Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок литературного чтения в 3 классе Учитель начальных классов Тайбагарова А.М. Актюбинская область Каргалинский район Алимбетовская средняя школа – детский сад Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Цели и задачи урока: Аналитическое восприятие частей рассказа; продолжить знакомство с великим композитором, музыкантом Э. Григом; организовать эмоционально – эстетическое восприятие произведения; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; развивать умение формировать идею произведения, развивать речь учащихся; развивать творческое воображение через слово, музыку; прививать любовь к музыке, к чтению, учить слушать и понимать их. Оборудование: интерактивная доска, музыкальное произведение Э. Грига «Утро», музыкальное произведение Курмангазы «Сарыарка», слайды с изображением природы Норвегии, портреты Грига и Курмангазы. Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, вопрос-ответ Ход урока: 1. Организационный момент. - Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово. У вас хорошее настроение? Тогда прошу вас принять позу внимательного слушателя, и начнем урок. – Вы, наверное, часто задаете вопрос: «Почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?» Музыка на восприятие (спокойная, нежная) - Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты, художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной. Музыка делает нашу жизнь прекрасной и есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. Назовите, каких великих композиторов вы знаете? (Чайковский, Бах, Бетховен, Григ) Среди казахских композиторов это? ( Дина Нурпеисова, Даулеткерей, Таттембет, Курмангазы, Абай и др.) Музыку таких великих людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги. Слайд №1 – портрет Курмангазы - На уроке музыки вы знакомились с биографией и творчеством великого казахского композитора Курмангазы. Сейчас вы услышите его музыкальное произведение «Сарыарка» (звучит кюй на домбре в исполнении учителя музыки). - Что вы представили, слушая кюй Курмангазы? (шелест травы, топот лошадей, дуновение ветра) - Не случайно я начала урок с произведения Курмангазы. Слайд №2 – портреты Курмангазы и Грига - Два великих композитора жили в 19 веке. Слайд №3 - карта мира - Посмотрите на карту. Большое расстояние отделяло этих двух музыкантов. Но они думали, творили волшебство для людей одинаково. Слайд № 4 - название произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», портрет музыканта, эпиграф «Волшебник и великий музыкант» ( К. Г. Паустовский) Сегодня на уроке, работая над замечательным произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига. Музыкальное произведение Грига поможет нам представить себе краски норвежской природы, плеск волн моря, горное эхо и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского. Эпиграфом к нашему уроку будут слова К. Г. Паустовского «Волшебник и великий музыкант» (дети говорят хором). - Кто такой Э. Григ? (ответы детей) Слайд №5 – иллюстрация к рассказу – Э. Григ и Дагни - Какой эпизод изображает иллюстрация? Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен. Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное? Инсценирование «Встреча Э. Грига и Дагни». Тихо звучит музыка Грига «Утро» - Наши маленькие артисты: Э. Григ – Канапиев Жанат, Дагни – Абдрахманова Дария - Так что же в диалоге самое главное? (Григ придумал сделать подарок девочке) - Как вы думаете, прочему Григ решил сделать Дагни подарок? (Она мала, но трудолюбива, доверчива, мила, красива, чутка, имеет доброе сердце и т.д.) - Что надеялась получить в подарок Дагни? - Почему композитор отсрочил свой подарок? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок – музыку) - Не всегда дети понимают сложную музыку. Сколько лет тогда будет Дагни? (18 лет) 3. Анализ произведения. - На первом уроке мы с вами очень внимательно прочитали рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Скажите, на сколько частей мы разделили рассказ? Составляя план рассказа и озаглавливая каждую часть, в названиях мы отразили то главное, о чем говорится в каждой части. Слайд №6 – план Прочитайте в тетрадях заглавия. 1. Встреча композитора Э. Грига и Дагни. 2. В доме композитора. 