ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по познанию мира и литературному чтению во 2 классе
Жукова В.Б. учитель комплекса № 46 г. Астана
Тема: Вода-растворитель. Значение воды. Х.С.Тавасшерна «Ручей»
Цель: - вода растворяет вещества, охрана воды; - работать над техникой чтения, выразительно; Задачи: - продолжить формирование понятия «вода», расширить представления о свойствах воды; - умение определять значение воды в природе и жизни человека; - умение решать проблему по ролям; - учить бережному отношению к природе, к воде.
Ход урока. 1. Орг. момент – постановка цели и задач урока. – работа по плану-карте.
Путешествие Капельки. 1) Старт 2) Проверяйка 3) Узнавайка 4) Закрепляйка 5) Охраняйка 6) Всезнайка 7) Финиш
2. 1) Повторение / Проверка д/з - какие свойства воды ты знаешь? (цвет, запах, Фома, текучесть, поверхностное натяжение) - как переходит вода из одного состояния в другое? 2) Чтение стихотворения «Осень» К.Бальмонта с.25 - чем будет плакать Осень? (дождями) - это какое состояние воды? (жидкое) 3) Чтение стихотворения «Осеннее утро» О.Высотская с.29-30 Озеро- жидкое Весь орешник в серебре (инеи) твердое Капли на грибе дрожат (утр. роса)-жидкое
3. Знакомство с темой. 1. Мозговой штурм. - как вы понимаете слово растворитель? - что он делает? Лабораторная работа 1 опыт: В стакане долго стояла вода. Под воздействием тепла вода испарилась, оставив на стекле белые пятна. Это соль, другое вещество- хлор. В природе нет абсолютно чистой воды без примесей. - как вода попала в кран? (из источника, по трубам, через фильтры станции очистки + хлорирования) Все эти примеси остаются на стенках посуды после испарения.
2 опыт: как вы думаете, какие в воде вещества растворимые, а какие нет? Положи в стакан с водой соль (сахар, соду) и размешай. Понаблюдай, что происходит. Исчезла ли соль? Да, она растворилась в воде. соль-рассол, сахар-сироп.
3 опыт: Теперь в другой стакан с водой ложи глины (песка) помешай. Частицы глины будут плавать в воде, которая помутнеет. Почему так получилось? Глина перемешалась с водой, но не растворилась в воде. Вывод – растворимые вещества- невидимые, прозрачные в воде; - растворимые- мутная вода, осадок или всплывает.
4 опыт: В стакане вода, по краям стакана пузырьки, воздух растворился в воде.
Лит. чтение, с.151-153 1) Чтение рассказа «Ручей» Х.С. Тавасшерна - учителем - впечатления: Догадался об этом ручей? Был ли он благодарен ей? Как? - чтение по цепочке / вполголоса, друг другу. 2) Анализ рассказа: - От чего тяжело вздыхал ручей? - Как «показала свою дружбу» старая ель? - Какое сердце было у старой ели? - Как ты понимаешь выражение «любовь всегда молода»? Вода важна для всех живых организмов. Без воды нет жизни. Познание мира. Что означает беречь воду- заботиться о чистоте, беречь здоровье, богатства природы. 1) В организме человека содержится большое количество воды. - Если подышишь на холодное стекло, оно запотеет. Эти капельки – влага из твоего организма. - Побегал, вспотел – появились капельки пота – опять вода. Человек за сутки теряет 12 стаканов воды. Основная жидкость в нашем теле – кровь. Она больше чем наполовину состоит из воды, разносит по всему организму питательные вещества.
2) Какое значение имеет вода в природе? - питание для растений - среда обитания – рыба, утки, растения.
3) Какое значение имеет вода в жизни человека? - служить для питья, для приготовления пищи; - помощник в труде / поля поливает, орошает; - двигатель / паровоз, пароход, их схожесть и различие; - дорога / речной, морской транспорт; - разрушитель / наводнение, штормы, оползни.
4) Как же охранять воду? - сажать деревья и кустарники вокруг водоемов / защита от солнечных лучей, сохранение влаги; - беречь воду (пресная вода), экономить; - содержать в чистоте реки.
4. Закрепление. Познание. 1. Чтение о воде, с.43-46. 2. Работа в тетради / число, значение воды. Лит. чтение Планета Земля – наш родной дом и каждый отвечает за порядок в нем. Экологическая тревога. Текла по равнине речка с чистой –пречистой водой – Речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Провели две трубы. По одной вода на завод вливается, а по другой обратно выливается. Вливается чистая прозрачная, выливается грязная отработанная. Река стала красной, как будто стыдясь за эти безобразия, почернела, стала серо-буро-малиновая. Так – то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Обмелела, много воды завод забирал. Люди сердятся: ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить. Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводе побывал, все разузнал и очень рассердился. Куда это годится? – купальщики выходят из воды разноцветными попугаями. И приказал на заводе поставить очистные фильтры. Вода на заводе пачкается, тут же очищается и опять задело принимается. С той поры речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной, чистой: жажду утоляй, купайся, рыбу лови и уху Защитой окружающей среды занимается наука экология. Это слово произошло от двух греческих слов экос-дом, логос-наука. Наука о доме. О каком доме идет речь? О природе
4. Работа по иллюстрации с.152 Как очистили ручей? Кто это сделал? Как ручей отблагодарил ель? 5. Работа в тетради – рисунок ручья
6. Загадки о воде. 1) Летом бежит, зимой спит, весна настала-опять побежала (речка) 2) Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз (дождь) 3) Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней) 4) Белое покрывало всю землю покрыло (снег) 5) С неба падают зимой И кружатся над землей легкие пушистые, белые (снежинки) 7)Итоговая коллективная работа по теме: Вода
С голубого ручейка Начинается река Ну, а дружба Начинается с улыбки
Пусть бегут неуклюже Пешеходы по лужам А вода по асфальту рекой… Составление 5-стишия 1. сущ. вода 2. прил. чистая, прохладная 3. глагол бежит, журчит, плещется 4. смысл жизнь всему растущему дарит 5. синоним влага
5. Итог урока - Какие вещества растворяются, а какие нет? - Какое значение имеет вода в природе, в жизни человека? - Что означает охранять воду?
Оценки
6. Домашнее задание познание мира с.41-46 лит. чтение с.151-153
|