Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЁРНОГО ИРТЫША И РАЗВИТИЯ НА НЁМ СУДОХОДСТВА (18-19вв.). Иртыш является одной из самых больших рек Евразии, он берёт своё начало из ледников на юго-западных склонах Монгольского Алтая. Имея протяжённость 4284 километра, Иртыш протекает по территории Китая, Казахстана и России, в том числе длительность течения по территории Казахстана составляет 1700 километров./1/. На протяжении истории освоения Прииртышья реке давали различные определения. В литературе часто встречаются названия: Белый Иртыш, Тихий Иртыш, Быстрый Иртыш, Сибирский Иртыш, Степной Иртыш, Верхний Иртыш и другие. До впадения в озеро Зайсан река имеет название Чёрный Иртыш. Протяженность Чёрного Иртыша составляет 672 километра и протекает он в основном в пределах Китая./2/. История развития судоходства на Иртыше неразрывно связана с формированием единого централизованного Российского государства, колонизацией сибирского региона и продвижением в пределы казахских степей. Истоки развития водного транспорта на Верхнем Иртыше следует искать ещё в первой половине 17 века, когда совершались речные походы казаков за солью в район Прииртышских солёных озёр. На рубеже 17-18 столетий происходит активизация действий Российского государства по включению Прииртышья в сферу своего влияния посредством строительства укреплений и крепостей. Важную роль в продвижении и дальнейшей колонизации играл водный транспорт, на котором перемещались люди, доставлялся провиант, перевозилось военное снаряжение. Чёрный Иртыш, как часть большого Иртыша привлекает к себе внимание в 18 веке, когда по указанию российских властей начинается проводиться его исследование. В это время создаётся Западно-Сибирская граница Российской империи, российские власти предприняли меры по укреплению Иртышской линии, что бы таким образом предохранить от неприятельских набегов Колыванские, Воскресенские горные заводы. Укрепление границ было возложено на генерала-поручика И.И.Шпрингера, который в 1763 году был назначен инспектором войск, стоявших в разных местах Западно-Сибирской границы. Шпрингеру было поручено произвести топографические исследования, местностей лежащих выше Усть-Каменогорска и к северо-востоку от него, по которым предполагалось провести укреплённую линию границы. Задача была не из лёгких, в том числе и по политическим соображениям, требовалась осторожность и такой образ действий, который должен был убедить китайцев, что исследования Иртыша не могут отразиться на миролюбивых отношениях с соседями, с которыми уже были заведены торговые отношения./3/. Выполняя поручение, Шпрингер наметил три участка для топографических исследований. Первый представлял собой район, расположенный от устья Бухтармы вверх по Иртышу (Сибирскому и Китайскому или Чёрному с озера Зайсан). Второй участок шёл к северо-востоку от Усть-Каменогорска по Ульбе до Чарыша на Катунь, Бию и к городу Кузнецку (Новиковский форпост). Третий заключал в себя Киргизскую степь от станца Пятирыжского, степью к реке Селенты, через реку Чидерту к Баян-Аульским горам; затем к Ямышеву и дальше по Иртышу к устью реки Курчум./4/. Первый участок считался самым важным. Для его исследования была создана экспедиция, которую возглавили по указанию Шпрингера инженер-прапорщик Зеленой и поручик Генезер, который во время путешествия вёл дневник. Путешествие происходило в 1764 году, дневник поручик начинает вести 30 июля, к сожалению, в дневнике нет данных характеризующих судно и лодки экспедиции как плавательные средства, но имеются точные характеристики реки Иртыш, как транспортной артерии. Известно, что экспедиция шла на большом судне, при котором было несколько гребных лодок, одна из них была потеряна в процессе продвижения. Судно было оснащено бичевой и завозными якорями, в состав экспедиции входила судорабочая команда и топографические служители. Инструменты размещались на большом судне, а на лодках транспортировали съестные припасы. Топографические исследования начались с устья Бухтармы и продолжались на протяжении 576 вёрст 199саженей. Исследуемую местность можно разделить на три участка: 1. Нижний Иртыш 243 версты 178 саженей, участок пройден в 18 дней с 30 июня по 18 июля. Второй участок с 18 июля по 22 июля и с 29 июля по 2-е августа - берега Нор-Зайсана 263 версты 14 саженей. Третий участок -Верхний Иртыш (Чёрный) обследован с 22 июля по 29 июля, протяжённость 70 вёрст./5/. Вот так описывается движение по Чёрному Иртышу в дневнике Генезера: «22 июля судно шло завозом, а бичевой никак невозможно, берега низкие и водой потопило, а по ним камыш, мелкий лес течение быстрое. Ширина 70 саженей, глубина 4-12 футов. Судовой ход весьма трудный, во многих местах мели и карчевник, также и сухого бечевника быть не может, а по берегам камыш и осока. В дальнейшие дни также путь был трудный, берега заросшие, течение быстрое, местами мели и острова. По Чёрному Иртышу от устья экспедиция двигалась на протяжении семи с половиной дней, последний день пути пришёлся на 28 июля 1764 года. «28 июля шли по протоке с великой нуждой. Тут вышли на Большой Иртыш, где течение имеет в одном собрании (русле) 72 саженей, глубина до 12 футов. По течению на правом берегу поставили большой деревянный крест для знаку, от коего места по недостатку провианту возвратились обратно вниз по реке Иртыш а всего отошли от устья в семь дней с половиной 80 вёрст, а судовой ход был весьма трудный, а если вперёд посылать для разведывания, то подлежит поделать лодки небольшие, в которых через малое время и до вершины реки Иртыш разведать способно»/6/. По окончании исследования верховьев Иртыша Шпрингер командировал Зеленого в Петербург для доклада. Об этом факте сообщает И.