Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

"Лес - наше богатство"
Тема: Лес – наше богатство

Цели:
1. Показать детям все многообразие использования людьми лесных ресурсов.
2. Учить культурному поведению в лесу.
3. Формировать бережное и ответственное отношение к природе.

Ход урока.

Учитель:
- Я прошу вас отгадать загадку.

Дом со всех сторон откроет.5
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

- Правильно – лес. Сегодня на уроке мы постараемся узнать о лесах, о той пользе, которую мы даем человеку.

Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущимися руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь

Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

- На все вопросы, я думаю, мы сегодня ответим.
Игра «Угадай название»

Учитель: Лесов на Земле очень много, и каждый лес имеет свое название. Давайте проверим, знаете ли вы их. На доске я зашифровала название лесов, отгадайте их.

1) Лес, где растут только ели и сосны. (Хвойный)
2) Лес, где много берез, осин, тополей, рябин и других лиственных деревьев. (Лиственный)
3) Лес, где растут и хвойные, и лиственные деревья. (Смешанный)
4) Труднопроходимые хвойные леса, занимающие 10 % суши. (Тайга)
5) Древесно-кустарниковые заросли тропиков и изотропиков. (Джунгли)

Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И сохранять природу – значит охранять Родину»

Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например: бобры, сайгаки, лоси, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

- Что вам известно о той пользе, которую приносит лес человеку? (Ответы учащихся)
Составление кластера о пользе леса.
- Вы много знаете о пользе леса. Значит, понимаете, что он является нашим богатством и его надо беречь.
- Какие растения растут в лесах? (Деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, цветы, грибы)
- Какие деревья растут в наших казахстанских лесах? (Осина, дуб, сосна, тополь, береза)

Из деревьев в наших лесах широко распространена береза. Береза – светолюбивое, быстрорастущее дерево. Ее верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора березы белая. Живет береза долго. К 80 годам дерево может достичь 30 м высоты. Весной, еще до первых листочков, на березе появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Береза – лекарственное растение. Березовые почки издавна применяются в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а также при ревматизме.
На Руси ценили всевозможные поделки из березовый коры – бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Потому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи.
Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней.

Ученик:
Средь сосен суровых,
Средь темных ракит
В серебряном платье
Березка стоит.
Склонились деревья,
Цветы и кусты
Пред гордым Величьем
Ее красоты.

Учитель:
С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов, только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.

Ученик:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной.
Маленький разведчик,
Посланный весной.

Ученик:
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.

Учитель:
Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы? (Колокольчик, васильки, одуванчики и т.д.)

Ученик:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Учитель:
Ребята, весной и летом можно увидеть такую картину: люди, идущие из леса несут большие охапки цветов. Можно ли так делать: рвать большие букеты цветов. Почему? (Ответы учащихся)

Ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Учитель:
- Уже сейчас многие растения находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу природы? Что такое Красная книга природы?
(Эта книга называется так потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно)
- Существует тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека .
- Ребята, сейчас нам надо разобрать жалобы. Вы должны назвать имя того, кто написал жалобу.

Жалоба 1.
Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо» (Сова)
Ученик:
Сова уничтожает за год около тысячи грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

Жалоба 2.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто. (Летучая мышь)
- Можно ли летучих мышей считать друзьями человека?
Ученик:
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

Жалоба 3.
Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. (Жаба)
Ученик:
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, исчезнут.

- Ребята, только что вы услышали, как в природе все взаимосвязано. Например, один лесной муравейник обеспечивает благополучную жизнь одного гектара леса. За день одна большая муравьиная семья истребляет насекомых в 30-60 раз больше, чем синица. За все лето такая семья уничтожает не менее двух миллионов насекомых – вредителей леса. Повреждение муравейника резко снижает активность его обитателей в истреблении вредителей, так, как в этом случае все силы направляются муравьями на восстановление разрушенного дома.

- Ребята, а сейчас я вашему вниманию предложу загадки. Отгадав их ,вы назовете некоторых обитателей леса.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.

1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…….(Лиса)

2. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это…..(Лось)

3. Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный…..(Еж)

4. То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка)

5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Так ли это? На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами.

6. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и пой Полкан
Очень грозен был….(Кабан)

7. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит….(Рысь)

8. Зимой на ветках яблони,
Скорее их собери!
И вдруг вспорхнули яблони,
Ведь это….(Снегири)

Учитель: Для всех этих животных и птиц домом и другом является лес. Но лес – это и наш друг и помощник.

Ученик: Лес – это и наш зеленый друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равнинами. На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зная, в степях на сотни километров сажают леса.

Ученик:
Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров
Встав зеленою стеной,
Он не клонится под ветром –
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг народа,
Часовой родных полей,
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей.

Учитель: Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие же это правила?
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенный в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!

Ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от нее. Какие они большие и красивые.

Работа в группах.
- Я прошу вас поработать 5-7 минут в группах и на листочках, которые я вам выдала, написать правила, которые мы должны соблюдать в лесу.
Презентация работ.
1 ученик:
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде!
Парты, книги и тетради
Ты нам дал зеленый лес.

2 ученик:
Чтоб не за застили небес
Тучи копоти и пыли,
Чтоб прозрачны реки были
Будь здоров, зеленый лес!

3 ученик:
Чтоб навеки не исчез
Зверь лесной и птица тоже
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес!

4 ученик:
Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна!

Викторина.
1. Почему весной и в начале лета запрещена охота на животных?
2. Какова причина лесных пожаров?
3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Категория: Начальная школа | Добавил: Klara_Maratovna (2014-01-04) | Автор: Богданова Клара Маратовна, с. Жаксы E
Просмотров: 2183 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru