Цель мероприятия: формировать представления учащихся о настоящих друзьях, способствовать формированию добрых взаимоотношений между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам. В результате занятия участники смогут: - сформулировать понятие «друзья», - приобретут навыки работы в группе. Ход занятия. - Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое настоящие друзья. Узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях. - Мне хотелось задать вопрос вам, что такое настоящие друзья? Поработайте в группах и подберите ассоциации к слову друзья (учащиеся работают в группах, затем каждая группа озвучивает результат, на доске составляется кластер. Результат может быть примерно таким:) игра надёжность верность помощь выручка - Сегодня на занятии разобраться с таким понятием как друзья нам поможет рассказ детской писательницы Яны Файман, который так и называется «Друзья». Прочитайте первую часть рассказа (дети читают самостоятельно первую часть) Как-то раз, в теплый летний денек тишина и спокойствие моей квартиры были нарушены звоном бьющегося стекла. Я стремглав помчалась на резкий звук, мрачно подозревая, что мое кухонное окно вновь подверглось нападению футболистов. Ну вот, так и есть! В окне зияла огромная дыра, а на полу, среди радужно поблескивающих осколков, словно гордый победитель, лежал футбольный мяч. А ведь всего неделю назад мне вставили совсем новое стекло! Злая и расстроенная, я была готова коршуном наброситься на виновников происшествия. Вдруг среди уличного шума и суетливого гомона воробьев я различила едва уловимый мальчишеский взволнованный шепот. Подойдя к окну, я почувствовала, как моя злость постепенно отступает, а на губах появляется невольная улыбка. Во дворе, тесно сгрудившись, стояли пятеро маленьких разбойников. Самому младшему было года четыре, а старшему, наверное, лет семь. Они стояли молча, сосредоточенно сопя и стараясь не смотреть на разгневанную тетку в рваном проеме окна. Вдруг один мальчик всхлипнул и заплакал. -Это не я разбил! - шмыгая носом, залепетал он, - это Димка, Димка! Белобрысый мальчуган (судя по всему - это и был страшный хулиган Димка) с кажущимся безразличием ковырял носком старенького ботинка пыльную землю. Я промолчала, и дети несколько ожили. -Это Димка! -Димка! Он как пнул… Мяч в окно!.. -Это все он!.. -Так значит, это ты разбил?! - стараясь не рассмеяться, спросила я, обращаясь к молчавшему Димке. -Я… - буркнул мальчуган. И тут в компании ребят произошло какое-то движение, и вперед выступило маленькое чумазое чудо с огромными черными глазищами. -Мы вместе разбили!.. - громко и уверенно сказал малыш. -Женька, не надо! Попадет ведь… - хмуро сказал Димка и попытался заслонить собой маленького Женьку. Но мальчик вновь упрямо шагнул вперед. -Вместе мы разбили, и все тут! - произнес он, бесстрашно глядя мне в глаза. Я решила не мучить больше маленьких хулиганов. -Хотите печенья? Дети растерянно молчали, только в глазах чумазого Женьки появились задорные искорки, он успел сообразить, что гроза миновала. -Мячик-то ваш все равно у меня?! - улыбнулась я. Женька не выдержал. -Пойдемте, а?.. - жалостливо протянул он, оборачиваясь к друзьям. - Ребята, как вы можете оценить поступок мальчишек? Кто из них поступил правильно? Почему Женька вступился за Димку? Какие новые слова вы могли добавить в кластер? (смелость…) - Чтение 2 части: Я усадила ребят на диван и принесла огромную тарелку ароматного песочного печенья. Женька мигом протянул к нему свою ручонку. Мне уже было ничуть не жаль разбитого окна, маленький Женька раз и навсегда завоевал мое сердце своей смелостью, отчаянным упрямством и непосредственностью. -Тетя, а почему вы не на работе? - стараясь казаться взрослым и серьезным, спросил Димка, - у вас отпуск? -Нет, - усмехнулась я, - иногда я работаю дома, пишу разные книжки для таких вот озорников как вы. -Значит, и для нас? - снова спросил Димка. -Ну конечно! -Ого! - восхищенно протянул Женька. - Сказки… А расскажите одну, ну хоть малюсенькую? Пять пар широко раскрытых любопытных детских глазенок уставились на меня в нетерпеливом ожидании. "Что же рассказать им?!" - неожиданно смутилась я. И вдруг, сказка сложилась сама собой, как только я вспомнила отчаянную Женькину смелость. Как-то раз Ослик, Тушканчик, маленький Хомячок, Черепашка и Ящерка решили отправиться в путешествие. Жили они в далекой Средней Азии, где всегда ярко светит солнце, а загадочные, удивительные пустыни - самое обычное место. С раннего детства зверята были неразлучными друзьями, вместе смеялись и плакали, играли и дрались. Домом им служил старый, покосившийся сарай на окраине небольшого поселка. За сараем был большой овраг, на дне которого журчал маленький прозрачный ручеек. А за оврагом начиналась и уходила за горизонт желтая бескрайняя