Главная » Статьи » В помощь учителю » Краеведение |
Заочная экологическая экспедиция «Казахстан – земля предков» Литвинова лилия Эльбрусовна, учитель истории Паевская Светлана Владимировна, учитель физики ГУ «Детский сад-школа-гимназия №46» Цель: - создание условий, способствующих формированию и воспитанию экологической культурыучащихся; Задачи: - ознакомление учащихся с экологическими проблемами окружающей среды Республики Казахстан; - воспитание активной жизненной позиции в решении проблем экологии; - овладение правилами грамотного поведения в природе, быту. Место проведения: Этнографический комплекс «Карта Казахстана «Атамекен» г. Астана (возможно проведение мероприятия в библиотеке, школьном кабинете и т. п. при обязательном наличии физической, территориально-административной и экономической карт Казахстана) Возраст участников: 12-17 лет • Подготовительный период. 1. Исследовательская работа. - обсуждение и утверждение перечня экспедиционных объектов экологической тревожности на карте «Атамекен» /г. Астана; Бурабай; Семипалатинский полигон; Аральское море / 2. Создание творческих групп по основным направлениям (5 - 8 человек): - «Историки» - изучение, обработка исторических сведений о рассматриваемых объектах экспедиции; - «Экологи» - исследование теоретического материала по экологической ситуации на выбранных объектах; - «Эксперты» - предложение способов решения экологических проблем в данных регионах; - «Просветители» - подбор и систематизация материала, освещенного в художественной литературе, затрагивающего вопросы по данной теме. • Рекомендации для творческих групп по подготовке проведения мероприятия: - консультации с учителями, которые в процессе преподавания своего предмета рассматривают вопросы по данной проблеме; - для получения дополнительной информации - сотрудничество с родителями, работающими в сфере защиты окружающей среды, коммунального хозяйства, ТЭЦ, СЭС; - для расширения кругозора - использование научно-публицистической, художественной литературы по данной теме; - разработка и подготовка тезисов «Экологического манифеста» • План проведения мероприятия: 1. Вступительное слово учителя – объяснение цели, задач заочной экспедиции и освещение работы каждой творческой группы. 2. Проведение экскурсии по выбранным объектам представителями творческих групп по своему направлению. 3. «Круглый стол»: обсуждение тезисов по теме «Сохраним землю предков»; выпуск плакатов и их презентация; выработка основных положений «Экологического манифеста» /работа в помещении/. 4. Рефлексия: «свободный микрофон». 5.Практический выход: домашнее задание - выставка фотографий, отражающая работу творческих групп; конкурс рисунков по проблемам экологии; подготовка портфолио по материалам заочной экологической экспедиции для дальнейшего применения его на уроках естественно-гуманитарного цикла. 6. Заключительное слово учителя – подведение результатов работы. • Ход проведения мероприятия. «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Вступительное слово учителя. Заочная экологическая экспедиция проходит в этнографическом комплексе «Карта Казахстана «Атамекен». В Конституции РК сказано: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни человека» (ст. 31). Н. А. Назарбаев, выделяя приоритетные цели и задачи развития Казахстана, большое внимание уделяет принципам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с мировыми стандартами. Заключая контракты с иностранными партнерами, как отмечает президент, необходимо в первую очередь отстаивать интересы нашего государства в экологической сфере, в разумном использовании природных ресурсов. Цель нашей заочной экспедиции: знакомство с объектами экологической тревожности Казахстана и внесение предложений для решения экологических проблем в данных регионах. /Освещение работы каждой творческой группы/. «Просветитель» 1. От южного Урала до Алтая, Где рассветает в яблонях весна, Лежит страна от солнца золотая, И Казахстаном называется она. Природа нашего края прекрасна и разнообразна - это величавые горы, со своими снежными шапками, озера с холодной водой, прозрачные ключи, многообразие растительного и животного мира. Природа – сад, а люди в нем – цветы. Не сбережешь ее, не будешь жив и ты. «Просветитель» 2. На протяжении многих тысячелетий человечество пыталось приспособиться к окружающей среде и приспосабливало ее к своим нуждам. «Взаимоотношения человека и Природы, - как остроумно заметил Станислав Лемм, - чем-то напоминают взаимоотношения хозяина и паразита. Чрезвычайно эффективное использование паразитом ресурсов хозяина неизбежно приведет к гибели и хозяина – Природы, и его паразита - человечества». Природа не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Сохранишь природу - сохранишь себя. Улучшишь природу - сделаешь свою жизнь лучше. Наш первый объект – столица Казахстана город Астана. «Историк» 1. В 1830 г в урочище Карауткуль (правый берег р. Ишим) прибыл отряд из 200 казаков под командованием подполковника Ф. Шубина. Целью было открыть внешний округ при урочище Ак-Мола, названный так по белой известковой сопке, сохранившей на своей вершине следы погребения (белый мазар, белая святыня). В 1832 г поселение Акмолинск получило статус города. В 1997 г Акмола объявлена столицей. По Указу Президента 1998 г. Акмола получила название Астана, а в 2000 г было принято постановление «О генеральном плане развития города Астаны». Начинается экономическое и культурное развитие столицы. «Эксперт» 1. Для сохранения экологического баланса была выработана программа защиты здоровья столицы «Здоровая окружающая среда». (Обращение к экскурсантам) Какие основные экологические проблемы можно выделить в Астане? (Обобщая предложения – делает вывод) Загрязнение воздуха, загрязнение воды в р. Ишим, проблема шума. «Эколог» 1. Воздух в Астане очень загрязнен. Основная причина загрязнения - автомобильный транспорт. Исследования ученых показали, что состав вредных веществ в выхлопных газах зависит от рода применяемого топлива, режимов работы двигателя и его технического состояния. Сейчас медикам хорошо известно, какое пагубное влияние оказывают на организм человека различные компоненты пылегазовых выбросов. Окись углерода - оказывает вредное действие на эритроциты. В итоге может наступить кислородное голодание, влияющее на центральную нервную систему: возможны головокружения, тошнота, судороги, обмороки, сонливость. Окись азота - раздражающе действует на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Формальдегид – поражает центральную нервную систему. Соединения свинца – яды, поражающие все живые ткани. Сажа – как и пыль, засоряет дыхательные пути. «Эксперт» 1. (Обращение к экскурсантам) Какие меры и способы борьбы с загрязнением воздуха от автотранспорта можно использовать? (Обобщая предложения – делает вывод) Способы борьбы с загрязнением воздуха от автотранспорта: регулировка двигателей; более полное сгорание топлива; разработка и внедрение экологически более «чистых» двигателей; электромобиль – он не токсичен и не огнеопасен. «Эколог» 2. Другая причина загрязнения – это выбросы промышленных предприятий города. ТЭЦ 1 и ТЭЦ 2 г. Астаны выбрасывают в атмосферу около 46000 тонн вредных веществ. Эти газы содержат азот, диоксиды углерода и серы, тонны летучей золы, не «пойманной» электрофильтрами. Ливневые стоки с территорий ТЭЦ, загрязненные отходами и содержащие ванадий, никель, фтор, фенолы при попадании в р. Ишим влияют на качество воды. Таким образом, ТЭЦ существенно влияют на окружающую среду Астаны и на состояние биосферы в целом. «Эксперт» 2. (Обращение к экскурсантам) Какие меры профилактики должны проводиться в городе? (Обобщая предложения – делает вывод) Меры профилактики: контроль за состоянием атмосферы; поиски и внедрение альтернативных видов топлива; посадка зеленых насаждений, применение электрофильтров; более усовершенствованные типы пылеуловителей; разработка проектов преобразования солнечной энергии в электрическую. «Эколог» 3. Появление новых отраслей промышленности, использование различных химических средств в быту и в сельском хозяйстве, рост городского населения, развитие всех видов транспорта существенно увеличили и усложнили состав сточных вод. Вода в р. Ишим бурая, мутная с неприятным запахом и плывущими по поверхности бензиновыми пятнами. В основном реку загрязняют многочисленные стоки, которые сбрасывают предприятия, расположенные близ реки. А вот бензиновым пятнам Ишим обязан не только бензоколонкам, но и несознательным автовладельцам, которые моют свои машины в ее притоках. (Обращение к экскурсантам) А чем вредна бензиновая пленка для реки? (Обобщая ответы – делает вывод) Это не простой загрязнитель. Такая пленка нарушает газообмен между воздухом и водой, и водные организмы не получают достаточно кислорода. А рыбы? Здоровой рыбу обитающую в Ишиме назвать никак нельзя. Во время контрольных заловов ученым-экологам постоянно попадаются рыбы с различными уродствами – опухоль, слепота, телескопия, рыбы с нарушениями окраски. Так что пугающие рассказы о рыбах-мутантах имеют вполне реальные основания. «Эксперт» 3. (Обращение к экскурсантам) Какие меры и способы борьбы с загрязнением р. Ишим можно применить? (Обобщая предложения – делает вывод). Повышение культурного уровня людей; создание добровольных отрядов экологической полиции; улучшение очистительных сооружений. «Эколог» 4. Еще одна экологическая проблема – шумовое загрязнение окружающей среды. Шум - это всякий мешающий звук. Основные источники шума в городе - автотранспорт, рельсовый транспорт, шум машин на стройках. Воздействие сильного шума отрицательно влияет на слух и оказывает глубокое раздражающее действие на весь организм, вызывая головную боль, повышение усталости. Шум становится причиной преждевременного старения в 30 случаях из 100 и сокращает жизнь людей в крупных городах на 8 - 10 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного и психического истощения. Шум мешает людям работать и отдыхать. Шумовое загрязнение окружающей среды считается не менее важной проблемой, чем загрязнение воздуха. «Эксперт» 4. (Обращение к экскурсантам) Как можно снизить уровень шума в городе? (Обобщая предложения – делает вывод) Для защиты людей от влияния городского шума необходимо регламентировать его интенсивность и время действия. В целях борьбы осуществляется: размещение промышленных сооружений и аэропорта на необходимом расстоянии; улучшение конструкций транспортных средств; внедрение малошумных технологических процессов. Снижают уровень шума полосы зеленых насаждений. Проблема снижения шума – это комплексная программа, которая проводится в нашем городе. «Историк» 2. «Казахская Швейцария», "Жемчужина Казахстана", «Синегорье - край синих гор» называют Боровое (Бурабай) за красоту, обилие озёр, богатый растительный и животный мир (Экскурсанты подходят к объекту Боровое). «Просветитель» 3. Когда Аллах создавал мир, то одним народам он дал озера, другим - высокие горы, третьим - тучные поля и дремучие леса, а казахам -только степи. Казахи стали просить Аллаха уделить им хоть частицу великолепия природы. Но всемогущий не захотел отдавать то, что осталось у него в мешке. Тогда на помощь казахам поспешил сказочный герой, весельчак Алдар-Косе. Он предложил Аллаху поиграть в прятки. Чтобы было, где прятаться в голой степи, попросил Алдар-Косе у Аллаха хоть маленькую горку, и тот насыпал посреди степи холмы. В разгар игры Алдар-Косе незаметно проделал в мешке дырку, и оттуда посыпались на степь горы, озера, изумрудные луга, ключи со студеной водой. Горы покрылись лесом, лес населился зверями и птицами, озера - рыбой, луга - насекомыми и бабочками. «Эколог» 5. Мы привыкли называть этот уголок «жемчужиной». Но озеро Боровое уже давно окрестили «цветным» за его зеленовато-болотистый цвет. Илистое дно засасывает моментально, а о прозрачности воды и говорить не приходится. Другая проблема - проблема мусора, который бросают отдыхающие. А для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового мешка - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - около 1000 лет. «Эксперт» 5. (Обращение к экскурсантам) Какие способы избавления от мусора вы бы предложили в курортных зонах? (Обобщая предложения – делает вывод). Устройство специально оборудованных мест для отходов; в дальнейшем утилизация на мусороперерабатывающих заводах; специальный контроль и штрафные санкции за нарушение чистоты; отряды добровольцев-экологов, организующих экологические субботники. Тогда мы сохраним для потомков эти уникальные места. «Просветитель» 3. «Первыми улетают птицы… Последней уходит надежда» (народная мудрость). Следующий наш объект - Семипалатинский полигон. «Природу нужно любить, но не надо ее покорять и подчинять. Это не возможно. Природа жестоко мстит человеку за вмешательство». Р. Сейсенбаев «Историк» 2. Официально Семипалатинск родился в 1718 г., с основанием российской крепости. Раньше здесь находился джунгарский город Доржинкит, в котором было семь «палат»-дворцов. Особый памятный скорбный день 29 августа - день первого взрыва на ядерном полигоне, созданном в 1947 г. Ранним утром 1949 г. казахская земля пробудилась от оглушительного взрыва. Люди смотрели в небо на огромный воздушный «гриб» – это было началом трагедии всего народа Казахстана, последствия которой ощущаются и сейчас. Горы Делеген и Маржик, где расположен Семипалатинск, являются продолжением Сары-Арки - колыбели уникальной степной культуры. Здесь проводились подземные ядерные испытания. «Просветитель» 3. Ролан Сейсембаев в произведении «День, когда рухнул мир…» писал: "…И - тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она - вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу - в ноги, в грудь, в лицо; …земля вздымалась, как необъезженный конь; …Я видел… - огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветием красок. Страх и удивление в единственный миг сковали мою душу… Стонали горы, с грохотом катились огромные камни, скрипели, гнулись деревья… Земля вновь задрожала, теперь еще сильнее, она билась, как в падучей, и сердце мое билось - вниз-вверх, вниз-вверх, и душа замерла… На меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками … И казалось, что наступил конец света… Город Семей - Семипалатинск! Родной, пыльный, малоприметный, с этого дня ты стал известен во всем мире! Семипалатинск… Семей… Невада… Полигон… Атом… Испытания… воскликну: "Это чудовищно! Не дай бог, если это когда-нибудь применяет против людей. Нельзя такого допустить…» «Историк» 3. С 1949 по 1990 гг в семипалатинских степях было произведено 465 ядерных взрывов, в. ч. 116 – в атмосфере, в процессе которых было произведено 607 ядерных взрывов. В 1955 г. на полигоне прошли испытания первой водородной бомбы. В 1989 году поэт и трибун О. Сулейменов возглавил антиядерное движение "Невада - Семипалатинск". В 1991 г. Указом Президента Н. Назарбаева Семипалатинский полигон был закрыт. «Эколог» 6. Последствия радиационного облучения отразились и на третьем поколении. Смертность от заболеваний возросла в 7 раз, наблюдались снижение деторождаемости, рост психических заболеваний. И сейчас среди жителей распространены: анемия, туберкулез, аллергия, кожные поражения. Ученые ставят диагнозы тяжелейших заболеваний - онкологических, сердечно-сосудистых, умственной и физической неполноценности. «Эксперт» 6. Сейчас проводятся меры по ликвидации последствий ядерных взрывов: жителям, нуждающимся в медицинской помощи, оказывается бесплатное лечение и снабжение необходимыми лекарственными средствами. «Просветитель» 1. Крупнейшие водоемы Казахстана – Арал, Каспий, Балхаш столкнулись с серьезными экологическими проблемами по вине человека. За два десятилетия планета Земля лишилась Аральского моря, которое просуществовало 132 млн. лет (Экскурсанты подходят к объекту). «Историк» 4. Аральским (с тюркского – «остров») море стали называть при Петре 1. По сведениям персидских путешественников это море раньше называлось Хорезмским. Залежи соли на побережье привлекали к себе внимание русских купцов и промышленников – соль называли «белым золотом». На первой русской карте Арал был назван «Синим морем». «Эколог» 6. Но с начала 60-х гг уровень воды в море сильно падает в связи с интенсивным забором вод Амударьи и Сырдарьи для сельского хозяйства. Площадь высохшего дна моря свыше 26 тыс. кв. км; 2/3 – солончаки. Ежегодно горячий ветер выносит около 26 млн. тонн солей, разнося их до полутора тысяч километров. Теперь соль не «белое золото», а «белая смерть». Высыхающий водоем оказывает отрицательное влияние на природные и социально-экономические условия окружающих территорий. «Эколог» 7. (Обращение к экскурсантам) Какие проблемы возникли с обмелением Арала? (Обобщая ответы - делает вывод) За эти годы уникальный, ценнейший в экологическом и экономическом отношении Арал обмелел и утратил свое