Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: Лес – наше богатство Цели: 1. Показать детям все многообразие использования людьми лесных ресурсов. 2. Учить культурному поведению в лесу. 3. Формировать бережное и ответственное отношение к природе. Ход урока. Учитель: - Я прошу вас отгадать загадку. Дом со всех сторон откроет.5 Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. (Лес) - Правильно – лес. Сегодня на уроке мы постараемся узнать о лесах, о той пользе, которую мы даем человеку. Учитель: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущимися руки Навстречу солнцу и ветрам, Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! - На все вопросы, я думаю, мы сегодня ответим. Игра «Угадай название» Учитель: Лесов на Земле очень много, и каждый лес имеет свое название. Давайте проверим, знаете ли вы их. На доске я зашифровала название лесов, отгадайте их. 1) Лес, где растут только ели и сосны. (Хвойный) 2) Лес, где много берез, осин, тополей, рябин и других лиственных деревьев. (Лиственный) 3) Лес, где растут и хвойные, и лиственные деревья. (Смешанный) 4) Труднопроходимые хвойные леса, занимающие 10 % суши. (Тайга) 5) Древесно-кустарниковые заросли тропиков и изотропиков. (Джунгли) Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И сохранять природу – значит охранять Родину» Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например: бобры, сайгаки, лоси, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? - Что вам известно о той пользе, которую приносит лес человеку? (Ответы учащихся) Составление кластера о пользе леса. - Вы много знаете о пользе леса. Значит, понимаете, что он является нашим богатством и его надо беречь. - Какие растения растут в лесах? (Деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, цветы, грибы) - Какие деревья растут в наших казахстанских лесах? (Осина, дуб, сосна, тополь, береза) Из деревьев в наших лесах широко распространена береза. Береза – светолюбивое, быстрорастущее дерево. Ее верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора березы белая. Живет береза долго. К 80 годам дерево может достичь 30 м высоты. Весной, еще до первых листочков, на березе появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Береза – лекарственное растение. Березовые почки издавна применяются в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а также при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из березовый коры – бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Потому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи. Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Ученик: Средь сосен суровых, Средь темных ракит В серебряном платье Березка стоит. Склонились деревья, Цветы и кусты Пред гордым Величьем Ее красоты. Учитель: С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов, только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник. Ученик: Выглянул подснежник В полутьме лесной. Маленький разведчик, Посланный весной. Ученик: И лес его хранит, Мне кажется, его задень, - Он тихо зазвенит, И этот звон услышит луг, И птицы, и цветы вокруг. Учитель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы? (Колокольчик, васильки, одуванчики и т.д.) Ученик: Носит одуванчик Желтый сарафанчик Подрастет, нарядится В беленькое платьице, Легкое, воздушное, Ветерку послушное. Он заметный, золотой, Постарел и стал седой, И как только поседел, Вместе с ветром улетел. Учитель: Ребята, весной и летом можно увидеть такую картину: люди, идущие из леса несут большие охапки цветов. Можно ли так делать: рвать большие букеты цветов. Почему? (Ответы учащихся) Ученик: С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок. Ученик: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты! Учитель: - Уже сейчас многие растения находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу природы? Что такое Красная книга природы? (Эта книга называется так потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно) - Существует тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека . - Ребята, сейчас нам надо разобрать жалобы. Вы должны назвать имя того, кто написал жалобу. Жалоба 1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо» (Сова) Ученик: Сова уничтожает за год около тысячи грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба. Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто. (Летучая мышь) - Можно ли летучих мышей считать друзьями человека? Ученик: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Жалоба 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. (Жаба) Ученик: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, исчезнут. - Ребята, только что вы услышали, как в природе все взаимосвязано. Например, один лесной муравейник обеспечивает благополучную жизнь одного гектара леса. За день одна большая муравьиная семья истребляет насекомых в 30-60 раз больше, чем синица. За все лето такая семья уничтожает не менее двух миллионов насекомых – вредителей леса. Повреждение муравейника резко снижает активность его обитателей в истреблении вредителей, так, как в этом случае все силы направляются муравьями на восстановление разрушенного дома. - Ребята, а сейчас я вашему вниманию предложу загадки. Отгадав их ,вы назовете некоторых обитателей леса. Если знаешь лес, зверей, Назови их поскорей. 1.Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее…….(Лиса) 2. Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге, Коль такого довелось Встретить, знайте, это…..(Лось) 3. Он, как елка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей. И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож И в сады, отважный…..(Еж) 4. То рыжая, то серая, А названьем белая. (Белка) 5. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) - Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Так ли это? На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. 6. Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он Видно, желуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и пой Полкан Очень грозен был….(Кабан) 7. Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись: В том лесу, где бродит….(Рысь) 8. Зимой на ветках яблони, Скорее их собери! И вдруг вспорхнули яблони, Ведь это….(Снегири) Учитель: Для всех этих животных и птиц домом и другом является лес. Но лес – это и наш друг и помощник. Ученик: Лес – это и наш зеленый друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равнинами. На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зная, в степях на сотни километров сажают леса. Ученик: Лес в степях посажен новый, Чтоб сберечь от зноя хлеб. На десятки километров Встав зеленою стеной, Он не клонится под ветром – Крепкий, ровный и прямой. Вековечный друг народа, Часовой родных полей, Он стоит на страже гордо, Побеждая суховей. Учитель: Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие же это правила? - Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать. - Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них. - Не разорять муравейники и птичьи гнезда. - Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенный в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.) - Не разжигать костры, беречь лес от пожара. - Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу! Ученик: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Учитель: Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от нее. Какие они большие и красивые. Работа в группах. - Я прошу вас поработать 5-7 минут в группах и на листочках, которые я вам выдала, написать правила, которые мы должны соблюдать в лесу. Презентация работ. 1 ученик: Будь здоров, зеленый лес! Стой в торжественном наряде! Парты, книги и тетради Ты нам дал зеленый лес. 2 ученик: Чтоб не за застили небес Тучи копоти и пыли, Чтоб прозрачны реки были Будь здоров, зеленый лес! 3 ученик: Чтоб навеки не исчез Зверь лесной и птица тоже Процветай, наш друг хороший, Будь здоров, зеленый лес! 4 ученик: Пусть лучше и краше Сама, как весна, Становится наша Родная страна! Викторина. 1. Почему весной и в начале лета запрещена охота на животных? 2. Какова причина лесных пожаров? 3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота) | |
Просмотров: 2183 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|