Урок русского языка в 4 классе Учитель: Пальмина А.Г. Тема: "Неизменяемые имена существительные" Цель урока: Познакомить с несклоняемыми существительными. Совершенствовать навыки определения склонения существительных. Развивать грамотное письмо. Научить ценить и беречь друзей, дорожить дружбой. Ход урока: I. Чистописание. - А что по вашему такое дружба? - Какие буквы мы встретили в слове “дружба”? (Дд Рр Уу Жж Бб Аа) - А кто такие друзья? - Давайте запишем пословицу : Человек без друзей, что дерево без корней. - Как вы понимаете эту пословицу? II. Словарная работа. (На доске пословицы, дети вставляют пропущенные словарные слова) Умный себя винит, глупый – своего.....(товарищ) Без друга на.....вьюга. (сердце) Будь друг, да не.....(вдруг) Друг неиспытанный – что.....нерасколотый. (орех) Крепкую дружбу.....не разрубишь. (топор) III. Объявление темы урока. - Мы написали слова, а какое слово здесь лишнее? ( вдруг) - По каким признакам вы догадались, что все остальные слова это существительные? - А что вы еще знаете о существительных?( дети рассказывают правило) Существительное – самостоятельная часть речи. Существительные отвечают на вопросы “кто?” “что?” и обозначают предмет. Существительные встречаются одушевленные и неодушевленные. Существительные изменяются по родам, числам, падежам. - Сегодня мы должны вспомнить все, что мы знаем о существительном и продолжим работу над склонением существительных. Работа в парах. 1. Перед вами конверты с заданиями. Откройте их и достаньте задание №1. - Раз мы говорим с вами о дружбе, давайте просклоняем слова друг и друзья. (Дети выполняют работу по вариантам, после чего идет взаимная проверка) (После выполнения работы на экране появляется выполненная работа) Именительный падеж (кто?) друг (кто?) друзья Родительный падеж (кого?) друга (кого?) друзей Дательный падеж (кому?) другу (кому?) друзьям Винительный падеж (кого?) друга (кого?) друзей Творительный падеж (кем?) другом (кем?) друзьями Предложный падеж (о ком?) о друге (о ком?) о друзьях - Что называется склонением? - Давайте вспомним , сколько склонений имеет существительное и расскажем об их особенностях. ( дети называют признаки всех трёх склонений) 2. Перед вами строчка из песни: “Если с другом вышел в путь, веселей дорога.” -А теперь запишите слово “ с другом” и разберите его как часть речи. Физкультурная минутка. Работа в парах. 3. Возьмите лист с №2. - Перед вами слова, укажите род и склонение существительных. Дело, труд, работа, день, отец, домино, мышь. (с проверкой) - А сейчас поставьте все эти слова в дательном падеже.( с предлогами) - Давайте проверим. - Что вы заметили? 4. Как вы думаете, все ли существительные можно склонять? (Есть такие существительные, которые не изменяются по числам и родам) - Почему эти сущ. не склоняются? придумайте и запишите предложение со словом “домино”; делаем разбор предложения; разберите слово “ играют” по составу. Работа в парах. 5. Работа с учебником. (стр.20-21) Упр. 61 с 20 – с комментированием Упр. 63, 64 – выписать несклоняемые существительные. - Что вы можете сказать про эти существительные? (эти существительные не склоняются) - Можно ли у этих существительных выделить окончания? - Почему? - Можно ли у них определить склонение. - А какие еще есть слова несклоняемые? (какао, кофе, и.д.) 6. Проверка усвоения. IV. Проверка знаний. - Возьмите лист № 3 , выполните тест. 1. Подчеркни слова 1 склонения. Солнце, зима, день, Света. 2. Подчеркни существительное в родительном падеже. Сочинить о зиме, уйти от погони, рассказать маме. 3. Подчеркни несклоняемые существительные. Одеяло, метро, окно, кофе, село, пальто. V. Итог. - Что же вам понравилось в уроке? - Что нового вы узнали? VI. Домашнее задание. - Какие выводы мы можем сделать? Упр. 62 стр.21, правило на стр. 20.
|