Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
Тема статьи: «Роль школьного краеведения в современной школе» Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей И нет желанней ничего, чем образ края моего. К. Бальмонт В последние годы в казахстанской школе поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения. К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». Эта мысль не потеряла своей актуальности и до настоящего времени. Повышение интереса к школьному краеведению в настоящее время обусловлено двумя основными факторами: «Закон об образовании» предусматривает национально- региональный и школьный компоненты среднего образования. В практике современной школы существует два подхода к изучению к своего региона. При реализации первого подхода выделяется региональное содержание географического образования, а при использовании второго - региональный компонент географии. Ещё один вопрос, который необходимо решить при изучении краеведения, какую территорию следует включать в понятие “родной край”? Этот вопрос должен решаться в первую очередь. От того, какую территорию мы сюда включим, и будут определяться рамки и подробности краеведческого изучения. В одних случаях краем называют ближайшие окрестности школы, которые доступны для постоянного и непосредственного наблюдения. В других — территорию расширяют до границ района или области. Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение территории края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и научную обработку. Независимо от того, будет ли происходить изучение сплошное или через ключевые участки, в краеведческой работе могут применяться все основные методы краеведческого исследования: литературный (использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории), полевых наблюдений, картографический (работа с картой в целях раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории края), статистический (отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей), визуальный (непосредственные наблюдения (обозрение) изучаемых явлений и предметов), анкетный и личных бесед(местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений). В школьном краеведении изучаются природные особенности, основные черты населения и хозяйства своего края. б) Изучение природы: Изучение природных условий края (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, почвенный и растительный покров, а также животный мир) изучаются в курсе физической географии 6 и 8 классов. Сосновый реликтовый бор нашего села. в) Изучение населения и хозяйства: Изучение населения, хозяйства и населенных пунктов своего края составляет существенную часть школьного краеведения. Эта тема в основном изучается в курсе географии «Население Казахстана», «Хозяйство Казахстана». Учащиеся 9 классов в школьном музее. Таким образом, сделав вывод, что школьное краеведение, является одним из обязательных компонентов современной школы, я, как патриот свое малой Родины веду курс краеведческий работы, то есть краеведческий кружок, который с удовольствием посещают учащиеся 8 - 9 классов. «Научную продукцию» своей работы я всегда связываю с тем, что касается моего района, поэтому за основу работы мною была взята тема, связанная с агропромышленным комплексом (так как район – аграрный). Изучение агропромышленного комплекса своего края помогает лучше понимать специфику производства всего комплекса, его проблемы и перспективы развития, помогает углубиться в хозяйственную деятельность и научиться пользоваться полученными знаниями. Учащиеся 8-9 классов на одном из занятий кружка. Кружок носит прикладной характер обучения. Спецификой содержания географического кружка является то, что программа ориентирована непосредственно на конкретную местность (сельскую). Формирование у подростков села знаний о природном, культурном и хозяйственном наследии родного края, развитии их гражданственности и патриотизма - основная цель внеклассной работы. Для достижения цели, я и члены кружка выполняем следующие работы: - повышаем знания о природном, культурном и хозяйственном наследии родного края; - получаем новые знаний о современных технологиях в сельском хозяйстве и в целом в АПК, о технологии ведения сельского хозяйства; - ознакамливаемся с методами организации познавательно - исследовательской деятельности по изучению родного края; - обогащаем эмоционально – ценностного взаимодействия за счет непосредственного взаимодействия с объектами природного, культурного и производственного наследия; - школьники участвуют в экономической и социально – значимой практической деятельности по изучению, восстановлению и охране существующих объектов. Внеклассная работа способствует формированию знаний у школьников о природном и культурном наследии, о сельском хозяйстве и отраслях, входящих в агропромышленный комплекс; учитывает их интересы, склонности и способности; способствует созданию познавательной, ценностной, деятельностной основы для его последующего рассмотрения в рамках различных профильных курсов старшего звена школы, в которой работаю я. Работа содержит в себе не только теоретические знания – о географическом положение своего края, о периодах освоения территории региона, о культурном наследии, климатических особенностях села, водных, лесных, почвенных ресурсах своего края, но и практические умения: определение типов почв на местности, умение правильно обрабатывать почву, наблюдать за изменением погоды, определять возможность выращивания сельскохозяйственных культур и животных в определенных климатических условиях, познакомиться с технологией выращивания подсолнечника, умение выбирать средства защиты и борьбы с вредителями. Анализируя успеваемость, убеждаюсь в том, что краеведческий материал всегда вызывает интерес со стороны учащихся, они активно занимаются поисково - краеведческой работой. Таким образом, школьное краеведение: активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся, укрепляет любовь к познанию своего края, что является важным в формировании конкурентоспособной личности школьника. Картосхемы «Агропромышленный комплекс Бородулихинского района» (авторы: учащиеся 8-9 классов школы) | |
Просмотров: 4950 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|