Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте. Как человек обретает способность к самопознанию и саморазвитию, до сих пор остается во многом таинственным и загадочным процессом. Многие поколения психологов бьются над разрешением этой загадки, выстраивая самые разнообразные теории, подтверждая их наблюдениями, специальными экспериментами, достижениями в выделении стадий, этапов, описаний процессов. Проникновение в глубинные причины, обусловливающие названные способности, остаются еще нередко за пределами досягаемости современной науки, затрагивая извечную тайну того, как человек становится личностью, человеком со всей глубиной его отличительных признаков от животного мира. Тем не менее, имеется немало интересных теорий и наработок, дающих возможность хоть как-то объяснить процессы становления самосознания и, в меньшей мере, процессы саморазвития в разных его формах. Согласно периодизации В. И. Слободчикова, данный этап относится к ступени персонализации. Но сам по себе он, несомненно, — целая эпоха. Поставьте рядом первоклассника и одиннадцатиклассника — разница впечатляющая; один — еще ребенок, другой — практически взрослый человек. Несмотря на то, что и тот и другой ребенок являются школьниками, уровни их миропонимания, объективного личностного развития значительно различаются. Именно на ступени персонализации происходят существенные изменения в овладении искусством быть личностью, происходят новые открытия своего Я, своего внутреннего мира. Уже к концу дошкольного возраста у ребенка появляется неудовлетворенность: тем положением, которое он занимает; теми видами деятельности, которыми он овладел; теми отношениями, которые у него складываются со взрослыми и сверстниками. Возникает стремление занять новое, более взрослое, положение, формируется внутренняя позиция «быть школьником». Так возникает кризис семи лет, который разрешается с момента поступления ребенка в школу (с приобретением нового статуса). В младшем школьном возрасте не только расширяются социальные связи ребенка, изменяется отношение к нему со стороны взрослых и сверстников, появляется новая деятельность, которая и становится для него ведущей, — учение. Оно значительно расширяет возможности для самопознания. Изучая предметы, ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и вступает в новые отношения с другими школьниками, учителем как общественным взрослым. Опираясь на оценки других, он учится оценивать себя, свои способности и возможности, анализировать свои переживания по поводу успехов и неудач не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни; взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками. К концу младшего школьного возраста наряду с произвольностью деятельности и поведения появляется рефлексия, которая является вторым механизмом, обеспечивающим самопознание индивида. Таким образом, к идентификации, возникающей у ребенка в дошкольном возрасте, прибавляется способность к рефлексии, которая значительно расширяет возможности для самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в подростковом возрасте. Расширяется возможность самооценивания, складывается первичный образ Я. Появляется возможность для более целенаправленной саморегуляции, формируются и осознаются собственные предпочтения, интересы к проявлению (или торможению) новых инициатив в учебе, общении, проведении досуга, т.е. появляются дополнительные возможности для саморазвития и самоутверждения как его формы. В то же время такой парадокс разрешим. Возникающее противоречие можно снять, если люди, общество, образовательные учреждения будут ориентироваться не только на передачу знаний подрастающему поколению, обеспечение условий для полноценного психического развития, но и на создание в раннем детстве предпосылок и специальных условий для самопознания и саморазвития. Вот почему в последнее время со стороны ученых и практиков (педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес не только к проблемам и психологическим механизмам самопознания и саморазвития, но и к вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной поддержки и сопровождения саморазвития, переориентация всей системы образования с учётом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию и самопознанию. Литература: Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М., 1999 Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995 | |
Просмотров: 2823 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|