Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Ленкова Е.П. учитель начальных классов КГУ «нсш № 31» Тема: Охрана растений и животных Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. Задачи урока: Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с мерами по охране природы; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе Ход урока I Организационный момент. II Подготовка к основному этапу. 1. Объявление темы. - Тема нашего урока – «Охрана растений и животных» Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые наносят люди природе. Гибнут растения, животные, некоторые из них просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь живой природе? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить на уроке. Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Михаил Пришвин писал “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу значит - охранять Родину”. В конце урока мы с вами попробуем составить правила гостей леса. 2. Проверка домашнего задания. - На предыдущем уроке мы говорили о роли животных в жизни человека. У вас на партах лежит задание. Работа в парах. _________________ __________________ ___________________ _________________ Роль животных ___________________ ________________ ___________________ ____________________ Игра «Да» «Нет» Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет – □ Растения не относятся к живой природе. □ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи. □ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека. □ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»? □ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей. □ Животные участвуют в распространении семян. □ Хищные животные являются санитарами леса. □ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»? □ Растения опыляются только при помощи ветра. □ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы. Взаимопроверка. III Получение новых знаний. 1. Беседа. - Вы, наверное, не раз были в лесу. Какая там атмосфера? (спокойная) Какие звуки издаёт лес? (пение птиц, шелест трав) Звучат голоса птиц. - Мы говорили с вами, что в природе все взаимосвязано, ничего не случается просто так. Животные в природе живут своей жизнью. Сколько растений берет у природы травоядное животное? Сколько травоядных животных берет у природы хищник? (столько, сколько может съесть). - Что будет, если хищники перестанут съедать больных животных? Травоядных животных? - Если мыши и белки перестанут есть желуди? 2. Разбор ситуаций. - Все изменяется, когда в лес приходит человек. В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет растительный и животный мир. С давних пор человек использовал древесину для строительных целей, для изготовления мебели, бумаги, для отапливания помещений. Собирал лекарственные растения, охотился на животных. Но в последнее время бесконтрольное использование растений человеком приводит к истреблению лесов, а лес – это дом для животных, следовательно вырубка лесов, распашка полей приводит к гибели животных, а мер по восстановлению лесов проводится недостаточно. Значит, получается, что человек берет от природы больше, чем отдает ей. - Что нарушается? (экологическое равновесие) - Сейчас мы с вами рассмотрим несколько экологических проблем, которые происходят в результате хозяйственной деятельности человека. 3 пары работают самостоятельно, читают отрывки из произведений и определяют экологическую проблему. Ситуация 1. Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица. Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря; Ведь небо без птиц — не небо, А море без рыб — не море! И земля без зверей — не земля. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце — сердце человечье. - Какую экологическую проблему раскрывает это стихотворение? (проблему убийства животных) Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Как исправить эту ситуацию? В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Ситуация 2. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит. - Стыдно перед соловушкой, - тихо сказала Лида. - Какая проблема угрожает природе, если все будут поступать как Оля? (загрязнение природы) - Что нужно сделать, чтобы этой проблемы не было? Ситуация 3. Забывчивый охотник на привале Не заметал, не затоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел. Как вспуганная стая белок рыжих, Он заметался от ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. - Какой поступок человека стал бедой для леса и его жителей? (лесной пожар) - Как избежать этого? Ситуация 4. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал. - О какой экологической проблеме идет речь? (вырубка лесов) - Что человек должен делать, чтобы восстановить экологическое равновесие? Вырубка лесов Посадка деревьев Загрязнение природы Очистка зон отдыха Лесные пожары Тушить костры Браконьеры Охрана животных Физминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули и кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем Крылья сложили назад. - Люди рвут красивые растения просто так, животных истребляют ради меха или мяса. Бабочек – за красоту, лягушек – за то, что не нравится внешний вид. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все и я и ты, если мы сорвем цветы. Опустеют все поляны И не будет красоты. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали очень редкими, а некоторые их виды находятся под угрозой полного исчезновения. Все это заставляет человека думать о сохранении всего живого на Земле. Начиная с 1950 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все они вымерли по вине человека. Например, птица дронт, от нее не осталось даже чучела, морская корова или ламантин – она исчезла через 27 лет после того как о ней узнал человек. Так же много растений исчезло с лица Земли. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению). Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. - Для чего нужна Красная книга? Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. -Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась. Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.) Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. - Лес – это дом для зверей и птиц. Когда мы приходим в лес, мы приходим в гости. А как нужно вести себя в гостях? Правила гостей природы: Не срывать цветов Не ловить бабочек Не уносить домой детёнышей Не оставлять мусор Тушить костры Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: Аксу-Джабаглы, Алматинский, Западно-Алтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет множество растений. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. 3. Работа по учебнику. Чтение статьи с. 102 – 103 IV. Итог. Назовите причины уменьшения численности растений и животных. Как помочь природе? Делиться знаниями о необходимости охраны природы. Сделать кормушку, скворечник. Посадить деревья. Не рубить елки в Новогодние праздники. Не ломать деревья, ветки и не давать это делать другим. Домашнее задание. По группам Тема следующего урока «Красная книга Северного Казахстана» 1. Найти и выписать исчезающие виды растений и животных Северного Казахстана 2. Составить несколько предложений на тему «Береги природу!» 3. С. 102 – 103 вопрос 2 4. Нарисовать знаки - лозунги, сохраняющие природу. Северо – Казахстанская область г. Петропавловск | |
Просмотров: 8354 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|