Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Разработка урока по познанию мира в 3 классе по теме «Почвенный покров Земли» Карта: Устный урок - 1 Задачи: дать представление о почве, ее особенностях и составе, познакомить с понятиями: перегной, плодородие, чернозем, солончак; развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь; воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе. Оборудование: таблицы с изображением почвы в разрезе, картинки с изображением солончака, чернозема. 1.Орг.момент.Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? 2. Целеполагание -Ребята каждый урок познания мира для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Сегодня у нас урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей) Это значит выяснять, изучать. Итак, тема урока: «Почва». Цель урока: Познакомиться с почвой, ее составом, разнообразием почв. Сегодня мы работаем по карте «Устный урок-1», а это значит на каждом этапе урока будем подсчитывать качество работы и фиксировать на матрице посадочных мест. В конце урока подведем итоги: если количество «4» и «5» составит не менее 63%, урок цели достиг. В классе 22 ученика, 63% составляет- 16 учеников. Желаю всем удачи на уроке! 3.Разминка. Проведем ТСЗ – Тематический словарный запас. В течении 5 минут вы будете писать слова по изученной теме. Норма–37 слов. Учитель засекает время, ученики одновременно заканчивают и подсчитывают количество слов. Если количество слов не меньше нормы – в матрице посадочных мест ставится +. Затем учитель высчитывает процент качества работы учеников на данном этапе. 4.Память. Учитель вводит учащихся в тему, рассказывает о почве, ее составе, видах почв. Ученики рассматривают картины с изображением черноземов, солончаков, а также почвы в разрезе. На доске вывешиваются ключевые слова по данной теме: Почва, плодородие, состав, перегной, чернозем, солончак, урожай. Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течении 30 секунд и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течении следующих 30 секунд. По окончанию работы в матрице ставится +, если правильно записаны 6-7 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе. 5.Перекрестный опрос. Работа с текстом: ученики внимательно читают параграф учебника в течении 5 минут (2 страницы). По окончанию чтения учитель задает каждому ученику вопрос по тексту: 1. Что такое «почва»? 2. Какого цвета верхний слой земли? 3. Как называется верхний плодородный слой земли? 4. Благодаря чему верхний слой почвы имеет темный цвет? 5. Что такое перегной? 6. Какие животные обитают в верхнем слое земли? 7. Какие условия необходимы для произрастания растений? 8. Как образуется перегной? 9. Какая почва считается плодородной? 10. Что входит в состав почвы? 11. Как влияют насекомые, черви и другие животные на плодородие почвы? 12. Как называются остатки перепревших листьев, погибших растений и животных? 13. Какие животные улучшают состав почвы? 14. От чего зависит цвет почвы? 15. Как называется почва, в которой много перегноя? 16. В каких районах нашей страны распространены черноземы? 17. Почему на юге страны в почвах мало перегноя? 18. Что такое солончаки? 19. Что такое чернозем? 20. Где распространены солончаковые почвы? 21. Как образуются солончаковые почвы? 22. Как растут растения на солончаковых почвах? По ходу перекрестного опроса учитель заполняет матрицу. По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов. 6.Критический опрос. – Ребята, я читаю вам информацию, а вы должны ответить правдиво данное утверждение или нет. Учитель читает информацию, выслушивает ответы и заполняет матрицу. 1. Почва- верхний плодородный слой земли. 2. Верхний слой земли темного цвета. 3. Темный цвет почва приобретает за счет перегноя. 4. Перегной - это остатки перепревших листьев, погибших растений и животных. 5. В почве можно увидеть многочисленные сплетения корней растений. 6. Перегной состоит из песка, глины. 7. В верхнем слое почвы живут дождевые черви, различные насекомые и мелкие животные. 8. Бактерии- это живые микроскопические организмы. 9. В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли и микроорганизмы. 10. Почва, в которой содержится все, что необходимо растениям для жизни и плодоношения, считается плодородной. 11. Верхний слой почвы темный, глубже цвет почвы постепенно бледнеет. 12. Для роста растений необходимы воздух, свет, тепло, вода, питательные вещества. 