рыбохозяйственное и транспортное значение. Странная картина - корабли среди солевой пустыни. Фактически погибли все виды рыб, гибнут тугайные леса, гибнет один из уникальнейших заповедников на острове Барсакельмес. Из гнездившихся в начале века 131 вида птиц в настоящее время сохранилось не более 30. Идет сокращение пастбищ и пахотных земель. Города пустеют, села исчезают, работы нет…. Возникли проблемы со снабжением жителей питьевой водой (Обращение к экскурсантам) К чему могут привести такие социальные условия населения? (Обобщая ответы– делает вывод) Безработица; нищета; значительный рост заболеваемости жителей, особенно инфекционными и онкологическими заболеваниями. «Эксперт» 6. Проблема Арала уже 30 лет находится в центре внимания. Восстановить Аральское море в прежнем виде невозможно. В настоящее время возможно лишь сохранение нынешней водной территории. «Эколог» 8. Остров Возрождения. Что известно о нем? Здесь с 1936 г. испытывалось биологическое оружие. Чума, сибирская язва, оспа, туляремия - вот неполный перечень болезней, которые культивировались на маленьком островке. Тогда же остров исчез с географических карт. Тем временем на острове отстроили небольшой город - Аральск-7, морской порт, аэродром. И все - по соседству с крупнейшим в мире полигоном бактериологического оружия, где в лабораторных и полевых условиях испытывали на животных особо устойчивые штаммы чумы и сибирской язвы, созданные методом генной инженерии. Это самая опасная форма наступательного биологического оружия, от которого практически нет защиты. «Историк» 5. Полигон был закрыт в апреле 1992 года, и началась его новейшая история. Бесхозный полигон стал не лучшим приобретением двух молодых стран. Его большая, южная часть принадлежит Узбекистану, а северная – Казахстану. Все тревожнее проблемы острова. В связи с обмелением Арала о. Возрождения увеличился в несколько раз и фактически стал полуостровом. На казахстанскую часть острова сегодня приходится около 700 кв. км, где сохранились захоронения биологического оружия. Что будет, если остров Возрождения соединиться с сушей? Вопрос до сих пор остается открытым… «Эксперт» 6. Проанализировав ситуацию, можно прийти к неутешительному выводу – сегодня район Аральского моря – район экологической катастрофы. «Просветитель» 4. «Тревога о природе никогда не исчезнет, а если исчезнет - так вместе с природой». Завершена заочная экологическая экспедиция. Стихи, которые прозвучат как напоминание о том, что человек частица Природы, написаны Сердюковой Любовью Григорьевной, внучка которой является участницей данного мероприятия. «Земля моя! Цвети всегда! Для нас и наших поколений. И счастье солнечным лучом Наполнит узы вдохновенья. Прислушайтесь, как плачет мать-Земля, Прося защиты от беды т горя. Иначе взбудоражится она , И мы окажемся в ковчеге Ноя. От нас зависит наша жизнь На этой солнечной планете. И пусть не гаснет наш очаг, И радостно смеются дети» • «Круглый стол» - групповая работа, презентация результатов работы. • Рефлексия - высказывание своего мнения о работе заочной экспедиции; пожелания и рекомендации о проведении подобных мероприятий. • Практический выход: домашнее задание • Заключение. Учитель подводит результаты работы. • Приложение. «Экологический манифест» «Тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали. Брошенный бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над собственной головой. А потому - не навреди! Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на мир людей и мир природы. Мы – за науку и технику здоровья и жизни. Мы – против науки и техники разрушения. Наше «НЕТ»: войнам; любым битвам с Природой! Наше «ДА»: миру и спокойствию; сохранению биосферы; экологической культуре! Мы заявляем: люди обязаны знать правду о состоянии своего вечного дома. Его сохранение – в их интересах. Впереди огни благополучия. Путь к ним нелегок, борьба тяжела. Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма!» (По материалам работы эколога Н. Ф.Реймерса) Источник: http://Литература. 1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995. 2. Алексеев С. В., Андреева Н. Д. Ученые в области наук | |
Просмотров: 1359 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|