Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Роль самопознания вжизни человека. Понятие самопознания.
Роль самопознания в жизни человека.
Понятие самопознания.

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что
является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по
делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить
акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один
вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого
человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные —
на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и
труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос
следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его
умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать
свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности.
Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием
открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер
жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно
немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов,
успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было
достигнуто ранее.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает
свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому
понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это
достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом
воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в
создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания,
в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Примерно в этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы
образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных
свойств, знаний, умений, навыков — к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего
развития — к идее саморазвития и создания условий для ее существования. Поэтому в
последнее время разрабатываются специальные технологии в рамках гуманистического
направления в науке и практике, где идея саморазвития становится главенствующей, что нашло
отражение в возникновении понятий «личностно-ориентированный подход», «личностно-
ориентированное обучение», «личностно-ориентированная дидактика» и т. п.
В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и
саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока
выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество
ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со
стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь,
даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей. Более того,
человек, решивший посвятить себя педагогической карьере, должен уметь оказывать
поддержку в процессах самопознания и саморазвития детям, но для этого и сам должен
заниматься самопознанием и саморазвитием, иначе его поддержка и сопровождение не будут
иметь никакого смысла.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В
чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные люди по-разному отвечают на эти
сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать
себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей
жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не
удовлетворенными своими ответами.
Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека
как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая
отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая
вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в
некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к
самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут
проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действитель-
ность.
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,
исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя,
своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей,
черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много
вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя
почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной
выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в
Древней Греции: «Познай самого себя».
Для многих эта фраза не составляет тайны, и они понимают ее буквально как императив
(указание), что нужно познать себя. Если же попросить охарактеризовать себя («Что же ты о
себе знаешь?»), то, на удивление спрашивающего, ответ будет очень скупым и предельно
обобщенным, например: «Я умный, добрый, справедливый, умею строить отношения с
другими». Примерно таким же образом о себе отвечает маленький ребенок: «Я хороший», «Я
большой», повторяя то, что ему говорят родители. Интересно отметить, что люди
необразованные, проживающие в малокультурных обществах, вообще затрудняются оценить
себя и дать характеристику.
Наконец, с точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания
определяется достаточно просто. Если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда
не изучал психологию и имеет о ней смутное представление, в чем смысл самопознания,
он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности
в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом» — и в целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Таким образом, с позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно — позитивное, другое — негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности,
опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе. Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.
Итак, в чем значение и смысл самопознания для человека, каждый это значение определяет для себя сам.

Литература:

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.
Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника, или Как обрести уверенность в
себе. — М., 1994.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. — М., 1993.
Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М., 1999.
Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М., 1995.
Энциклопедия практического самопознания. — М., 1994.
Категория: Начальная школа | Добавил: PirogovaT (2013-06-07)
Просмотров: 6854 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru