Урок русского языка в 4 классе Учитель начальных классов комплекса №46 г. Астана Жукова Валентина Борисовна Тема: Не с глаголами Цель: Написание глаголов с отрицательной частицей не. Задачи: - познакомить с ролью частицы не, с ее раздельным написанием с глаголами; - познакомить с глаголами – исключениями; - развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать. Ход урока I. Орг. Момент - число, классная работа; - минутка каллиграфии яи, еи, оа, иы II.Повторение 1. Словарная работа Безударная гласная Выпрямил, решила, покормить, объяснить, скользит, завязал, проследишь, смотреть - корень, приставка - нач. ф.- время – пр.-суф.л нас., буд. – окон.- - вопросы по глаголу III. Знакомство с темой 1. Подготовка: Посмотрите ребята – согласны ли Вы с этими правилами? Почему? Так как нужно сказать? Добавить частицу не На левой доске «Правила поведения на уроке» опаздывать в школу разговаривать на уроке мешать соседу по парте рисовать на партах (стуле) жевать после звонка А что делает эта частица? – отрицает Это – служебная часть речи. Она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос 2. Написание А как же пишется она с глаголами? А почему? Не – известная частица Всем перечит, отрицает Как же эта озорница О глаголе мало знает Кто-то ночью в темноте Меж глаголами и не Яму выкопать решил Чтоб глагол с не не дружил Их и теперь не соединяют Пробел меж ними оставляют Эти глаголы с частицей не принимают значение отрицания, запрета 3. Исключения Но есть глаголы, которые пишутся с не слитно. Давайте объясним их смысл. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Неволить – принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами? Без НЕ эти глаголы не употребляются. Запишите эти глаголы в тетрадь. IV. Закрепление 1. Работа в тетради: - собери пословицы, доскажи - в глаголах определи время (записаны на доске) Кто (не) работает, торопись делом (Не) спеши языком, тот (не) ест (болтливость) Правда в огне (не) горит, чего (не) знаешь Легко забыть то, и в воде (не) тонет. 2. Физкульт минутка Проверим, насколько вы на уроке были внимательны. Поднимите руки над головой если глаголы надо писать слитно, и положите руки на стол – если их пишем раздельно. Не решает, ненавидеть, не знает, негодовать, неволить, не скучает, недоумевать, не бегает, недомогать, не боится. 3. Работа с учебником с. 102 Упр. 366 устно, 369 Упр. 365 письменно, вставь, где нужно, не 1) не берет, 2) не машут, 3) не любит, 4) не учи, 5) не вынешь, 6) не ходит, 7) не обманешь 4. Доскажи пословицы (НЕ) откладывай доброе дело на завтра Шила в мешке (не) утаишь Чего (не) знаешь, того и (не) говори Новых друзей наживай, а старых (не) забывай Одна ласточка весны (не) делает Кто вчера солгал, тому завтра (не) поверят (вера) За деньги дружбу (не) купишь (дружба. «Белый пудель») Кашу маслом (не) испортишь (еда) Знания на плечи (не) давят За словом в карман (не) полезет (находчивость) 5. Восстанови текст Разобрать по членам предложения Мать наказала няньке (не) оставлять ребенка одного, (не) допускать к лошадям, (не) уходить далеко от дома, (не) пускать в овраг. (Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает (замок) Честные глаза в бок (не) глядят Под лежачий камень вода (не) течет (безделье) V. Итог урока - не с глаголами? - исключения? - оценки VI. Домашнее задание С. 102, упр. 368 (раскрыть скобки и списать).
|