Цели: 1. Познакомить учащихся со сказкой Я.Файман «Спор в лесу». 2. Показать необходимость иметь личную позицию. 3. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои поступки. 4. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. Кл. рук-ль. Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Я вижу ваше доброе расположение и верю, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. - Посмотрите на доску и прокомментируйте те иллюстрации, которые вы видите. Что вы можете сказать об увиденном? (на доске иллюстрации с красивыми архитектурными сооружениями и разрушенными городскими объектами – лавочками, остановочными павильонами и т.д.) - Можно ли эти плоды человеческих поступков назвать следами? С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном часе? - Тема: «Каким будет твой след». Мы поговорим сегодня о поступках и их последствиях. - Что такое поступок? Поступок – совершенное кем-нибудь действие. - Хорошо бы всегда поступать правильно, осознанно. Но, к сожалению, наши поступки не всегда обдуманны. От чего зависит наш с вами выбор? В этом мы постараемся разобраться при помощи замечательной сказки Яны Файман «Спор в лесу» - Прочитайте первую часть сказки. Среди зеленого леса на толстой ветке высокого старого дуба сидела молодая кукушка. Полуденная жара заставила ее укрыться в кроне дерева в поисках спасительной прохлады. Совсем недавно она сытно поела и хорошо выспалась и сейчас, прячась от жгучих лучей палящего солнца, кукушка вертела головой в поисках какого-либо занятия. Вдруг ее внимание привлекла движущаяся точка, на другом конце ветки. Маленький муравей медленно, но упорно нес куда– то непомерно большой для него кусочек зеленого листа. Подождав, пока муравей приблизится, кукушка хотела, было склевать его, но передумала. Какой-никакой, а все-таки собеседник. – Эй, козявка! – окликнула она его. – И зачем это ты так надрываешься? Позвал бы своих, и донесли бы разом, ведь вас вон сколько?! Муравей нехотя остановился и хмуро взглянул на огромную, загородившую дорогу птицу. – У нас каждый своим делом занят. Все работают! – А зачем? – искренне удивилась кукушка. – Как зачем? – не понял маленький муравей. – Чтобы дом построить, еды на зиму запасти, детей вырастить, родителям старость обеспечить… Кукушка пристально смотрела на него своими круглыми черными глазами. – А жить когда? – недоуменно спросила она. – Так я и так живу! – ответил муравей. – Да разве это жизнь! – громко воскликнула птица, – все время работа, работа, работа! В старости и вспомнить– то нечего! Ты же ничего кроме своего муравейника не видел! И даже не знаешь, что на свете есть быстрые реки и безбрежные океаны, высокие горы и широкие пустыни, топкие болота и прекрасные луга!!! – А зачем мне все это? – не понял муравей, – у меня есть большая дружная семья, работа, дом… Это и есть жизнь. – Вот заладил… Жить надо красивой и полной жизнью, для самого себя, понимаешь!? – Нет! – Глупый ты! – захлопав крыльями, взволнованно заговорила кукушка, – жизнь ведь одна! И она проходит, а ты растрачиваешь ее… – Нет, – опять не согласился муравей. – Я создаю, создаю для других… Так что, выходит, моя жизнь более правильна! Кукушка, приводя новые, на ее взгляд, очень важные доводы, все больше и больше волновалась. Она шумно хлопала крыльями и громко кричала, объясняя маленькому муравью, как нужно жить. Муравей, не соглашаясь, яростно топал ногами и старался перекричать кукушку, отстаивая свою правоту. -Скажите, как жил муравей? Почему он выбрал такую трудную жизнь? - Какой жизненный путь выбрала кукушка? Почему? - Обсудите в группах оба выбора и займите одну из двух позиций главных героев (работа в группах, обсуждение в коллективе) - От чего зависел выбор героев и ваш выбор? (Семейные ценности, воспитание, долг…) - Бываете ли вы в жизни кукушкой? Давайте представим, что все люди будут руководствоваться только своими желаниями. Что произойдёт в данной ситуации: Папа Димы – шофер. Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет? Мама Луизы – повар. Я работаю поваром в детском саду. На работу прихожу очень рано, потому что надо приготовить завтрак для ребятишек. Мне нельзя опаздывать. А как вы думаете, что будет, если я вдруг скажу, что не хочу идти на работу? Мама Алёны – врач. Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать? - Прочитайте вторую часть текста. Пролетавшая мимо лесная сплетница сорока, заслышав шум, присела на соседнюю ветку послушать, о чем речь идет!? Послушала, послушала и понеслась по всему лесу новость разносить: "Муравей и кукушка о жизни спорят! Того и гляди дело до драки дойдет!" И вот ни одной свободной веточки на старом дубе не осталось, да и под дубом протолкнуться негде. Все собрались: желтогрудые синицы и носатые дятлы, наглые вороны и пестрые дрозды, гордые иволги и суетливые воробьи, трусливые зайцы и хитрые лисы, могучие медведи и колючие ежи… Никто никого не ест, никто ни за кем не охотится. Все друг друга перекричать пытаются, до хрипоты доказывая, чья жизнь правильнее. – Для себя надо жить! – кричит кукушка. – Нет, для семьи! – шумит муравей. – В жизни пользу надо приносить! – хлопает крыльями носатый дятел. – Красота в жизни важна и хитрость! – спорит лиса. – Нет, доброта! – не соглашается еж. – Стремление к совершенству во всем! – настаивает гордая красавица иволга. – Нет, нет! Самое важное в жизни – слава, популярность! – стрекочет сорока. – Дети, дети! – чирикают воробьи. Спорят они, спорят – никто ни с кем не соглашается. Вот уж и солнце к горизонту клонится. Вдруг встрепенулась сорока, да как закричит: "К филину, к филину идем! Он самый старый и мудрый в нашем лесу, вот пусть и рассудит!" – Идем! Идем! – зашумели спорщики. - Обсудите в группах прочитанное. К какому выводу вы пришли? (Сколько людей столько и мнений.) - Чья позиция вам ближе? - Встречали ли вы в своей жизни людей, живущих по принципу лисы, , дятла, сороки? Какой след в жизни они оставляют? - Не приходилось ли вам быть лисой, сорокой? - Как складываются взаимоотношения с такими людьми? - Прочитайте заключительную часть текста. Птицы над лесом летят, звери сквозь чащу пробираются; все волнуются, каждому хочется, чтобы его жизнь самой правильной оказалась. Собрались лесные жители вокруг огромного дерева с большим дуплом и притихли разом. – Мудрый филин! – что есть силы закричал муравей, – покажись, рассуди нас. Что в жизни главное? И как прожить ее правильно?! Заворочался внутри дерева старый филин, закряхтел. Показался из черного дупла мудрый судья, седой весь, а глаза большущие, зеленые и в них веселые искорки пляшут. Оглядел всех, откашлялся. – Вижу, много вас и все вы разные, потому и договориться не можете. Что одному хорошо, то для другого губительно… Одного лекарства от всех болезней не бывает!.. – А как же жизнь прожить, чтобы правильно? – пыхтит еж. Нахмурился филин. – Живите так, чтобы каждый новый день радовал, а, проживая его, приобретайте друзей, а не врагов! Сейте добро, и оно вернется вам! И изо дня в день, за ссорами и обидами, не теряйте самих себя… Помогайте тому, у кого случилась беда, и завтра он поможет вам! А самое ценное и важное в жизни – это сама жизнь! Разлетелись птицы, разбежались звери. Но, начиная новый день, давайте вспомним о мудрых словах старого филина - Чью сторону принял мудрый филин? Почему? Какой важный совет дал он обитателям леса? Какие правила необходимо выполнять, чтобы оставить добрый след после себя? - Пятиминутное эссе «Какой след останется после меня?» - Обсудите написанное в группах. Выберите лучшие работы. - Авторский стул. Чтение лучших эссе. - Сердце подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях. Рефлексия. Сядьте удобней, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: “Сегодняшний разговор помог мне понять, что …” - Заключении я хочу , чтобы познакомились с высказываниями Сухомлинского. Пусть заповеди этого педагога станут вам напутствием в жизни. “Слияние “надо” и “трудно” - это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека”. “Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя”. “Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо”. “Самая большая победа- это победа над самим собой”.
|