Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира по теме "Охрана растений и животных" - 4 класс
Ленкова Е.П.
учитель начальных классов КГУ «нсш № 31»

Тема: Охрана растений и животных
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
Задачи урока:
Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с мерами по охране природы;
Развивать познавательный интерес;
Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе
Ход урока
I Организационный момент.
II Подготовка к основному этапу.
1. Объявление темы.
- Тема нашего урока – «Охрана растений и животных»
Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые наносят люди природе.
Гибнут растения, животные, некоторые из них просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь живой природе? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.
Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Михаил Пришвин писал
“Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу значит - охранять Родину”.
В конце урока мы с вами попробуем составить правила гостей леса.

2. Проверка домашнего задания.
- На предыдущем уроке мы говорили о роли животных в жизни человека.
У вас на партах лежит задание. Работа в парах.

_________________ __________________ ___________________

_________________ Роль животных ___________________

________________ ___________________ ____________________
Игра «Да» «Нет»
Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет –
□ Растения не относятся к живой природе.
□ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи.
□ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека.
□ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»?
□ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей.
□ Животные участвуют в распространении семян.
□ Хищные животные являются санитарами леса.
□ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»?
□ Растения опыляются только при помощи ветра.
□ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Взаимопроверка.
III Получение новых знаний.
1. Беседа.
- Вы, наверное, не раз были в лесу. Какая там атмосфера? (спокойная)
Какие звуки издаёт лес? (пение птиц, шелест трав) Звучат голоса птиц.
- Мы говорили с вами, что в природе все взаимосвязано, ничего не случается просто так. Животные в природе живут своей жизнью. Сколько растений берет у природы травоядное животное? Сколько травоядных животных берет у природы хищник? (столько, сколько может съесть).
- Что будет, если хищники перестанут съедать больных животных? Травоядных животных?
- Если мыши и белки перестанут есть желуди?
2. Разбор ситуаций.
- Все изменяется, когда в лес приходит человек. В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет растительный и животный мир. С давних пор человек использовал древесину для строительных целей, для изготовления мебели, бумаги, для отапливания помещений. Собирал лекарственные растения, охотился на животных. Но в последнее время бесконтрольное использование растений человеком приводит к истреблению лесов, а лес – это дом для животных, следовательно вырубка лесов, распашка полей приводит к гибели животных, а мер по восстановлению лесов проводится недостаточно. Значит, получается, что человек берет от природы больше, чем отдает ей.
- Что нарушается?
(экологическое равновесие)
- Сейчас мы с вами рассмотрим несколько экологических проблем, которые происходят в результате хозяйственной деятельности человека. 3 пары работают самостоятельно, читают отрывки из произведений и определяют экологическую проблему.
Ситуация 1.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

- Какую экологическую проблему раскрывает это стихотворение? (проблему убийства животных)
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Как исправить эту ситуацию?
В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.
Ситуация 2.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит.
- Стыдно перед соловушкой, - тихо сказала Лида.
- Какая проблема угрожает природе, если все будут поступать как Оля?
(загрязнение природы)
- Что нужно сделать, чтобы этой проблемы не было?
Ситуация 3.
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Какой поступок человека стал бедой для леса и его жителей?
(лесной пожар)
- Как избежать этого?
Ситуация 4.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
- О какой экологической проблеме идет речь? (вырубка лесов)
- Что человек должен делать, чтобы восстановить экологическое равновесие?
 Вырубка лесов Посадка деревьев
 Загрязнение природы Очистка зон отдыха
 Лесные пожары Тушить костры
 Браконьеры Охрана животных
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложили назад.
- Люди рвут красивые растения просто так, животных истребляют ради меха или мяса. Бабочек – за красоту, лягушек – за то, что не нравится внешний вид.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все и я и ты, если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали очень редкими, а некоторые их виды находятся под угрозой полного исчезновения. Все это заставляет человека думать о сохранении всего живого на Земле.
Начиная с 1950 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все они вымерли по вине человека. Например, птица дронт, от нее не осталось даже чучела, морская корова или ламантин – она исчезла через 27 лет после того как о ней узнал человек. Так же много растений исчезло с лица Земли.
К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению).
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
- Для чего нужна Красная книга?
Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.
Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
- Лес – это дом для зверей и птиц. Когда мы приходим в лес, мы приходим в гости. А как нужно вести себя в гостях?
Правила гостей природы:
 Не срывать цветов
 Не ловить бабочек
 Не уносить домой детёнышей
 Не оставлять мусор
 Тушить костры
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: Аксу-Джабаглы, Алматинский, Западно-Алтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет множество растений.
Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
3. Работа по учебнику.
Чтение статьи с. 102 – 103
IV. Итог.
Назовите причины уменьшения численности растений и животных.
Как помочь природе?
 Делиться знаниями о необходимости охраны природы.
 Сделать кормушку, скворечник.
 Посадить деревья.
 Не рубить елки в Новогодние праздники.
 Не ломать деревья, ветки и не давать это делать другим.
Домашнее задание.
По группам
Тема следующего урока «Красная книга Северного Казахстана»
1. Найти и выписать исчезающие виды растений и животных Северного Казахстана
2. Составить несколько предложений на тему «Береги природу!»
3. С. 102 – 103 вопрос 2
4. Нарисовать знаки - лозунги, сохраняющие природу.
Северо – Казахстанская область
г. Петропавловск
Категория: Начальная школа | Добавил: Леена (2013-03-27) | Автор: Ленкова Елена Петровна
Просмотров: 8367 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru