вышли навстречу друг другу два автобуса и встретились через 8 часов. Каково расстояние между этими городами, если скорость одного из этих автобусов равна 70 км/ч, а скорость другого автобуса – 80 км/ч?» Такие задачи составляются вместе с учащимися при закреплении материала.
|