13. Бактерии улучшают цвет почвы. 14. Цвет почвы зависит от перегноя. 15. Больше всего перегноя в солончаковых почвах. 16. Солончаковые почвы распространены в южных районах нашей страны. 17. Черноземы распространены в северных районах нашей республики. 18. Чем ближе к югу, тем реже выпадают осадки и большее их количество испаряется. 19. Если влаги не хватает, то растительность скудная и следовательно в почве мало перегноя. 20. Солончаковые почвы образуются в северных районах нашей страны. 21. Много перегноя содержится в черноземе. 22. Подземная влага, поднимаясь в верхние слои почвы, испаряется и на ней образуются белые пятна - солончаки. По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов. 7.ТСЗ по новой теме. В течении 5 минут ученики пишут предложения по новой изученной теме. По окончанию работы ребята посчитывают количество слов. Ученикам . записавшим не менее 37 слов, ставится «+». Ученики, у которых наибольшее количество слов, зачитывают свои предложения. Проводится анализ составленных предложений и их содержания. Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. 8. Подведение итогов работы по матрице, оценивание. A B C D 1 + + + - ++-+ 1 ++-+ +++ 2 ++-+ ++++ 2 ++-+ ++-- 3 +-++ ++++ 3 +++- +++ 4 ++++ ++++ 4 +-++ +-++ 5 +-++ -+++ 5 +++- -+++ 6 ++++ 6 ++++ По итогам работы выставляются оценки: «5» - 6 «4» - 13 «3» - 3 ТСЗ – Память – Перекрестный опрос – Критический опрос – Качество работы на уроке - Урок цели достиг. 90 % > 63% 82 % > 63% 78% > 63% 68 % > 63% 80% 9. Объяснение домашнего задания. Тема: Формы поверхности суши. (Карта: устный урок-2) Задачи: Систематизировать знания о формах поверхности суши, образовании овра- гов, балок, разрушении гор, умения распознавать равнины, низменности, возвышенности. Развивать логическое мышление, связную речь, кругозор. Воспитывать любознательность, интерес к урокам познания мира, любовь к родному краю. Оборудование: физическая карта Казахстана, картинки с изображением гор, равнин, низменностей, возвышенностей. Ход урока: 1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке. 2. Целеполагание. - Сегодня на уроке мы работаем по карте «Устный урок-2». Тема урока: Формы поверхности суши. (учитель знакомит с целью и задачами урока) На уроке присутствует 17 учеников, 63% составляет – 11 учеников. Давайте постараемся достичь 63% качества на уроке. Результаты работы этапов урока я буду фиксировать на матрице. 3. ОСЗ - общий словарный запас – разминка. Ребята пишут в течении 5 минут пересказ текста домашнего задания. По окончанию работы ученики считают количество слов. (норма – 44 слова). Учитель заполняет матрица, ставит «+» или «-» в ячейку, подсчитывает процент качества работы на данном этапе. 4. КС – ключевые слова. Учитель рассказывает о формах земной поверхности Казахстана. Дети рассматривают фотографии с изображением природных зон Казахстана, отмечают простор и красоту родной земли. Затем ученики читают статью учебника (на 1 страницу–2минуты), самостоятельно выделяют 7 ключевых слов. Учитель сравнивает их со словами, которые выделил он. Если ключевые слова совпадают, в матрицу ставится +. Максимальное количество совпадений -7. Подсчет процентов качества работы. 5. Память. Учитель записывает на доске ключевые слова в столбик: равнины, низменности, возвышенности, овраг, балка, горы, горные хребты. Ученики читают. Дается 30 секунд на запоминание и 1 минута на запись данных слов. Взаимопроверка по эталону, заполнение матрицы. Подсчет процентов. 6. ПО - перекрестный опрос. Учитель задает вопросы ученикам в разброс – указывает на матрице посадочных мест ячейку ученика, которому адресован вопрос, заполняя при этом матрицу. 1. Что такое равнина? 2. Назови виды равнин. 3. Как используют плоские и холмистые равнины? 4. Что такое низменность? 5. Назови самую большую низменность в Казахстане. 6. Что такое возвышенность? 7. Как образуются овраги? 8. Какое значение имеют для народного хозяйства овраги? 9. Как борются с оврагами? 10. Чем отличаются балки от оврагов? 11. Что такое горы? 12. Назови горы Казахстана. 13. Что такое горные хребты? 14. Как используют горы? 15. Кто изучает горы? 16. Из чего состоят горы? 17. Как обозначаются формы земной поверхности на физической карте? Подсчет процентов. 7. КО - критический опрос. Ученики составляют вопрос с 3 вариантами ответов и задают друг другу. Заполняется матрица. Подсчет процентов качества. 8. ТСЗ - тематический словарный запас. Ученики пишут пересказ текста по изученной теме. Проверка – подсчет слов. Заполнение матрицы, подсчет процентов. 9. Итог урока. Оценки. Подсчитывается количество «5», «4», «3», «2». Если количество «5» достигает 63%, то значит урок цели достиг. Инструктаж по домашнему заданию. Разработка урока по познанию мира в 4 классе Тема: «Охрана воздуха» Карта: Устный урок – 3 Задачи: закрепить знания учащихся о значении воздуха и его охране; развивать логическое мышление, память, связную речь, стимуляция исследовательского инстинкта; воспитывать чувство коллективизма, умение сотрудничать на уроке. Оборудование: картинки с изображением зон отдыха, санаторий, а также фотографии заводов, смога над городом. 1.Организационный момент. -Долгожданный дан звонок Начинается урок! -Ребята улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке. 2.Целеполагание. - По какой теме мы работали на прошлом уроке? Да, мы изучаем интересную тему: «Воздух». Сегодня на уроке закрепим знания по изученной теме, поговорим об охране воздуха и его значении для жизни, проверим как вы умеете анализировать, работать творчески. А работать мы будем по карте «Устный урок - 3», это значит работаем в группах по три человека. Каждый участник группы выполняет определенную функцию: критик, практик, вдохновитель. Группы придумали названия своим тройкам. На уроке присутствует 18 человек – 6 групп. Представление групп: Юннаты, Ботаники, Умники, Знайки, Почемучки, Звездочки. Итоги работы на этапах урока я буду фиксировать на матрице посадочных мест. Юннаты Ботаники Крит. Практ. Вдохн. Крит. Практ. Вдохн. 3 + 10 + 3 + 2 = 18 2 + 8 + 2 + 3 = 15 Умники Знайки Крит. Практ. Вдохн. Крит. Практ. Вдохн. 3 + 12 + 1 + 3 = 19 1 + 13 + 2 + 2 = 18 Почемучки Звездочки Крит. Практ. Вдохн. Крит. Практ. Вдохн. 1 + 10 + 2 + 3 = 16 2 + 8 + 3 + 2 = 15 3.Разминка. -Проведем ТСЗ – Тематический словарный запас. В течении 5 минут вы будете писать пересказ домашнего текста. Норма – 44 слова. Учитель засекает время, ученики одновременно заканчивают и подсчитывают количество слов. Если количество слов у 3 учеников в тройке не меньше нормы – группа получает 3 балла, если у 2 учеников – 2балла, 1 ученик – 1 балл. Ученики, у которых наибольшее количество слов, зачитывают свои пересказы. Проводится анализ пересказов: составление предложений, содержание. На матрице выставляются баллы. Выступление критиков: анализ работы учащихся в группе. 4.Ключевые слова: 1. прозрачный 8. перемещение 15. загрязнение 2. бесцветный 9. флюгер 16. загазованность 3. азот 10.ветер 17. озеленение 4. кислород 11. нагревание 18. фильтр 5. углекислый газ 12.охлаждение 19. лесопосадки 6. расширяется 13. копоть 20. парки 7. сжимается 14. пыль 21. очистительные сооружения Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течении 30 секунд и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течении следующих 30 секунд. Каждый участник группы запоминает и записывает эти 7 слов. По окончанию работы в матрице ставятся баллы по количеству правильно записанных слов (1 слово - 1 балл). 5.Перекрестный опрос. Группам дается задание составить 1вопрос на раскрытие изучаемой темы типа «Почему?», «Как вы думаете?», «Каким образом?», «Каковы причины?», «Для чего?», «В результате чего?». Затем группа называет кому именно в данной тройке адресован вопрос, если он затрудняется с ответом, ему помогают другие участники группы, но баллы снижаются. На матрице отмечаются баллы. Выступление критиков: анализ работы учащихся в группе. 6.Соревнование идей. Выполнение нестандартных заданий группами. Группам дается задание составить проект «Чистый воздух – залог здоровья.». Учащиеся составляют проект, наглядно изображая на ватмане какие меры они предприняли бы для охраны чистоты воздуха в городе. Выступление групп. Анализ выступлений критиками. Оценивание в баллах. 7.Подведение итогов. Оценивание. По результатам работы распределяются места. 1 место – Умники 3 место – Почемучки 2 место – Юннаты и Знайки 4 место – Ботаники и Звездочки Группы получают оценки соответствующие данным местам. Тройка сама определяет кто в группе получает «5», а кто «4» в зависимости от участия в работе группы. 1 место - 555 3 место - 544 2 место – 554 4 место - 444 Так как процент качества на уроке превышает 63%, домашнее задание не задается. | |
Просмотров: 2896 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|