Дружбина Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 пгт Серышево Амурской области 2009 г. Цель: ознакомление детей с правилами экологичес¬ки грамотного взаимодействия с окружающей средой и формирование соответствующих правилам зрительных образов — экознаков, расширение позитивного опыта взаимодействия с природой, формирование мотивационной сферы экологической деятельности. Оформление и оборудование: большой зеленый ковер, дополненный искусственными фрагментами природной среды, имитирующий лесную поляну, на которой будут размещаться участники праздника, таблица экознаков, комплекты экознаков для трех команд, по три "сигнала светофора" (кружки из цветной бумаги) у каждого ре¬бенка, карточки-иллюстрации к ситуациям на каждый сигнал светофора, элементы костюмов у детей соответ¬ственно играемым ролям, Фонограмма: голоса леса (шум листвы, журчание ру¬чья, пение птиц). Выходят два лесных гнома: 1-й: Т-сс! Тихо! Слышишь!? (прислушивается). Кто-то идет по лесной тропинке! 2-й: (припадает к "земле" и слушает, говорит шепо¬том). По лесной тропинке идет не один человек, а целая группа людей! 1-й: Я уже слышу их голоса! 2-й: (хватается за голову). Кажется, это дети! Скорее! Скорее сообщить лесным жителям! 1-й: Объявляем тревогу!.. Скорее! Скорее! Бежим впе¬ред по тропинке!.. (Бросаются бежать и сталкиваются с экологическим светофором — трехглазым существом в желто-зеленом ко¬стюме с элементами растительности — цветами, травами, листьями и с бабочкой на плече). Светофор: Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось? Гномы (перебивая друг друга): Сюда... Сюда по тропе... движется группа детей. Они шумят и мусорят. В прошлый раз такая же группа детей ра¬зожгла огромный костер и выгорела вся поля¬на. — Однажды они растоптали целый муравейник... Светофор: Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться с лесом! Я, экологический светофор и мои друзья, экологические знаки, поможем ребятам научиться выполнять экологические правила и путешествовать по лесу так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям, ни самим себе. Так что, лес¬ные гномы, встречайте добрых гостей! Фонограмма (песня В.Шаинского "Улыбка"). Гномы подбегают к детям, стоящим "цепочкой", и ведут "в лес" (обходят, крут по залу, здороваясь с каждым ребенком за руку, а в это время в детский "хоровод" встают другие действующие лица: муравей, березки, ромашки, бабоч¬ка, сорока, мухомор, ландыш, лягушонок, подорожник). Фонограмма песни вновь сменяется голосами птиц, шу¬мом листвы, журчанием лесного ручья. Участники праздника большим полукругом располага¬ются на широком зеленом ковре-«поляне». Гномы: Рады мы всегда друзьям! Приглашаем в гости к нам. Всех, кто хочет твердо знать, Как природу охранять, Как в лесу себя вести, Чтоб вреда не принести Ни себе самому. Ни деревьям, ни цветку, Ни лягушкам, ни лисицам, Ни кузнечикам, ни птицам Ведь в любое время года Ждет помощников природа! Светофор: Кто не знает до сих пор: Я — зеленый светофор. Службу я свою несу В этом сказочном лесу! Всем зажгу зеленый свет, Кто даст правильный ответ! Гномы: Уважаемый светофор! Прежде чем мы пред¬ложим ребятам Ваши задания, покажите, пожалуйста, как вы работаете! Светофор: Каждый мой сигнал на лесной тропинке означает почти то же самое, что и на проезжей части: Красный свет — природе вред! Желтый - осторожно! Свет зеленый — как красиво! - Скажет лес тебе: "Спасибо!" Гномы: Запомнили? Проверим. — Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!") Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе. — Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные пра¬- вила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет. — Свет зеленый?.. (Дети продолжают: "Так красиво! — Скажет лес тебе: "Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняя-¬ ют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений и животных — добрые дела! Светофор: О! А вы куда?! (Обращается к трем неизве¬стно откуда появившимся мальчишкам, которые направля¬ются мимо него). Мальчишки: Куда-куда... В лес, конечно! Светофор: Это ваши друзья? (обращается к участни¬кам праздника). Дети отвечают: Нет... Светофор: То-то я и смотрю, что гости очень стран¬ные, Гномы: Ну-ну, показывайте, с чем пожаловали, а ребята зажгут на каждую вашу вещь сигнал светофора, с чем можно, а с чем нельзя идти в лес. А какие вещи нужны только в особых случаях, каким в лесу надо пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила? Мальчики садятся, развязывают рюкзак и по очереди достают оттуда предметы, сопровождая небольшим комментарием о намерениях. 1.Зажигалка Мы хотели развести костер… Светофор: Зачем? Мальчики: Ну… так просто… Может, картошку испечь… Гномы: Ребята! Сигнал светофора включается только по нашей команде! Звучит она так: «Внимание… сигнал!» Приготовились. Итак, пропустим ли мы эту вещь в лес? Внимание… сигнал! Дети поднимают один из трех цветных кружков. Гномы выбирают одного из трех участников дать правильный сигнал.(красный) 2.Рабочие рукавицы - Мы собирались наломать еловых веток, для постройка шалаша и собрать мусор на поляне, где остановились (Верный ответ — желтый сигнал). 3.Небольшое пластмассовое ведро В прошлый раз мы посадили по краю оврага несколько кустов шиповника, а сегодня хотели их полить. (Верный ответ — зеленый сигнал). Светофор: Да вы, я смотрю, ребята, молодцы! Толь¬ко не всегда разбираетесь, что полезно лесу, а чем можно создать для него большие неприятности. Ну, что еще у вас?! 4. Мяч — Играем в волейбол... (Желтый сигнал). 5. Магнитофон - Мне вчера новые записи принесли - последняя десятка — хиты. Можно послушать? (Красный сигнал). 6. Гвозди, молоток — Для шалаша. Прежде чем крыть крышу, надо осно¬ву гвоздями к большим деревьям прикрепить. (Красный сигнал). 7. Мальчишки переворачивают рюкзак, трясут и оттуда вылетает пакет с белым раскрошенным хлебом. - Это для уток. Они там, на озере живут. Мы их часто кормим.... (Зеленый сигнал). Светофор: Вот что. Я вижу вы ребята неплохие. Люби¬те природу, пытаетесь заботиться о ней, но разобраться в том, как и где себя вести, что можно делать, а что — нет, у вас еще не очень получается. Оставайтесь-ка с нами! Ребята тоже идут в лес, но сначала они познакомятся с экознаками. Согласны?! Мальчишки: Экознаки?! Конечно! (Садятся рядом со всеми участниками праздника.) Гномы: Эй, народ лесной! Мы вас ждем! Скорее к нам! Экознаки покажите и о них все расскажите... Фонограмма ритмичной музыки или детской песенки: Ландыш: Рядом со мною знак твердо стоит И за порядком строго следит: Чтобы растений из Красной книги Даже случайно никто не обидел! Ромашка: Знак на "Лесную аптеку" укажет — Полезные травы он вам подскажет: Где липу собрать, где чабрец, где бруснику, Ромашку, шиповник и землянику;„ Где зверобой и бессмертник растет По этому знаку каждый найдет! Этот знак дает запрет: Здесь лесной аптеки нет! Белый гриб: Гриб чертою ярко-красной Перечеркнут не напрасно. Знак-запрет — и всем нам ясно: Собирать грибы опасно! Воробей: Этот знак прочитает любой. Он очень важен морозной зимой. Мимо, пожалуйста, не проходи: В этой "столовой" птиц покорми! Елочка: Легковоспламеняемый участок В бору сосновом встретите вы часто. Где торф, где ельник, где любой сушняк, "Огонь опасен!" — восклицает знак. Муравей: Этот знак запомни так: Здесь посажен молодняк! Деревца не беспокой И пройди другой тропой! Сорока: Если вы давно в пути, И костер вам очень нужен, Надо этот знак найти, Чтобы приготовить ужин! Лягушонок: Черная капля в зеленой траве На лес загрязненный тебе укажет. Черная капля на синей волне О загрязненной воде подскажет. Гномы: Поступай в природе так, Как подскажет экознак! Может, ты уже заметил, Чем похожи знаки эти? Перечеркнут круг-запрет – Причинять природе вред. Треугольник ярко-красный – Будь внимателен! Опасно! Скажет голубой квадрат: "Лес твоим поступкам рад!" Экознаков очень много Никогда их не забудь. Пусть они тебе помогут Безопасный выбрать путь! Светофор: Лесные жители рассказали вам не обо всех знаках, чтобы о значении других вы попробовали дога¬даться сами! С пыхтением и фырканьем на центр поляны выкатыва¬ется ежик: — Подождите, подождите! Дайте мне дух перевести. Я очень спешил. Я буду судья. Светофор: У нас не футбол, не соревно¬вания... Ежик: Почему не соревнования? Без соревнования я не играю! Светофор: Ну а что вы предлагаете, ува¬жаемый еж-судья? Ежик: Я предлагаю не просто разгадывать знаки и отвечать на вопросы, а поиграть в футбол! Я буду судья. Светофор: Здесь гонять мяч?! Ежик: Ну, зачем мяч? Светофор: Я ничего не понимаю! Футбол без мяча?! Ежик, объясни, пожалуйста, по-человечески, что ты предлагаешь... Ежик: Я буду судьей в вашем экологическом футболе. Мы создаем команды... Можно две, можно три... У каждо¬го по три мяча — красный, желтый, зеленый — ну это же твои сигналы, светофор! Светофор: А дальше? Ежик: Дальше ты или гномы загадываете ребятам свои загадки, а они на каждый вопрос выбирают один мяч. Правильно выбрали — гол! Неправильно — нет гола... Светофор: Играем?! Дети: Да! Ежик: Чур, я буду судья... Участники праздника делятся на три команды, ежик выбирает себе судейскую коллегию (несколько героев — пред¬ставителей животного и растительного мира или родителей школьников). Светофор и гномы зачитывают по две-три ситуации из настоящей книги для каждой ко¬манды, дети оценивают поведение участников в рассмат¬риваемых ситуациях, поднимая один из кружков. Судейская коллегия подсчитывает количество правильных ответов у каждой команды. Ежик оживляет конкурс, сигналя крас¬ным флажком, выкрикивая "Гол!". Муравей (заносит картонную коробку, шумно распако¬вывает ее): — Вот! Принес вам экологические знаки! Гномы: Каждой команде — по три знака и пять минут для того, чтобы посоветоваться о том, что они могли бы обозначать. Фонограмма: команды разгадывают знаки. По истечении времени, отведенного для размышления, каждая команда рассказывает о предложенных им знаках. Судейская коллегия оценивает ответы команд. Гномы: Ну а теперь мы объявляем конкурс на уста¬новку экознаков на маршруте нашего путешествия! Начинается просмотр видеосюжетов, снятых родите¬лями в ближайшем окружении: возле школы, в городе, в ближайшем парке (в лесопарке или в лесу). Каждая ко¬манда получает маршрутный лист с обозначением стан-ций и комплект экознаков. Просматривается фильм, ком¬ментируемый кем-то из ведущих (или учителем). Обраща¬ется внимание на кадры, соответствующие каждой из остановок, отмеченных на маршрутном листе. Команда закрепляет к каждой стоянке один из экознаков. По окон¬чании фильма капитаны команд рассказывают о прой¬денном маршруте, а судейская коллегия оценивает мар¬шрутные листы. Елочка: Здравствуйте, добрые лесные гости! Я при¬шла к вам за помощью! Вы знаете много экознаков, но среди нет такого, который бы защитил меня накануне Нового года. Мне совсем не хотелось, бы погибнуть ради нескольких новогодних дней... Ромашка: Мне тоже больше нравится цвести в поле. Я тоже не хочу погибать в вазе в душной комнате... Одуванчик: А мне очень жаль моих друзей, которые погибают в сплетаемых девчонками венках. Я не хотел, бы быть растоптанным на дороге в выброшенном венке... Гномы: Да, дорогие друзья! Те знаки, ко¬торые вы увидели, еще не решают всех про¬блем. Возьмите бумагу, карандаши и краски и подарите новые знаки одуванчику, ромашке и елочке! Фонограмма детских песен. Дети рисуют новые экознаки. По окончании работы судейская коллегия подводит итоги. При подведении итогов участникам праздника вру¬чаются призы и подарки, в числе которых детские книж¬ки по экологии.
|