Тема: Род имён существительных. Цель: дать понятие о роде имён существительных, познакомить с мужским, женским и средним родами имён существительных, учиться различать имена существительные по родам и определять род имён существительных; Развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся; Прививать навыки аккуратного письма. Оборудование: инструктивная карта, предметные картинки для словарной работы, набор слов на карточках (список см. далее) Ход урока: 1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. 2. Минутка чистописания. Из сборника «Упражнения для чистописания» выполнить блок № 29.Цены нет золотым рукам. Щедра весна на солнце и воду. Объяснить смысл данных поговорок. Спросить, на что должны обратить своё внимание, списывая данные поговорки. (на наклон, размер, высоту букв; на правильность соединения букв) 3. Словарная работа. Работа со «Словарём, класс – 2», блок №10 (деревня, машина, молоко, лопата) Списать данные слова, обозначить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Устно придумать предложение с одним из слов. Учителю для справок: Деревня – крестьянское селение (фермеры), сельская местность. Синонимы – село, аул. Корень существительного деревня тот же, что и в слове дерево, которое образовалось от глаголов драть, деру, что и дало первоначальное значение слову деревня – «место, очищенное от леса» Машина - механическое устройство, которое движется или совершает какую – нибудь работу. Слово пришло к нам из французского языка в начале XVIII века. Во французский язык оно попало из латинского, где означало «сооружение». Молоко – продукт питания (белая жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных), имеет индоевропейские корни, его первоначальное значение «жидкость». Лопата –орудие с длинной, обычно деревянной ручкой с широкими плоскими (металлическим или деревянным) концом для копания земли, насыпания, сгребания чего-либо. На Руси в старину существовало слово «лоп», которое означало «лист». От этого слова образовались слова лопасть, лопух, лопоухий, у которых есть общий признак – широкая поверхность. 4. Постановка учебной цели. - Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени существительном. (что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, на какие группы делится, как изменяется). - Сегодня вы продолжите знакомство с этой частью речи и познакомитесь с родами имён существительных. 5. Работа с инструктивным материалом.(см.ниже) Урок 10. - Прочитайте теоретический материал. - Что вы узнали нового об имени существительном? - Каких родов бывают имена существительные? Приведите свои примеры. - Как можно определить род имён существительных? 6. Закрепление нового материала. Групповая работа. Интерактив – игра «Найди своих друзей». Детям раздаются карточки со словами, затем объявляется задание – каждый должен прочитать слово написанное на карточке, затем НЕ разговаривая друг с другом попробовать найти своих друзей, разделившись на три группы. Можно спросить – как вы думаете, на какие три группы можно разделить данные слова? Слова: молоко, корова, собака, медведь, заяц, малина, облако, ученик, тетрадь,пенал, пальто, капуста, морковь, горох. Коллективная работа. А теперь попробуем определить род имён существительных данных в инструктивных картах. Работаем «цепочкой». (Упражнение для коллективной работы – урок №10, стр.8) Индивидуальная работа. Сейчас, если у вас нет вопросов по новой теме, поработайте самостоятельно. Задания в инструктивной карте. ( Упражнения для самостоятельной работы - урок №10, стр.8) 7. Подведение итогов. - Что нового вы сегодня узнали? - Что вам понравилось на уроке? - В чём испытывали затруднение? Инструктивная карта Р - 2 ,Ч - III, Т5 «имя существительное» Урок 10. Прежде чем ты узнаешь цель сегодняшнего урока, поупражняйся в чистописании – блок № 29 (см «Упражнения для чистописания») А сейчас поработай со словами, правописание которых нужно запомнить блок № 10. (смотри «Словарь, класс 2»). Спиши данные слова, обозначь ударение и подчеркни безударную гласную. ]Теоретический материал. Я, надеюсь, ты рад знакомству с именем существительным. Но ты ещё не всё о нём узнал. Имя существительное может превращаться в разные предметы и в единственном числе принадлежит к одному из трёх родов. Сегодня ты познакомишься с родами имён существительных, научишься определять род имён существительных и различать имена существительные по родам. Итак, про одни из существительных мы можем сказать: ОН или подставить слово МОЙ. Это существительные МУЖСКОГО РОДА . Например: дядя – он мой, малыш – он мой, слон – он мой, шкаф – он мой. А если можно подставить слова ОНА, МОЯ, как ты думаешь, какого рода будет такое существительное? Например: мама – она моя, дочка – она моя, птичка – она моя. Это существительные ЖЕНСКОГО РОДА. А солнце? Оно мужского или женского рода? Существительные, к которым можно подставить слова ОНО или МОЁ, относятся к СРЕДНЕМУ РОДУ. Назови существительные мужского рода, женского и среднего. Коллективная работа А теперь, определи, какого рода эти существительные: скатерть, чайник, кофейник, сахарница, полотенце, ложка, чашка, зефир, самовар, яблоко, халва, мармелад, варенье, заварка, печенье, сахар, пирог, хлеб, булка, молоко, повидло. Запомни, имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Самостоятельная работа Если у тебя нет вопросов к учителю, приступай к выполнению упражнений по учебнику "Русский язык - 2 класс" изд. Атамура. "стандарт" стр.121 Упр. 524, Упр.525 "хорошо" стр.121 Упр. 527 "отлично" стр.125 Упр. 546 Д/з. Повтори правило на стр.120, выполни Упр. 528 на стр 122. Не забудь про словарную работу.
|