Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
Научно-исследовательская работа. « Судьбы хитросплетения». Автор: ученица 9 класса Аманова Дина Ергалиевна Научный руководитель: учитель географии Вебер Светлана Сергеевна Научный консультант: Гайнутдинова Альбина Касимовна Учитель истории I категории школы № 22 г .Костаная. Введение. Самым главным богатством любой страны всегда считался народ. Народ распахивал поля и сеял хлеб, он же строил дома и разводил скот, он же защищал родную землю в случае надобности. Конечно, всегда имелись люди, изучающие исторических личностей- людей, которые оставили след в истории страны, мира, планеты… Мы же хотим вписать ещё одну страничку в историю нашего села. История села- это в первую очередь история его жителей. Дело в том, что в нашем селе проживает много семей, которые долгое время проживали в Китае. Как они туда попали, что заставило их покинуть родину и приехать в Казахстан -мы и пытались выяснить. И пусть тема не покажется мелкомасштабной – из таких вот маленьких сёл и людей, живущих в них, можно сложить целую мозаику – страну, из стран сложить регионы, из регионов – весь мир. Цель проекта: исследование истории переселения потомков забайкальских казаков в Казахстан, установление его причин и влияния на развитие села. Задачи исследования: -Исследовать историю переселения забайкальских казаков Казахстан - Установить причины двойного переселения -Изучить влияние представителей этноса на становление села. Таким образом, мы совершим небольшую экскурсию в село Комсомольское, познакомимся с потомками забайкальских казаков и узнаем их историю обретения родины. 1. Русское Трёхречье. 1.1 Начало русского Трёхречья. Теперь на земле Трехречья от его почти вековой русской истории остались русские рубленые избы, в которых живут китайцы, пепелища от русских православных церквей, русские кладбища без крестов да русские названия деревень, произносимые на китайский лад. Теперь уже общеизвестно, что район северо-востока Китая в судьбе русского народа сыграл особую роль, став пристанищем для многих сотен тысяч россиян, волею судьбы оказавшихся вне своей исторической родины. Первое массовое появление русских здесь было связано с началом строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). В ту пору полоса отчуждения вдоль железной дороги приняла тысячи русских семей, осевших в пристанционных поселках и начавших освоение прежде совершенно пустынного края. Грянувшая в начале XX века русско-японская война, а затем исход беженцев из России в гражданскую войну сформировали на территории Маньчжурии диаспору российской эмиграции, насчитывавшую несколько сот тысяч человек. Трехречье выделялось не только потому, что там было сосредоточено больше русского населения, было больше деревень, оно имело более давнюю русскую историю, но самим укладом жизни оно представлялось, как сохранившийся до августа 1945 г обособленный район забайкальского казачества. По Нерчинскому договору 1689 г левые притоки Аргуни отошли к России, правые - к Китаю Таким образом, все правобережье Аргуни юридически и исторически было китайским (маньчжурским), но этнически - чисто русским с давних времен и практически до наших дней. Когда первые казачьи караулы были основаны на Аргуни, территория по ее правому берегу была заселена лишь редкими кочевыми племенами тунгусов, ороченов, солонов, дауров и монгол. С давних времен казаки-аргунеи, привлеченные благодатью и красотой правобережья Аргуни, косили там сено, пасли и зимовали со скотом на заимках по договору с китайскими властями, часто за символическую плату. Установить точную дату поселения русских в Трехречье невозможно из-за отсутствия достоверных документальных источников. Начало коллективизации и большевистский террор 30-х годов сделали этот период годами массового притока русских, главным образом забайкальских казаков, в Маньчжурию, в том числе и Трехречье. Казаки бросали родные станицы и поселки и массами уходили за Аргунь от голода, произвола и насилий. В то время возникли и разрослись многие деревни, как правило, вокруг существовавших издавна заимок и охотничьих избушек. Кто-то с дореволюционных времен имел здесь большие стада, кто-то сумел перегнать свои табуны через Аргунь в гражданскую войну, но большинство людей пришло сюда с одними котомками. Однако благодаря казачьему укладу жизни, основанному на принципах демократии, общинного землепользования, трудолюбия, взаимовыручки и братской поддержки, не обремененному тяжестью налогов, край этот очень быстро расцвел и обеспечил людям высокий достаток Понятие "бедность" стало весьма относительным: бедняком считался тот, у кого во дворе было менее 30 голов скота и он освобождался от поселковых налогов. В немалой степени процветанию хозяйства способствовали благодатные природные условия края. Вокруг заимок первопоселенцев со временем на момент расцвета Трехречья в 1945 г выросли 19 полнокровных деревень практически со стопроцентным русским населением, русским казачьим укладом жизни, традициями, нравами, обычаями• Драгоценка, Дубовая, Ключевая, Тулунтуй, Караганы, Попирай, Щучье, Покровка, Верх-Кули, Усть-Кули, Лабдарин, Чилотуй, Светлый Колуй, Барджакон, Лапцагор, где проживала семья моего прадеда, Верх-Урга, Усть-Урга, Ширфовая и Нармакчи. Во многих деревнях были построены православные храмы (в том числе и старообрядческие), возле каждой деревни со временем образовались кладбища-погосты. 