Дружбина Светлана Викторовна Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1пгтт Серышево Амурской области Весенний праздник птиц (Экологический праздник) Цель и задачи: • Создание у детей радостного весеннего настроения; • Воспитание интереса и любви к природе, заботливого отношения к птицам. • Учить детей отличать перелетных птиц от зимующих. Оформление зала: На центральной стене развешаны коллективные работы детей, посвященные прилету птиц. На стене огромное солнышко. Действующие лица: Ведущая, Незнайка, Весна, Сорока, разные птицы-дети. Оборудование: Скворечники, фланелеграф и 2 комплекта деталей для выкладывания скворечников, калоши (несколько), шапочки с изображением птиц, «жаворонки» -выпечка. Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Апрель» и садятся. Вед: Посмотрите вокруг: какой прекрасный удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Незнайка: Ой, ребята, а что вы здесь собрались? Вед: А ты, Незнайка, хочешь узнать? Тогда послушай стихотворение, которое дети прочитают . 1 реб: «Март» Алферова Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. 2 реб: Веселее и теплее Стали мартовские дни В нашем садике в аллеях Уж проталины видны. 3 реб: Звонко тикает синица Возле нашего окна, Скоро в дверь к нам постучится Настоящая весна. Незнайка: Да, я все понял, вы собрались, чтобы прогонять Зиму. Дети: Нет, мы встречаем Весну. Вед: Правильно, мы здесь, чтобы отметить приход красавицы Весны, Весны – Красны. Вед: Давайте позовем Весну Дети хором: Приди, Весна ясная Приди, Весна красная С клейкими почками, С первыми листочками Под «Вальс цветов» д. Шостаковича входит Весна Весна: Здравствуйте, мои друзья, Я к вам пришла, Весна-Красна, К вам спешила очень я! Лесам и птичкам я нужна. Несу с собой тепло и свет, И солнца раннего привет. Долго ли вы меня ждали? Реб: Долго, очень долго. Весна: Надоели вам снега, вьюги да метели? Реб: Да Весна: Ну, а солнышку вы рады? Дети: Да! Незнайка: Солнышко, дети, скорей позовем, Пусть оно светит волшебным теплом Ребёнок: Солнышко-ведрышко Взойди поскорей Нас освети, обогрей! Дети ХОРОМ: Идет матушка-Весна, Отворяйте ворота. Первым март пришел- Всех детей провел. А за ним и апрель- Отворил окно и дверь. А уж как пришел май- Сколько хочешь, гуляй. Незнайка: А что приносит весна, только одни дожди да лужи? • Аттракцион «Кто скорее пробежит в калошах» 1 реб: Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День- деньской от зари до зари! 2 реб: Прилетевший соловей С каждым часом веселей Льются трели без конца… Но чуть-чуть обидно, Что крылатого певца В зарослях не видно. Незнайка: Я знаю. Что вы любите отгадывать загадки. Попробуйте их отгадать . Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, В первым снегом на рябине Он появится опять.(снегирь) Черный, проворный, Кричит «крак»- Червякам враг. (грач) Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины.(ласточка) Верещунья белобока, А зовут её….(сорока) На шесте – дворец, Во дворе-певец, А зовут его - ….( скворец) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует- Коноплю ворует. (Воробей) Вед: О ком ребята вы отгадали загадки? Дети: О птицах Вед: Названия этих птиц можешь увидеть на кормушке? Дети: Нет Незнайка: Почему нельзя увидеть всех названных птиц у кормушки? Дети: Загадки были о перелетных и зимующих птицах. Вед: Какие птицы улетают на юг? Дети: Ласточка, соловей, скворец, грач, стриж Вед: какие птицы называются зимующими? Дети: Снегирь, синица, голубь, ворона,сорока,воробей Вед.: А чем же питаются птицы, когда остаются зимовать? Дети: Ягодами, семенами, семечками, хлебными крошками Вед: А почему птицы улетают на юг? Дети: не могут переносить холод, поэтому улетают в теплые края. Весна: Давайте дети споем песенку про воробья. «Воробьиная песня» Муз. Д. Компанейца, сл. П. Синявского I куплет Мне не нужно ни игрушек, Ни цветных карандашей, Потому что у кормушки Поселился воробей. Чтобы слушался получше Этот хитрый озорник, Я пришел на всякий случай Птичий выучить язык. Припев: Чирик чик-чик,(2 раза) Всем нужны друзья. Чирик чик-чик,(2 раза) Даже воробьям! II куплет Сколько вкусных бутербродов Искормил в кормушки я. Очень трудная работа- Дрессировка воробья. Но зато в районе нашем Удивляется народ- Воробей вприсядку пляшет, Звонко песенки поет. Припев: IIIкуплет С ним мы делимся обедом, Как положено друзьям. Расчирикал он об этом Всем знакомым воробьям. Я им крошек дам послаще, И недели не пройдет, Все увидят настоящий Воробьиный хоровод. Припев: Весна: Проводит игру «Прилетели птицы» (дети должны хлопать в ладоши, когда слышат лишнее слово) • Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. • Прилетели птицы: голуби, куницы, галки и стрижи • Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и ежи, аисти, кукушки, даже совы- плюшки, лебеди и дудки- спасибо шутке. Звучит мелодия «Аист на крыше» Вед: Морозы жестокие в этом году Тревожно на яблоньку в этом саду, Тревожно за Жучку в её конуре, Но больше всего беспокойно за птиц. За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда им будет легко Пережить холода! (Е. Благинина) Ребенок: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть одна- И не страшна им зима. Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну! (А. Яшин) • Аттракцион « Кто повесит красивый скворечник» Дети выкладывают на фланелеграфе изображения скворечников Весна: Молодцы ребята, хорошо потрудились, птицам помогли Незнайка: Да, много забот у перелетных птиц. Но ведь в лесу у птиц тоже есть проблемы. Весна: А в лесу у нас живет Птица не простая Верещунья, белобока, А зовут её… Дети: Сорока Сорока: Кто тут звал меня? Вы не знаете, друзья, Что в лесу беда, беда? Все скорей сюда, сюда! Весна: Да что же случилось? Сорока, скажи. О горе-беде нам скорей расскажи. Сорока: В нашей чаще лесной Появляться страшно! Там разбойники живут, Сок деревьев они пьют И расти им не дают. Незнайка: Что же это за злодеи? Объясните мне скорее. Дети: Вредители – жуки, гусеницы…. Сорока: Кто же нам поможет, Врагов уничтожит – жуков, гусениц…. Дети: Птицы, наши друзья – птицы. Выбегают «птицы» ( дети в шапочках, изображающих птиц), «летают» по залу и «клюют вредителей» Весна: Птиц ловить , друзья , не надо! Будут птицы на свободе- Вредных гусениц не станет Ни в саду, ни в огороде. Незнайка: Да, я понял, что птицы – часть родной природы, и мы должны их оберегать, им помогать, не разорять птичьих гнезд, не трогать птенцов. Весна: Ребята, а знаете ли вы пословицы об охране птиц, об охране природы? Дети: 1. Птицы- украшение леса. 2. Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить. 3. Птицам надо помогать, мы птиц должны оберегать. 4. Хлебных крошек не жалей, пернатых насыпь их быстрей. 5. Птичьих гнезд не разоряй, птицам всегда помогай Незнайка: Да, я теперь знаю: Чтоб земля цвела родная, Чтобы чистым был ручей, Чтобы утром рано-рано Пел красавец – соловей. Мы должны, ребята, с вами Все живое оберегать И прекрасную Природу Дружно вместе охранять! Весна: Я хочу с вами поиграть в игру «Займи домик» • Игра «Займи домик» Игра проводится под музыку. Дети – «птицы» встают в центр круга, остальные дети берутся за руки и образуют домик-круг. Один из детей выходит и считалочкой выбирает водящего: Тили-тили, птички пели Взвились, к лесу полетели Стали птички гнезда вить, Кто не вьет – тому водить! Весна: Да, птицы – наши друзья и об этом должны помнить всегда. Незнайка: А я знаю, что на Руси привыкли люди Отмечать приход Весны Они весну закликали, Первых птиц встречали. Детям «птиц» давали. Приговаривали: «Жаворонки, прилетите, весну принесите». Весна: А где же наши жаворонки? Давайте их покличем. Дети: Жаворонки, прилетите, весну принесите. Под музыку выносятся подносы с «жаворонками»- выпечкой из теста. Угощаются дети и взрослые. Песня из к/ф В. Лебедева-Кумача «Весна». По бульварам чистым шел прохожий, Птицы пели трели про апрель. Нес прохожий Толстый чернокожий Многоуважаемый портфель. Шел мужчина чинно и солидно, Презирая птичий перезвон. По лицу мужчины было видно, Что весну не одобряет он. Ему эта весна ни к чему… И весна не нужна никому… И вешняя вода-ерунда. Да!Да! Ерунда! Журчат ручьи, кричат грачи, И тает снег, и сердце тает. И даже пень В апрельский день Березкой снова стать мечтает. Веселый шмель гудит весеннюю тревогу, Кричат задорные веселые скворцы, Кричат скворцы Во все концы: «Весна идет - весне дорогу!» Весна: Время пришло расставаться, Мне отправляться пора. Ваш замечательный праздник Мне не забыть, детвора. До свидания! До свидания! Незнайка: А теперь давайте устроим весеннее чаепитие! Приглашаю всех к столу!
|