Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель начальных классов Тайбагарова А.М.
Актюбинская область Каргалинский район
Алимбетовская средняя школа – детский сад
Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели и задачи урока: Аналитическое восприятие частей рассказа; продолжить знакомство с великим композитором, музыкантом Э. Григом; организовать эмоционально – эстетическое восприятие произведения; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; развивать умение формировать идею произведения, развивать речь учащихся; развивать творческое воображение через слово, музыку; прививать любовь к музыке, к чтению, учить слушать и понимать их.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальное произведение Э. Грига «Утро», музыкальное произведение Курмангазы «Сарыарка», слайды с изображением природы Норвегии, портреты Грига и Курмангазы.
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, вопрос-ответ
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово.
У вас хорошее настроение? Тогда прошу вас принять позу внимательного слушателя, и начнем урок.
– Вы, наверное, часто задаете вопрос: «Почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?»
Музыка на восприятие (спокойная, нежная)
- Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой.
И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты, художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.
Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной. Музыка делает нашу жизнь прекрасной и есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту.
Назовите, каких великих композиторов вы знаете? (Чайковский, Бах, Бетховен, Григ)
Среди казахских композиторов это? ( Дина Нурпеисова, Даулеткерей, Таттембет, Курмангазы, Абай и др.)
Музыку таких великих людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги.
Слайд №1 – портрет Курмангазы
- На уроке музыки вы знакомились с биографией и творчеством великого казахского композитора Курмангазы. Сейчас вы услышите его музыкальное произведение «Сарыарка» (звучит кюй на домбре в исполнении учителя музыки).
- Что вы представили, слушая кюй Курмангазы? (шелест травы, топот лошадей, дуновение ветра)
- Не случайно я начала урок с произведения Курмангазы.
Слайд №2 – портреты Курмангазы и Грига
- Два великих композитора жили в 19 веке.
Слайд №3 - карта мира
- Посмотрите на карту. Большое расстояние отделяло этих двух музыкантов. Но они думали, творили волшебство для людей одинаково.
Слайд № 4 - название произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», портрет музыканта, эпиграф «Волшебник и великий музыкант» ( К. Г. Паустовский)
Сегодня на уроке, работая над замечательным произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига.
Музыкальное произведение Грига поможет нам представить себе краски норвежской природы, плеск волн моря, горное эхо и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова К. Г. Паустовского «Волшебник и великий музыкант» (дети говорят хором).
- Кто такой Э. Григ? (ответы детей)
Слайд №5 – иллюстрация к рассказу – Э. Григ и Дагни
- Какой эпизод изображает иллюстрация? Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен. Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное?
Инсценирование «Встреча Э. Грига и Дагни». Тихо звучит музыка Грига «Утро»
- Наши маленькие артисты: Э. Григ – Канапиев Жанат, Дагни – Абдрахманова Дария
- Так что же в диалоге самое главное? (Григ придумал сделать подарок девочке)
- Как вы думаете, прочему Григ решил сделать Дагни подарок? (Она мала, но трудолюбива, доверчива, мила, красива, чутка, имеет доброе сердце и т.д.)
- Что надеялась получить в подарок Дагни?
- Почему композитор отсрочил свой подарок? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок – музыку)
- Не всегда дети понимают сложную музыку. Сколько лет тогда будет Дагни? (18 лет)
3. Анализ произведения.
- На первом уроке мы с вами очень внимательно прочитали рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Скажите, на сколько частей мы разделили рассказ?
Составляя план рассказа и озаглавливая каждую часть, в названиях мы отразили то главное, о чем говорится в каждой части.
Слайд №6 – план
Прочитайте в тетрадях заглавия.
1. Встреча композитора Э. Грига и Дагни.
2. В доме композитора.
3. Дагни в гостях у дяди и тёти.
4. Дагни в театре на концерте.
- Где происходили события, описанные в рассказе? ( В лесах около г. Бергена, у моря) - появляется
слайд №7 – рисунок с изображением моря и леса.
5. Анализ 1 и 2 части (слайд №8 –изображение осеннего леса, звучит музыка Грига «Воздух»
1 часть.
- У рассказа «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается рассказ.
- Зачитайте описание осеннего леса, где любил ходить Григ. (пение птиц, музыка)
- Красиво в норвежском лесу? Музыка помогла нам представить осенний лес.
- Зачем приходил Григ не однажды в лес? (бродя по лесу, он черпал вдохновение от природы)
2 часть рассказа «Дом композитора» -появляется слайд №9 – комната Грига
- Прочитайте, каким он был? Почему? С чем сравнивается дом композитора? Как называется этот литературный прием?
- Что было украшением дома и почему? Прочитайте. Какой литературный прием использовал автор?
- Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в это место рассказа? (вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке, ведь он отражает в произведениях окружающую жизнь)
- Во 2 части найдите самые важные слова и объясните, почему они являются главными? (Жизнь удивительна и прекрасна, Григ отдал молодежи жизнь, работу, талант, отдал всё без возврата)

