Задачи: формировать и систематизировать знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, познавательный интерес, умение последовательно излагать свою мысль; воспитывать доброжелательное отношение к устному народному творчеству, воспитывать межличностные отношения. Учитель. Что за прелесть эти сказки! Можно слушать «Тысячу и одну ночь» и не наслушаться! Можно читать русские народные сказки, а можно найти сказки любого народа мира, литературные сказки. Мы с вами вспомним сегодня уже знакомые нам сказки. Совершим путешествие по сказкам, пройдя несколько туров. 1 тур «Сказочная разминка» o Героиня повестей-сказок Л. Кэрролла. (Алиса) o Любимое выражение Карлсона. (Дело житейское) o Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальный башмачок) o Количество оловянных солдатиков. (25) o Имя поросенка в сказке А. Милн «Вини-Пух и все, все, все». (Пятачок) o За кого вышла замуж Дюймовочка? (За принца Эльфов) o Сказочное существо, придуманное Р. Толкином. (Хоббит) o Имя Карлика Носа. (Якоб) 2 тур «Загадочный конкурс» Вот дева юная, в объятьях сна Лежит она уж сотню лет И ждет – а принца нет, и нет, и нет. Скажите мне, друзья, кто же она? Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. Жил на свете мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына, шалунишку… Маленькая девочка весело бежит По тропинке к домику. Что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей Отнести корзиночку, посланную с ней. Для него прогулка – праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник – Медвежонок… Смышленость этого мальчишки Спасла его и шесть братишек, Хоть ростом мал он да удал, Так кто из вас о нем читал? И на мачеху стирала, и горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? Фруктово-огородная страна – В одной из книжек есть она, А в ней герой – мальчонка овощной – Он храбрый, справедливый, озорной. 3 тур «Чей это портрет?» o «И вдруг он увидел, что из зеркала на него смотрит крошечный человечек – совсем такой же, как тот гном, который попался к нему в сетку. Только одет по-другому: в кожаных штанах, в жилетке и клетчатой рубашке с большими пуговицами». (Нильс, уже заколдованный. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») o «Он заслонил собою солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была, как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза метали искры». (Джинн из арабской сказки «Алладин и волшебная лампа») o В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина) o Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза совиные. (Зверь лесной - чудо морское из сказки «Аленький цветочек») 4 тур «Угадай сказку» o Горы, пауки, гроза, орлы, черный лес, гоблины, нора. (Р.Р. Толкин «Хоббит, или туда обратно») o Берестяной кораблик, привидение, шторм, газеты, анемометр, кресло-качалка. (Т. Янсон «Муми») o Тыква, тюрьма, ключи, слезы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д. Родари «Чиполлино») o Лианы, мальчик, река, волки, факел, стадо, джунгли, палка. (Р. Киплинг «Маугли») o Дворец, морской конек, ведьма, корабль, боль, колдовской напиток, море. (Г.-Х. Андерсен «Русалочка») o Дорога, разбойники, музыка, горящие угольки, дерево, петух, дружба. (Бр. Гримм «Бременские музыканты») o Елка, подарки, кукольное царство, орехи, битва, сабля, дворец, короны. (Гофман А. «Щелкунчик и мышиный король») 5 тур «Сказочные задачи» o Чебурашка, пока путешествовал в ящике с апельсинами, съедал по 1 апельсину на завтрак и обед и 2 – на ужин. Сколько апельсинов он съел за неделю путешествия? o Крокодил Гена устроился на работу. Сидит перед зоопарком с гармошкой и всем именинникам поет песни. За день он спел 28 девочкам, 19 мальчикам, 8 тетям и 3 дядям. Сколько именинников порадовал Гена? o Чебурашка устроился на работу в магазин: проверяет, хорошие ли апельсины привозят из Африки. Он открывает ящики и съедает каждый сотый апельсин. Если они хорошие, то их продают, а если плохие – выбрасывают. Чебурашка открыл 5 ящиков по 60 апельсинов. Сколько апельсинов он съел? o Гена и Чебурашка пошли в лес по грибы. Крокодил нашел 8 грибов, а Чебурашка в 3 раза больше. Сколько всего хороших грибов они насобирали, если половина найденных оказались червивыми? o Жадный продавец шаров схватил одновременно 20 шаров и полетел в небо. Он весил 50 кг. Каждый шар поднимает 3 кг. Сколько шаров должен выпустить продавец, чтобы начать спускаться? 6 тур «Помоги вернуть вещи в свои сказки» o Рыба и оторванный волчий хвост. o Маленький красивый шелковый мешочек с гречневой крупой. Но в мешочке дырочка, и крупа из него сыплется. o Зеркальце! Яблоко наливное, золотое. Но нельзя его трогать, оно ядовитое! o Комочек олова и обгорелая черная брошка. o А вот и еще зеркало, только не целое, а осколок. Нехорошее это зеркало, злое. А еще муфта. Куда вернем эти вещи? o А тут какое-то полено, курточка из бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища и шапочка-колпачок с кисточкой, огромная нечесаная борода и семихвостая плетка. Ну, теперь вы знаете, в какую сказку все это надо вернуть? Учитель. На этом наше путешествие по сказкам подошло к концу. Но зато теперь вы можете его продолжить сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Читайте сказки, и жить будет интереснее.
|