пустыня. Вот туда-то и решили отправиться наши друзья. Они никогда раньше там не были, и им было очень интересно узнать, что же находится и кто живет в золотистых жарких песках. Путешественники запаслись прохладной водой из маленького ручейка, разными вкусными вещами и рано утром, едва встало солнце, тронулись в путь. Они шли очень медленно, часто останавливаясь и пристально разглядывая все, что попадалось им на глаза. А это были и шустрый паучок, и переливающаяся на солнце песчинка, и сухая колючка необычной формы. -Как здорово - вот так путешествовать! - сказала Ящерка. -Это все я, я придумал! - пискнул Тушканчик. Он начал высоко и радостно подпрыгивать, его прямо распирало от гордости. -А знаете, - прошептал вдруг Ослик, - говорят, в пустыне живут огромные страшные змеи. У них большая плоская голова и они едят таких зверят как мы. Мне очень, очень страшно!.. -Фу! - вздернула свой надменный носик Черепашка, - какой же ты все-таки трусишка! Даже если мы и встретим эту большущую змею, о которой ты говоришь, мы зададим ей такую трепку! -Точно! - воскликнула Ящерка, - пусть только попробует встретиться нам, мы ей покажем!.. -Эй! - громко крикнул Тушканчик, - змея-змеища! Где ты?! Выходи! Самые лучшие в мире друзья вызывают тебя на честный бой! Только маленький Хомячок ничего не сказал. - Ребята, кто стал главными героями сказки? - Что вы узнали о них? - Как вели себя животные во время путешествия? - Какие вопросы у вас возникли при чтении отрывка? Кто может ответить на эти вопросы? - Как, на ваш взгляд продолжится сказка? Чтение 3 части: Друзья шли все дальше и дальше, распевая задорные песенки, а тем временем солнце поднималось все выше и выше. Вскоре желтый песок стал таким горячим, что идти дальше стало невозможно. -Ой, посмотрите, - воскликнула Ящерка. - Вон там, впереди, я вижу дерево, мы можем спрятаться под ним и переждать эту жару! Зверята обрадовано закивали и ускорили шаг. Путешественники были уже измучены лучами палящего солнца, и не заметили, что с ветвей дерева прямо на них холодными злобными глазами смотрит огромная черная Кобра. -Все! У нас привал и обед! - закричала Черепашка. -Да-а-а, - медленно спускаясь вниз, прошипела змея, - у нас-с-с обед… Друзья испуганно замерли, не в силах пошевелиться. -Какое с-счастье, - продолжала шипеть Кобра, - обед с-сам пришел ко мне!.. Большая страшная змея была уже совсем рядом. Черепашка резко втянула голову и лапки под панцирь и оказалась недоступной для голодной змеи. Ящерка глубоко зарылась в песок, а Тушканчик что есть силы отпрыгнул далеко в сторону и стремглав бросился наутек. Кобра не обратила на них никакого внимания. Прямо перед ней, на дрожащих ножках стоял ослик, еле живой от страха. И вдруг кто-то маленький бросился вперед и встал между осликом и змеей. -Слушай, ты, противная змеища! - храбро закричал маленький Хомячок. - Не вздумай даже тронуть моего друга Ослика! Как только ты раскроешь свою огромную пасть, я прыгну в нее и прогрызу тебя насквозь. Я сделаю в тебе большую нору, и ты больше никогда никого не съешь! - Соответствует ли ваше предположение о продолжении сказки, с тем, что вы прочитали? - Как повели себя друзья при настоящей опасности? - Кто пришёл на помощь друзьям? -Чем может закончиться сказка? Чтение 3 части: Змея остановилась и удивленно взглянула на маленького храброго Хомячка. Она уже столько лет жила на свете, но никогда не встречала такого странного зверька, который ее совсем не боялся. И Кобра засомневалась. "А вдруг и вправду, противный хомяк сделает в ней нору? Ведь если бы он не мог этого сделать, он бы испугался и убежал, как те другие?!" Огромная змея раздраженно зашипела и быстро поползла прочь. -С-с-спасибо… - тихо сказал Ослик. Хомячок ничего не ответил, малыш только сейчас понял, как сильно он испугался. Путешествие больше совсем не увлекало, и друзья медленно двинулись к дому. Все шли молча, разговаривать никому не хотелось… -Вот такая сказка! - улыбнулась я. -Здорово! - выдохнул Димка. -Четкий хомяк! - заявил Женька. Я смотрела, как ребята медленно брели по двору. И только маленький Женька, как ни в чем не бывало, весело скакал вокруг них. - Ожидали ли вы такое окончание? - Почему змея ушла? - Почему друзья возвращались молча? -Как бы вы оценили поступок Хомячка? - Какие новые слова можно добавить в кластер? - Какой урок из сказки могли получить мальчишки, которые слушали сказку? Какой урок вынесли вы ? - Какими же должны быть настоящие друзья? (сформулировать понятие в группе, записать на плакате, обсудить записи каждой группы) -Можете ли вы назвать себя настоящим другом? Подведение итогов. - Что помогло вам сегодня работать на занятии? - Как вы себя чувствовали при работе в группе? - Что изменится в ваших взаимоотношениях с одноклассниками после сегодняшнего занятия?
|