1.2 Жизнь забайкальских казаков в Китае. Главной единицей местной власти был департамент. Он находился в г.Хайларе. Платили натуральный налог: скотом, птицей, зерном. Документов русским никаких не выдавали. Через год после переселения, в 1931 году, Маньчжурия практически без боевых действий была оккупирована японскими войсками. Японские власти сформировали марионеточное китайское государство - Маньчжоу-Го. Практически в каждом русском селе появляются японские войска, строятся казармы, оборонительные сооружения. И это понятно, ведь рядом советская граница. Но японская оккупация не внесла особых перемен в жизнь русских переселенцев. Сопоставляя факты, можно даже предположить, что при новой власти несколько уменьшились налоги. Отношение властей к русским было нейтральным. В армии Маньчжоу-Го призывали практически все мужское население, проживающее в Маньчжурии: китайцев, монголов, уйгуров, бурятов и других, но русских не трогали. Японцы в жизнь поселений не вмешивались, казармы находились на их окраинах. В 1939 году на монголо-китайской границе в районе реки Халхин-Гол советские и монгольские войска разгромили японскую и маньчжурскую армию, но русские об этом практически ничего не знали, хотя боевые действия проходили почти рядом (от Трехречья до Халхин-Гола 150-200 км). Правда вспоминают, что в этом году видели в городах Хайларе и Харбине большое количество раненых японцев и китайцев. Удивительно, но наши соотечественники почти ничего не знали и о Великой Отечественной войне, которую вел Советский Союз. Граница была наглухо закрыта, вестей из России не поступало, а местные власти их тоже не распространяли по понятным причинам. И опять интересный факт. В 1945 году, когда советские войска перешли китайскую границу, японцы известили местное население о возможных боях и сами ушли из Трехречья практически без сопротивления. По подсказке японского офицера русские переселенцы на своих избах вывесили большие белые флаги. Русские встречали своих соотечественников со смешанным чувством: и радость, и тревога: «А что дальше?» После освобождения Китая от японцев и завершения второй мировой войны в Китае разразилась гражданская война между правительственными войсками генерала Чан Кайши и коммунистической армией Мао Цзэдуна. Война закончилась в 1949 году. Образовалась Китайская народная республика во главе с КПК (коммунистической партией Китая). Жизнь переселенцев еще несколько лет не менялась, но потом все резко изменилось. Перемены шли с большой Родины, особенно после смерти Сталина. В советском консульстве в г.Харбине стали выдавать свидетельства о рождении советского образца. Фактически это говорит о предоставление советского гражданства. В селах открываются русскоязычные школы. Открываются клубы. В Хайларе и в Харбине открываются семилетние и десятилетние русские школы. В деревнях - только начальные. Кокухин И.М., который работал учителем русского языка в нашей школе в 80-ые годы, начинал работу именно там. Советское влияние усиливалось. Работники советского консульства практически не выезжают из русского района. Идет осторожная пропаганда советского образа жизни. Русские дети повязывают красные галстуки. Начинаются перемены и в китайском обществе - коллективизация крестьянства. Макаров П.Г.рассказывал: «В 1954 году в Трехречье стали образовываться коммуны, это китайские колхозы. В них предложили вступить и всем русским, но мы отказались. И тогда нам вежливо и настойчиво стали предлагать выехать в СССР». 1.3 Возвращение. Напрашивается вопрос, почему же наша страна была заинтересована в возвращении своих бывших соотечественников на родину? Во-первых, СССР потерял в войне 27 млн. человек, а в Китае, по данным журнала «Азия и Африка сегодня», к 1955 году проживало до 600 тыс. русских (в Маньчжурии около 400 тыс., а в Трехречье – 25 тыс.). Во-вторых, в середине 50-х годов в Советском Союзе начинается освоение целинных и залежных земель, требующее больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому большинство переселялись не в Сибирь, а в главный целинный край - Казахстан. Уезжали второпях. Быстро продавали скот, имущество, дома. Продавали очень дешево китайцам-переселенцам из южных провинций. Что не смогли продать - бросили. Прабабушка даже спустя много лет плакала при рассказе о том, как выгнали скот, лошадей, овец на пастбище и