Значение интегрированных уроков в развитии творческого мышления школьников.В основу определения и построения содержания образования в начальной ступени наряду с другими принципами обучения положены принципы интегративного характера обучения. Интегративный, т.е. объединяющий части в одно целое. - Направленность процесса обучения на формирование у учащихся навыков учебной деятельности поможет осуществить внутри предметную интеграцию. Формированию у детей представления о языке, усвоения умений устной и письменной речи, восприятию текста, художественных образов способствуют интегрированные уроки обучения грамоте и письму, а в дальнейшем уроки русского языка и словесности. Отбор содержания предметов труда и ИЗО осуществляется по деятельностным принципам. В программах этих предметов наблюдается интегративный характер. Например, сконструированные на уроках труда изделия могут быть украшены на уроках рисования. В интегрированных уроках широко наблюдается межпредметная связь. Соблюдается принцип общности объекта (метода) изучения или коренная цель - единство различных целей. Из своей практики я заметила, что дети с большим желанием и интересом выполняют рисунок или поделку, если предварительно была проведена словесная работа, дана внешняя характеристика изучаемого предмета, обсуждены повадки или мотивы поведения. Например, в 1 кл. на уроке ИЗО есть рисование на тему "Почему у ласточки хвост рожками". Перед тем как приступить к выполнению рисунка, прочитали сказку, рассмотрели иллюстрации. Затем дети выразили своё отношение к основным героям сказки. Дали характеристику особенностей поведения ласточки (быстрая, ловкая, смелая, выносливая). Описали её внешность (размер, форма тела, хвоста, цвет оперения). И только потом приступили к рисованию. Отрадно было, что дети критически относились к своей работе, исправляли свой рисунок, старались изобразить ласточку так, чтобы отобразить в своём рисунке особенности её фигурки. В 3 классе я провела интегрированный урок на тему "Скульпторы зверей. Снежный барс". На этом уроке было поставлено несколько целей, но все они сводились к тому, чтобы более точно вылепить фигуру барса, отразить в своей работе его особенности и передать характер. На уроке наблюдалась межпредметная связь уроков: чтения, русского языка, познания мира, ИЗО, труда. Перед тем, как приступить непосредственно к лепке животного, детям было дано представление о скульптуре, дети работали с текстом. На основе которого была проведена словарная работа, беседа по содержанию текста, затем были выписаны словосочетания, характеризующие внешность и повадки барса. Урок способствовал расширению знаний детей об окружающей деятельности. Интегрированных уроков в программе не так много, но считаю, что проводить их надо, т.к. они дают полное представление об изучаемом на уроке объекте. Лукьянова Т.В., Павлодарская область город Аксу, СШ №8
|