Физминутка (ролевая разминка)
- Кто подслушивал Грига? (нарисуйте словесные картины, добавьте свою фантазию)
- Закройте глаза, представьте себе это. Встаньте. Изобразите подслушивающих синиц, прачку, Золушку, сверчка.
6. Анализ 3 и 4 части. Дагни в гостях у дяди и тёти. Дагни в театре и на концерте.
- Прошли годы. Что изменилось в её жизни? Куда её отправил отец?
- Куда любила ходить Дагни в городе?
- Как она чувствовала себя после спектаклей? (чтение)
- Почему она плакала? (чуткая, впечатлительная)
- Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли, кинофильмы или читали книгу?
- Вот Дагни собирается на концерт. Словами нарисуйте её портрет (с. 371).
- Кто знает, что такое белые ночи?
На севере в начале лета бывают белые ночи. Ночью светло, так как солнце ненадолго прячется за горизонт. В каком городе России бывают белые ночи?
Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке. Всё так чудесно и таинственно, что ждёшь, вот-вот произойдёт чудо. И чудо происходит. Какое? (Дагни получает подарок)

- Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни.
Может это? Послушайте музыку « Хольберг-сюита».
- Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочтём об этом (чтение).
- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ умер, она не скажет ему спасибо за подарок)
- За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте.
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни?
Слайд №10 - пословица «Доброе дело само себя хвалит»
- Как вы понимаете эти слова? Что же делает человека вечным? (дела, поступки, талант, жизнь)
- Вернёмся к началу урока, давайте выделим общее и различное в творчестве, жизни, биографиях двух композиторов (дети составляют диаграмму Венна на доске).
Затем появляется слайд №11 – диаграмма
КУРМАНГАЗЫ:
1. домбра
2. Казахстан
3. музыка на слух
4. пейзаж: степь

ГРИГ:
1. рояль
2. Норвегия
3. нотная грамота
4. пейзаж: лес, горы, море

ОБЩЕЕ:
1. великий музыкант
2. композитор
3. воспевает окружающий мир
4. жили в одно время

7. В исполнении учителя музыки звучат произведения Грига и Курмангазы на пианино.
Итог урока:
- Да мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе, добром волшебнике и великом музыканте.
- Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе Паустовского? (о красоте природы, о прекрасных людях, т. е. о внутренней и внешней красоте, о хорошей жизни, чудесных подарках – духовных, о музыке, театре, литературе, которые учат видеть прекрасное).

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос «Чем должен жить человек?». Вы внимательно перечитаете чудесный рассказ Паустовского, думаю, что ваши мысли станут более мудрыми. Если ваш ответ не совпадет с мнением Грига, Паустовского, Дагни, вы имеете полное право высказать и доказать свою точку зрения.
Использованная литература:
Аудиозаписи произведений Э. Грига «Утро», «Хольберг-сюита», «Воздух».
Произведение Курмангазы «Сарыарка» - кюй.
Учебник литературного чтения для 3 класса издательства «Атамура» - 2010 год.
Методическое пособие по литературному чтению для учителя – 2010 год.
Журналы «Начальная школа Казахстана».
Категория: Начальная школа | Добавил: Алма58 (2014-01-17) | Автор: Тайбагарова Алма Мутигуллиновна E
Просмотров: 8300 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 4:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru