Формы и методы самостоятельной работы на уроках. Становление детской самостоятельности, инициативности, ответственности в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования 21 века. Мы должны воспитывать человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам. Важное место в системе классификации методов в зависимости от основной дидактической задачи занимает самостоятельная работа. Широко известно, что именно самостоятельная деятельность способствует большому усвоению учеником знаний, развитию умений, навыков. Поэтому при организации учебного процесса необходимо это учитывать и при проведении уроков обязательно продумывать формы и методы организации самостоятельной работы. На своих уроках, учитывая этот подход, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели. Например, на уроках познания мира, для того чтобы учащиеся имели возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ, я применяю элементы критического мышления (методика Жиксо -1, Стратегия Инсет) это позволяет развивать у учащихся высокое чувство ответственности, проявить им свои индивидуальные способности. На уроках русского языка и математики, кроме различных карточек, тестов, тестовых заданий я применяю работу по уровням. Ценностью данной работы является то, что у ребёнка есть выбор. Он выбирает, то задание, которое ему по силам. Задания составляются таким образом, что все 3 уровня соответствуют государственному стандарту. Но 2 уровень расширяет и усложняет материал 1 уровень, а 3 уровень поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применения знаний. В четвёртом классе я начала применять, как метод самостоятельной работы, элементы ИОСО (индивидуально – ориентированная система обучения). Эта технология более приемлема для 3- 4 классов, так как основой этой технологии является учебный лист по определённой теме. А это требует от учащихся сформированности определённых общеучебных навыков (читать, писать, самостоятельно организовывать учебную деятельность и др.) Работая в этой технологии, дети полностью добывают знания самостоятельно, а затем, пройдя проверку, имеют возможность закрепить и углубить полученные знания через проверку других учащихся. Эта форма самостоятельной работы позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик исходит не только из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать трудности, формировать в себе самостоятельность, которая является составной частью любого личностного качества.
|