3. Дагни в гостях у дяди и тёти. 4. Дагни в театре на концерте. - Где происходили события, описанные в рассказе? ( В лесах около г. Бергена, у моря) - появляется слайд №7 – рисунок с изображением моря и леса. 5. Анализ 1 и 2 части (слайд №8 –изображение осеннего леса, звучит музыка Грига «Воздух» 1 часть. - У рассказа «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается рассказ. - Зачитайте описание осеннего леса, где любил ходить Григ. (пение птиц, музыка) - Красиво в норвежском лесу? Музыка помогла нам представить осенний лес. - Зачем приходил Григ не однажды в лес? (бродя по лесу, он черпал вдохновение от природы) 2 часть рассказа «Дом композитора» -появляется слайд №9 – комната Грига - Прочитайте, каким он был? Почему? С чем сравнивается дом композитора? Как называется этот литературный прием? - Что было украшением дома и почему? Прочитайте. Какой литературный прием использовал автор? - Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в это место рассказа? (вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке, ведь он отражает в произведениях окружающую жизнь) - Во 2 части найдите самые важные слова и объясните, почему они являются главными? (Жизнь удивительна и прекрасна, Григ отдал молодежи жизнь, работу, талант, отдал всё без возврата) Физминутка (ролевая разминка) - Кто подслушивал Грига? (нарисуйте словесные картины, добавьте свою фантазию) - Закройте глаза, представьте себе это. Встаньте. Изобразите подслушивающих синиц, прачку, Золушку, сверчка. 6. Анализ 3 и 4 части. Дагни в гостях у дяди и тёти. Дагни в театре и на концерте. - Прошли годы. Что изменилось в её жизни? Куда её отправил отец? - Куда любила ходить Дагни в городе? - Как она чувствовала себя после спектаклей? (чтение) - Почему она плакала? (чуткая, впечатлительная) - Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли, кинофильмы или читали книгу? - Вот Дагни собирается на концерт. Словами нарисуйте её портрет (с. 371). - Кто знает, что такое белые ночи? На севере в начале лета бывают белые ночи. Ночью светло, так как солнце ненадолго прячется за горизонт. В каком городе России бывают белые ночи? Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке. Всё так чудесно и таинственно, что ждёшь, вот-вот произойдёт чудо. И чудо происходит. Какое? (Дагни получает подарок) - Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни. Может это? Послушайте музыку « Хольберг-сюита». - Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочтём об этом (чтение). - Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ умер, она не скажет ему спасибо за подарок) - За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте. - Какую главную мысль открыла для себя Дагни? Слайд №10 - пословица «Доброе дело само себя хвалит» - Как вы понимаете эти слова? Что же делает человека вечным? (дела, поступки, талант, жизнь) - Вернёмся к началу урока, давайте выделим общее и различное в творчестве, жизни, биографиях двух композиторов (дети составляют диаграмму Венна на доске). Затем появляется слайд №11 – диаграмма КУРМАНГАЗЫ: 1. домбра 2. Казахстан 3. музыка на слух 4. пейзаж: степь ГРИГ: 1. рояль 2. Норвегия 3. нотная грамота 4. пейзаж: лес, горы, море ОБЩЕЕ: 1. великий музыкант 2. композитор 3. воспевает окружающий мир 4. жили в одно время 7. В исполнении учителя музыки звучат произведения Грига и Курмангазы на пианино. Итог урока: - Да мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе, добром волшебнике и великом музыканте. - Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе Паустовского? (о красоте природы, о прекрасных людях, т. е. о внутренней и внешней красоте, о хорошей жизни, чудесных подарках – духовных, о музыке, театре, литературе, которые учат видеть прекрасное). Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос «Чем должен жить человек?». Вы внимательно перечитаете чудесный рассказ Паустовского, думаю, что ваши мысли станут более мудрыми. Если ваш ответ не совпадет с мнением Грига, Паустовского, Дагни, вы имеете полное право высказать и доказать свою точку зрения. Использованная литература: Аудиозаписи произведений Э. Грига «Утро», «Хольберг-сюита», «Воздух». Произведение Курмангазы «Сарыарка» - кюй. Учебник литературного чтения для 3 класса издательства «Атамура» - 2010 год. Методическое пособие по литературному чтению для учителя – 2010 год. Журналы «Начальная школа Казахстана». | |
Просмотров: 8300 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|