Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание однокоренных слов Цель: Уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; отработка умения распознавать однокоренные слова и выделять корень. I. Словарная работа. «Буквенный диктант» -Запишите в столбик только безударные гласные, которые надо запомнить в следующих словах: вокзал собака характер баран погода дельфин тетрадь осина воробей сапог команда квартира о о а а о е е о о а о а (проверка с помощью сигнальных карточек) II. Сообщение темы и цели урока У. Внимательно посмотрите на чудо-дерево. Что же выросло на нем? Д. Слова. У. Назовите эти слова. Что у них общего? Д. Корни. У. Как называются эти слова? Д. Такие слова называются однокоренными или родственными. У.(читает стихотворение) Вот из сада вам рассада. Вот еще посадка рядом. Вот идет и садовод. С ним садовник идет. Очень интересно гулять В саду словесном. У. Назовите однокоренные слова, которые встретились в стихотворении Д. Сад, рассада, посадка, садовод, садовник. У. А еще, какие однокоренные слова выросли на дереве? Д. Садовый, садик. У. Выделите корень. Д. Сад, рассада, посадка, садовод, садовник, садовая, садик. У. Родственные- это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Д. Садик - небольшой сад; садовая – находящая в саду; садовник – тот, кто следит за садом; посадка – растения, которые садят в саду; рассада – молодые растения, которые требуют пересадки; садовод – человек, который разводит сады. У. Назовите слова, где гласный в корне находится в сильной позиции. Д. Сад, рассада, посадка, садик. У. Почему в этих словах в корне слова гласный звук находится в сильной позиции? Д. В этих словах гласный звук а находится под ударением. У. Назовите слова, где гласный звук а находится в слабой позиции. Д. Садовод, садовник, садовая. У. Какой вывод мы сделаем? Как пишутся корни в однокоренных словах? Д. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково III. Составление алгоритма написания безударных гласных в корне. 1. Ответы на вопросы учебника (с.76) 2. Составление алгоритма Прочитай слово Поставь ударение Выдели корень Подчеркни безударные гласные в корне Подбери проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов) Напиши слово, вставь буквы Обозначь орфограмму IV. Закрепление изученного. 1. Упр. 102 Выполняется по алгоритму. Запись выполняется по образцу. 2. Упр. 103 Выполняется под руководством учителя. Ученики работают на доске, проговаривают все «шаги» Дополнительный вопрос: - В каких словах есть безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. Итог урока. - Как узнать, какую гласную писать, если в корне слова есть безударный гласный звук.
|