Г.Андреев в своей домовой летописи: «В зимнее же время находился в Омской крепости у сочинения планов и наложения на оные прожектов, ибо к весне поехал с планами и прожектами от генерала-поручика Шпрингера в Петербург инженер-прапорщик Зеленой»./7/. В целом, делая оценку уровня развития судоходства по Чёрному Иртышу в 18 веке можно сказать, что российской стороны сколько-нибудь интенсивного сообщения по этому участку реки не было, проводились лишь исследования этого района. В 19 веке в Прииртышском регионе, по сравнению с веком 18-м, коренным образом изменяется политическая ситуация и социально-экономические условия. Прииртышье становится составной частью Российской империи. Вопрос о судоходстве по Чёрному Иртышу волнует представителей купечества, которые были заинтересованы в торговле с Западным Китаем и Монголией, вопрос этот также был в сфере внимания чиновников царской администрации. В 19 веке начинается время экспедиций в верховья Иртыша с целью исследования возможности или отсутствия условий для судоходства, в том числе и парового, с последующим развитием торгового сообщения с западными районами Китая. Первая такая попытка принадлежала полковнику Н.И. Зряхову, который в 1863 году из города Омска на 20-сильном пароходе «Ура» отправился в Нор-Зайсан, поднялся по Чёрному Иртышу до реки Кальджир. Н.И.Зряхов во время плавания вёл дневник, в нём описывалось состояние реки, в плане пригодности или непригодности её для пароходного сообщения. В 1896 году Начальник Томского округа путей сообщения инженер барон Б.А.Аминов поднялся на пароходе Тюмень до устья реки Алкабек, то есть до китайской границы, а в 1899 году он повторил свою экспедицию на пароходе Зайсан уже за пределы русской границы./8/. По распоряжению генерал-губернатора Западной Сибири Казнакова в 1879-1880 гг. верховья Иртыша посетил Е.П. Михаэлис. Задача исследователя заключалась в изучении условий судоходства по Тихому Иртышу и озеру Зайсан. В отчёте, составленном для Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества, учёный характеризует условия, в которых проходило водное сообщение на Верхнем Иртыше, есть сведения затрагивающие условия судоходства и по Чёрному Иртышу. Чёрный Иртыш впадает в озеро Зайсан, которое имеет длину 80 вёрст и ширину 25 вёрст, глубина в глубокую воду не более 6.1/4 аршин, дно ровное, берега сплошь поросли камышом. В начале лета Чёрный Иртыш судоходен на большом протяжении до устья Бурчума, во второй половине августа уже в 15 верстах от устья открываются перекаты, через которые могут проходить суда с углублением не менее 4 четвертей. Эти сведения Михаэлиса были получены опросным путём, так как от основательных исследований всего Чёрного Иртыша пришлось отказаться по причине натянутых отношений с Китаем. Более детально учёный исследовал нижнее течение Чёрного Иртыша и его устье. Он сообщает, что Чёрный Иртыш в то время имел три устья: северное и южное были мелководны и доступны лишь для лодок, среднее же глубоко. На устье Чёрного Иртыша не было бара, глубокое русло 12 четвертей вдавалось далеко в озеро, между двумя мелями так, что присутствие последних требовало сноровки от водоходца, желающего попасть из озера в Чёрный Иртыш./9/. Плавание карбазов с Чёрного Иртыша в Тихий Иртыш было затруднительно, вследствие преобладания противного ветра. Рыболовы, пускаясь на обратный путь, поджидали обычно восточного ветра и отваливали, как он задует, даже ночью, ночью попасть в устье Чёрного Иртыша невозможно. Для развития пароходного сообщения на Чёрном Иртыше были необходимые условия, в том числе и обеспечение пароходов того времени топливом, Михаэлис сообщает о наличии по берегам множества тополя и талу, которые использоваться могли в качестве дров. Естественно, что развитие плавания затруднялось перекатами, быстрым течением, наличием мелей, карчевника и проблемами российско-китайских отношений. В результате регулярного судоходства по Чёрному Иртышу и в 19-веке обеспечено не было. Более интенсивное судоходство в регионе начинается в 20-м веке. Список литературы 1.Физическая география Республики Казахстан. Алматы, 1998.С.79. 2.Зырянов И.С. Верхний Иртыш. Новосибирск, 2003. С.62. 3.Записки Семипалатинского подотдела, Западно-Сибирского отдела русского географического общества. Выпуск 6. Семипалатинск 1912. С.1. 4.Там же С.2. 5.Там же С. 7. 6.Там же С. 43. 7.Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. Алматы, 1998. С.135. 8.Центр документации новейшей истории ВКО. Ф.14. о.1. д.110. л.19. 9.Михаэлис Е.П. Условия судоходства по Тихому Иртышу и озеру Зайсан. Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества. Семипалатинск, 1914.С.7. | |
Просмотров: 3615 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|