уехали. Китайская сторона предоставляла автомашины, на которых переселенцев довезли до станции Отпор. На китайском поезде доехали до советской границы, пересели на советский поезд и добрались до места назначения. Вот так в 1955 году в совхозе имени Ильича появилась целая община русских переселенцев из Китая. А в Китае, тем временем, изменился и общий облик Трехречья: распаханы некогда бескрайние степи, появилось много новых мелких китайских поселений, восточную лесную его часть пересекла железная дорога, интенсивно ведутся лесные разработки, появились горные разработки угля, золота и полиметаллов, исчезло былое изобилие лесного зверя и рыбы. Утратил свое значение как административный центр поселок Драгоценка (Саньхэ), но вырос поселок Лабдарин, превратившись в город Аргунь, взявший на себя административные функции. 2. Новая жизнь. 2.1Обустройство. Приехали в Казахстан из далекого Китая семьи Кокухиных, Макаровых, Ерохиных, Ивановых, Жуковых и многих других, Макаров Петр Григорьевич мой прадед, рассказывал: «Приехал вместе с семьёй. Сначала жили в бараках, работали как все. Хлеб давался тяжело: спали не больше двух часов в сутки, причем тут же, в поле. Но это не страшило: в семьях «китайцев», как их называли, привыкли работать. Согревал теплый прием местных жителей – семей Ильясова А.И, Соковича, Куанышева Ж.Н, Казанова Г.А, Кошлич М.Д, Абдибекова Ж, Трапезникова В.И. Среди встречавших были и родственники моего отца– ата и аже. Так в моих жилах смешалась кровь двух народов. Помогали добрыми советами, вдали от родных земель им всем была необходима, прежде всего, душевная поддержка. На новом месте всем нашлось применение – никто не оказался «за бортом». 2.2 Вклад переселенцев из Китая в развитие села. Конечно, спустя полвека после переезда из Китая, бывшие переселенцы уже давно не чужие. Здесь родились их дети, появились внуки и правнуки. Но все-таки, даже сейчас, они немного отличаются от остальных жителей села как внешностью, так и своими характерами и образом жизни. Что интересно, это передается и их потомкам. Люди очень трудолюбивые, ответственные, высоко профессиональные, многие - лучшие в селе механизаторы и животноводы. В советское время многие из них были передовиками, имели правительственные награды, были на Доске Почета. Сипкина Вера Петровна – повар, неоднократная победительница соцсоревнований. Фотографии Ерохина Александра Евграфовича не сходили с доски Почёта в 80-ых и ныне он не уступает молодёжи - в 2011 году был признан лучшим сварщиком села. После обретения независимости основали некоторые потомки переселенцев, радуясь такой возможности, крестьянские хозяйства, соединив хлеборобскую жилку и любовь к родной земле, приютившей когда-то их предков. Это Какухин Владимир, Жуков Василий Гаврилович, Кокухин А. и другие. Более десяти лет работает в нашей школе Любарская (Ерохина) Татьяна Александровна – талантливый педагог, прививающий любовь к родине своим ученикам. Уж в её - то семье знают, как трудно терять родную землю. Казахстан стал для её предков той самой землёй обетованной, а для неё – родиной, единственной и неповторимой. Русские из Китая прекрасно знают свою родословную и передают ее своим детям. Хранят историю своих вынужденных переселений. В их семьях много смешанных браков, таким образом, происходит ассимиляция русского и казахского народов. Они радуются тому, что у детей и внуков есть родина. Мы очень рады, что представился случай лучше познакомиться с этими людьми. Их жизненные принципы, верность своим убеждениям вызывают у нас глубокое чувство уважения к ним и их многолетним традициям. Заключение. Сейчас в нашем селе проживают представители всех семей, приехавших когда-то. Основная масса потомков забайкальских казаков никуда не переехала, не покинула землю, ставшую для них родиной, даже в тяжёлые перестроечные годы. 2012 год, двадцатилетний юбилей, «китайская» русская диаспора встречает, радуясь тому, какой наша страна стала. Им, прирождённым аграриям и скотоводам, поистине «другой такой страны не надо, где так вольно дышит человек…» Сегодня мы рассказали об одной из сотен историй о переселении. Все они разные, но их объединяет одно - счастливый конец. А эту отличает то, что это не просто история переселения, а история обретения родины. Список использованной литературы. 1.»Новая и новейшая». № 6,1993 год; «Наука»; Москва. Ледовских А.М. «На дипломатической работе в Китае в 1942-1952 гг.». 2. Аблова Н.Е. «История КВЖД и Российская эмиграция в Китае (I половина XX века)». Минск, БГУ, 1999 год. 5. А.Бузунов. «Союзная газета», «Судьбы русской диаспоры». (Из истории русской эмиграции в Китае). 6 Кайгородов В.М. Русские в Трехречье… С. 146; Он же. Потерянная земля… С. 20. 7. В.В.Перминов «Начало и конец русского Трехречья». 8. RUS-SKY.RU. 9. www.predistoria.org | |
Просмотров: 1727 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|