Школа – лицей № 101 Вид: Урок с использованием интерактивной доски Класс: 2Б Составитель: Бондаренко А. А. Караганда – 2009 год. Тема: Имя прилагательное. Задачи: познакомить учащихся с именами прилагательными углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, качества человека развивать память, внимание, мышление, речь учащихся воспитывать чувство доброжелательного отношения к окружающим. Оборудование: учебник, веера, перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями, листочки для оперативного контроля, карточки с творческим заданием для работы дома, интерактивная доска. 1. Оргмомент. - Ребята, запишите: « В какой бы цвет вы окрасили своё настроение, почему»? - На какой вопрос отвечают ваши слова? 2. Сообщение темы: - Прочитайте слова, написанные на доске: М…рковный, б…рёзовый, ч…ловек, х…роший. - Дайте им характеристику. - Какое слово лишнее? Почему? - Что общего между словом, которое вы написали и словами: морковный, берёзовый, хороший? - Исходя из наших рассуждений, определите тему урока. - Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока. - Что может о себе рассказать имя прилагательное. Самостоятельная … Я отвечаю … обозначаю … изменяюсь … роль в предложении … 3. Повторение изученного. - Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В неё должны войти следующие буквы: а) буква, которая обозначается мягким сонорным звуком в первом слоге в слове берёзовый б) безударная гласная в первом слоге слова человек в) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным в слове хороший г) безударная гласная в слове морковный - Проверьте: - Такая ли цепочка букв получилась как у меня? ( рехо ) - Меняя расположение букв, напишите эти цепочки букв 3 раза. 4. Словарно – орфографическая работа: - Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны самостоятельно составить из букв, которые мы писали на минутке чистописания. - Какое слово получилось? - В каком значении можно употребить слово орех? (плод и дерево, изображения показываются на доске ). - Покажите транскрипцию слова орех – [ а р’э х ] – 4б., 4 зв. 5. Актуализация знаний: - Подберите имена прилагательные к слову орех в значении плод. ( ученики около изображений на доске пишут имена прилагательные). - Составьте предложение со словарным словом, используя как можно больше имён прилагательных. - Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи? (украшают нашу речь) - Что записано на доске? (фразеологизмы) На орехи досталось. Твёрдый орешек. - Объясните их смысл. - Можно ли использовать фразеологизм «Твёрдый орешек», когда речь идёт о человек? Докажите. - С какими словами ассоциируется слово человек? - А как вы понимаете значение словосочетания взрослый человек? - Работа в группах: ( составление кластера: «Что такое взрослый человек?»). - Выступления спикеров. - Назовите среди данных слов только имена прилагательные. - Что они обозначают? (качества человека) - Можно ли связать понятие «взрослый» только с количеством прожитых лет? Почему? Считаете ли вы себя взрослыми? Докажите. - Работа по сюжетным картинкам, изображённых на доске. - Что общего в поступках этих детей? - Сделайте вывод. - Прочитайте предложения. - Чем они отличаются? Человек всегда придёт на помощь. Честный и добрый человек всегда придёт на помощь. - Какую роль выполняют имена прилагательные в предложении? (уточняют нашу речь). Письмо по памяти ( взаимопроверка тетрадей). - В повседневной жизни встречаются ситуации, когда люди не могут или не хотят проявить хорошие качества. - Как бы вы поступили в такой ситуации, как взрослый человек? 6. Физминутка: - Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем. Весёлый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, кое – как.(ловушка) Радости движенья – да, да, да! Безделью и лени – нет, нет, нет! Доброте, сердечности – да, да, да! Бездушию и хамству – нет, нет, нет! 7. Закрепление изученного: Работа в группах: ( ученикам раздаётся текст с изменениями. Они его не читают, а только слушают учителя, который озвучивает его 2 раза. После этого в группах определяют количество изменений в их текстах и на веерах показывают количество изменений). Группа, которая первой справляется с заданием, получает перфокарты. Задание: (учитель читает) Тихо было в зимнем лесу. Но вот налетел сильный ветер. Зашумели вековые сосны. Заскрипели вершины могучих деревьев. Звери притихли в норах. (ученики работают с текстом) Тихо было в зимнем лесу. Но вот налетел сильный ветер. Закачались сосны. Заскрипели вершины деревьев. Звери попрятались в норах. (количество изменений – 4) Самопроверка (текст показан на доске) Программный опрос: (на доске записаны 4 слова, за 20 секунд ученики должны их запомнить) 1. друг 2. близкий 3. беда 4. помощь. - Сколько слов записано? - Были ли среди них имена прилагательные? - Под каким номером? - Какой частью речи являлись слова под нечётными номерами? - Были ли среди них слова ж. р.? - Назовите односложное слово и к какому роду оно относится? - Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? Самостоятельная работа: (карточки с индивидуальными заданиями, провести самопроверку, используя данные таблицы на доске). На полях каждого задания ученики должны писать знаки: + уверен, что задание выполнено верно - не знаете, как его выполнить ? сомневаетесь в правильности Карточка№1. Исправь ошибки в поговорках и подчеркни ту поговорку, В которой нет имени прилагательного. а) Полк в овечьей шкуре. б) Жди у горя погоды. в) В здоровом теле – здоровый пух. Карточка№2. Подчеркни имена прилагательные и вставь орфограммы. а) Утреннее небо озарилос (-, ь) светом. б) (У) ног пл (и,е) скалась х(о,а)лодная вода. в) Гл(а,о)зок незабудки выглядывает из мя(г,к)ой тр(о,а) вы. Карточка№3. Составь слова, используя таблицу: 1. бессонница смертный лесной осиновый 2. подъехать вода сводный тяжёлая 3. донёс пришкольный водный чёрный Карточка№4. К именам прилагательным подбери подходящие по смыслу имена существительные. 1. Высокая, стройная, белоствольная …. 2. Красное, спелое, румяное … 3. Спелый, душистый, лесной … Игра: «Будь внимателен». (подготовила творческая группа). На доске изображены предметы и написаны около них слова, по которым надо назвать признак этого предмета. На доске изображены смайлики, ученики должны назвать их качества). Итог урока: - У каждого человека есть свой неповторимый характер, которым он отличается от других. Давайте выразим свои фантазии в рисунках с помощью знаков препинания. (возвращаемся к модели имени прилагательного, которая предлагалась ученикам в начале урока и дополняем её). - Что о себе расскажет имя прилагательное? - Какой вопрос мы не успели рассмотреть на уроке? - Какое решение примем после этого занятия? - Как на практике будем использовать наши знания? - Я ухожу с урока с мыслью… (ученики повторяют слова, которые озвучивает учитель). Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна. Я думаю о том, что очень счастлив я! Я верю, что живу и мыслю не напрасно, И счастьем одарит меня судьба!
|