Министерство науки и образования Республики Казахстан Метод проектирования в начальной школе проект Составила: Моравец О.Г. учитель начальных классов сш № 28 с. Акбулак Осакаровского р-на Карагандинской обл. 2009 год Актуальность Основная и самая важная задача современного казахстанского образования на данном этапе- это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности. 1. компетентность разрешения проблем (самоменеджмент). 2. информационная компетентность. 3. коммуникативная компетентность. Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностны качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление. Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Анализ ситуации. Современный этап развития начального образования характеризуется появлением альтернативных педагогических проектов и систем, сменой образовательных парадигм, переходом от массово- репродуктивных к личностно развивающихся педагогическим технологиям. В общем характере и стиле педагогического процесса, всё большее распространение приобретают вариативные программы, модель обучения. Вместе с тем результаты исследований профессиональной деятельности учителей начальной школы свидетельствует о недостаточной психолога- педагогической и методической подготовленности многих педагогов к решению встающих перед ним задач. Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Поэтому в современной начальной школе метод проектирования находится в “ дальней папке”. Многие школы не применяя метод проектирования, или применяя его элементы, ссылаются на проблемы социализации детей, месторасположения школы, что дети, приходящие в первые классы не посещали детские сады. Многие педагоги ссылаются на то, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще сижком малы для проектирования . Я считаю, что каждый учитель начальной школы должен понимать, что проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации но и так же обеспечить процедуру учёта вне учебных достижений обучающихся. Противоречие. Между необходимостью и важностью метода проектирования в начальной школе и недостаточным пониманием значительности данного метода в начальной школе. Проблема. Заключается в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации метода проектирования в начальной школе. Цель. Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в младших классах. Задачи. -дать характеристику проектной деятельности младших школьников. -рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников. -определить этапы и содержание работы над проектом в начальной школе. -определить методику выполнения проектов начальной школы. -разработать критерии оценки, проектов младших школьников. Гипотеза. Если начальная школа будет продуктивно работать в режиме проектной деятельности это будет способствовать развитию ключевых компетентностей на более высоком уровне. Объект. Процесс формирования ключевых компетенций в современной школе. Предмет. Методические условия проектирования в начальной школе. Типы проектов. 1. Исследовательский – учатся ставить проблемы, определять их значения, проводить и описывать эксперименты, составлять рефераты, электронные презентации и практически всё это осуществлять. Данный проект выполняют сильные учащиеся с высоким интеллектуальным уровнем развития и глубокие знания по предметам. 2. Ролево - игровой ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). 3. Информационно –практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.). 4.Творческий ( оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели постановка спектаклей или шоу, создание видео и мультфильмов, объясняющих какой- либо процесс или явление.). Такая работа под силу хорошим ученикам с достаточным уровнем знаний по предмету. 5. Макетный – создание макетов различных приборов и механизмов, изготовление наглядных пособий для школы, организация коллекций методических пособий. В таком типе проектов, как правело, принимают участие слабые ученики. По составу участников проекты могут быть: 1. индивидуальный. 2. парный. 3. групповой. Этапы проекта. 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью:- в каких источниках можно найти информацию:- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование):- с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта- практическая часть. 4. Подведение итогов- определение задач для новых проектов. Технологическая карта Организации проектной деятельности учащихся. Этапы Педагогические задачи Средства обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты, Оформление результатов подготовительный Создание мотивации, Определение темы, и Целей проекта. Видео- материалы, Иллюстрации. Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в постановке целей. Обсуждают предмет с учителем, получают дополнительную информацию, формулируют цели. Создан положительный настрой на предстоящую деятельность, определены темы и цели проекта. Планирование Научить планированию работы над проектом: - определять источники информации, - способам сбора и анализа информации, - способом представления результатов в различных формах: реферата, статьи, выступления, альманаха, спектакля, сценария игры, справочника и т.д. - установлению процедур оценки и критериев оценки процесса и результата, - распределять обязанности в группе. Предлагает идеи, высказывает предположения. Вырабатывают план действия, формулируют задачи каждого участника проекта. План работы над проектом, выбор формы отчёта, определение оптимальных способов сбора и анализа информации. Исследование Научить проведению исследования: - формулированию, проблемы, - выдвижению гипотезы решения проблемы, - выбору методов исследования и процедуре использования методов, - способом анализа информации, формулированию выводов. Учебная литература, дополнительная литература ( хрестоматия, энциклопедии, научная и научно-популярная литература), интернет- ресурсы, медиатеки. Наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью, осуществляет контроль над промежуточными результатами работы ученика. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Отчёт о выполнении индивидуальных и групповых заданий: список литературы по проблеме исследования. Аннотации. План прочитанного. Тезисы, конспекты прочитанного; представление результатов анкетирование, спросов, наблюдения, интервьюирования, опыта, эксперимента. Результаты или выводы. Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов. Подготовлены исследовательские материалы. Наблюдет, советует, возглавляет экспертную группу учащихся. Анализирует материалы выполненного исследования, обрабатывают их. Представления подготовленных материалов в письменной или устной форме. Сценарий защиты проекта. Представление или проект. Сформировать умения презентации материалов. Слушает, задаёт вопросы в роли рядового ученика. Отчитываются, обсуждают, отвечают на вопросы оппонентов. Устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт. Оценка результатов и процесса. Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку, оценить процесс и результат. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности качество отчёта. Участвует в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Оценка в баллах, качественная оценка, рейтинговая оценка, самооценка, взаимооценка, процесса и результата. Список использованной литературы 1. Голицына Н. С. , Сенновская И. Б. Проектный метод. 2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М. 2005 3. Журнал Педагогическая мастерская – 2004 г 4. Журнал Современный урок – 2008 г 5. www.obrazpress.ru
|